Рецензии на произведение «Падучие звёзды»

Рецензия на «Падучие звёзды» (Георгий Прохоров)

Здравствуй.Юра! Прочитала повесть еще раз,уже все части вместе. Очень Непростая история получилась... можно сказать,что оставила после прочтения "горькое послевкусие" . Тяжело рассуждать на болезненную тему,описывать происходящее по истечению почти 30 лет.Когда писатель пишет, (автобиографическую вещь в особенности ),то для него это не меньшее происшествие,чем событие.которое он описывает.Отсюда колебания.отступления,попытки разобраться в тех или иных поступках,иногда попреки самого себя.Приведу цитату ".. Когда человек плачет - это личное дело плачущего. Когда плачет человек пишущий,когда он страдает,то он...может переживать свое горе подлинным образом.Но описание этого горя - не есть подлинные слезы,не есть подлинные седые волосы. Это всего лишь приближение к подлинной реакции.И осознание этой отстраненности создает действительно безумную ситуацию. Это нравственная шизофрения,раскол не сознания.но совести. Раскол на страдающего и пишущего..." Автор этих замечательных строк И.Бродский. Но ты все же пошел этой дорогой.Нашел в себе силы вновь вернуться в те годы ,дописать историю о любви,вынести ее на страницы повести , проанализировать и прокомментировать случайно уцелевшие письма( случайно ли?)....Разобраться в поступках своих и своей избранницы..Хотя нервы на пределе. Сам себя в некоторых местах готов растерзать. Я читаю и чувствую.как тебе больно..Полное искреннее раскрытие самого себя в смысле взрыва чувств и любовных порывов,готовность идти буквально на все.Почему же произошел разрыв отношений?Почему сказка не стала былью?Ты заставляешь читателя всматриваться в текст и находить средства защиты и обвинения одновременно. Но,главное.ты чувствуешь каждый момент отношений сам и передаешь эту атмосферу отношений только тебе присущими художественными приемами. Эпизоды ,словно пазлы ,складываются в картинку. Вижу.как ты крутишь в зубах желтый кленовый лист."...зажал его ножку зубами и так шел . С ней и счастием." Но " ..она попросила выкинуть лист и так не ходить." Эпизод в электричке "..каталось солнышко счастием между сидений в вагоне,подпрыгивало.В ушки целовало"-как красиво.поэтично.сказочно.... Несколькими словами передал удивительное состояние .Любимая рядом. Все хорошо.Позже получил упрек по поводу того.что героине пришлось заниматься вопросом ночлега.... Еще пример.теперь уже из письма.."Знакомые ребята мечтают продать меня в гарем,а деньги пропить.Говорят,что сейчас самое время ,пока товарный вид не потеряла. Поторопитесь. И следом твои комментарии "...я влюбился просто. И хотел,чтобы события развивались несколько другим способом.то есть Прекрасная дама,колени,а не тахта у друзей.к которой меня подгоняли прутиком." Она пишет."...Приезжай скорей"и дальше подробно ,как и чем доехать. И что же дальше?"...Я позвонил.когда прилетел.потом из города.Разговаривал с ней.Она сказала,что ждет.Я приехал и нашел по ее описанию тот двор.Но ее уже не было". Как расценивать ? По своему опыту(я жила в Москве примерно в те годы)- это известные фокусы "московских штучек"- поставить приезжего человека в пиковую ситуацию и посмотреть,что будет? .Предвестники современных светских див,рублевских жен."элитных" девушек "по сопровождению" и прочее.К тому времени они уже народились и стали размножаться с необыкновенной скоростью.Картинка получается не в пользу героини. Получается.что возле метро красивая,молодая,стройная,смелая и активная девушка ,по тому времени даже ультрасовременная(иллюстрацией могут служить непонятные компании с возлияниями и прочим),увидев респектабельного и перспективного мужчину,решила познакомиться с ним весьма оригинальным способом и затем в письмах приложила максимум усилий ,чтобы развить и продолжить отношения,а потом раздумала.Даже был сделан акцент на хозяйственность- воздействие на зрелого мужчину путем регулярно вставляемых реплик ."Варенье варю.шью.вяжу" и прочее. Почему бы не добавить к своей характеристике(начитанная.умная.пишет стихи!) еще пару "плюсиков"? Это мальчишки не обращают внимания на хозяйственность любимой.Они считают,что все само собой варится,стирается,убирается(как с мамой). А зрелый мужчина,побывавший в "шкуре мужа",обязательно отметит эти качества как положительные и увязнет еще глубже. Все-все с ее стороны было игрой.Об этом написала ее подруга Ольга.Девочка просто прорепетировала методы обольщения и управления "сильным полом" . А в отношении болезни.якобы привнесенной ,вообще надо поставить большой вопрос.А была ли она.болезнь? Просто еще одна капля - капля уже последняя,чтобы пролилась вода из полного стакана и оставила нашего героя .... растерянного.смятого.раздавленного,Незавершенность .недоговоренность.. смятение. Наш герой встретил девушку и подумал об одном: о необыкновенной девушке,которую,возможно,ждал всю жизнь. О,наконец,встреченной ,единственной любви.О Прекрасной Даме ...Но...он ошибся.Все его чувства -это были грезы,грезы любви. Фантазии на расстоянии ...Да,письма очень хорошие.А действительность? Повесть глубока по своему замыслу.гораздо глубже обычных писем и любовной истории.И название "Падучие звезды" очень символично.Ведь в ней показано.как падают такие высокие нравственные категории,как Надежность.Благородство.Правда.Любовь,Верность,Вера,Дружба и дальше можно продолжить.. А прорастают ложь.коварство.измена.,похоть.интрига,. Хорошая повесть!Умная и поучительная. Написана твоим прекрасным свежим ярким образным языком.Написана от души.Есть в ней искренность,есть правда жизни,есть желание любить и быть любимым... и есть раскаяние.Великолепно выстроена композиция повести.Читается с неослабевающим интересом,как говорится,на одном дыхании.Прекрасное понимание природы. Роднение и единение с ней....Спасибо за повесть!,Желаю тебе еще много много раз пережить прекрасное чувство творческого вдохновения и радовать читателей новыми произведениями.

Людмила Шидер   10.03.2013 02:18     Заявить о нарушении
Спасибо с утра! Ты перещеголяла меня по объёму рецы (отклика). Я писал Коржову (но там я больше двигался по большому тексту и отталкивался от него). А у тебя не связано с прогоном по изложенному, а больше с эмоциями, ещё так же не остывшими переживаниями за судьбу сына, попавшего в Москву, не верящую слезам. Но ведь сейчас всё у него хорошо! Значит, раз на раз не приходится. Где слёзки от горя, где - от радости.
Спасибо! Как говорил недавно Андрей Панин: "Я не делю людей на хороших и плохих. Я смотрю, как они поступают в той или иной ситуации". И я это запомнил. Потому что сам, наверное, такой. Я не называю людей плохими или хорошими. Я всё жду от людей, чтобы они хорошо поступили. Хуже поступить легче. И на небо голову задирать не надо. Не надо смотреть на звёзды. Уткнись и думай, кто же тебя сегодня обидел и как бы ему покрепче насолить.
Спасибо, Женя! Надеюсь, что это всё-таки правда, а не только ты увидела в тридцати трёх-четырёхлетнем человеке того семнадцатилетнего паренька с лилией на шее, мечтающего в дым. Несмотря на эти "инязы", "бостоны", гладильни, фазижины.
А лилию мне до сих пор жалко. Я давно не рву лилии на Маленькой речке.

Георгий Прохоров   10.03.2013 11:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Падучие звёзды» (Георгий Прохоров)

Георгий, я перечитала это самое крупное ваше произведение.
Конечно, читать по второму разу историю развития отношений и их разрыва подробно невозможно (знаешь, что за чем последует, и оказываешься в положении господа бога, а это нечестно). Поэтому, начиная с переписки, я только прошлась по ключевым местам и очень внимательно вчиталась в прощальные стихи героини.
Неблагодарное и неблагородное занятие ставить себя судьей этим отношениям, но, на правах хорошей знакомой, и вспомнив сейчас во всех подробностях этот односторонне-эпистолярный роман, а также получив негласно ваше рарешение на личное замечание о личном в виде вопросов к читателям в финале, я со всей уверенностью утверждаю, что этическая и творческая правота в этой истории – на стороне девочки. Стихи ее обращены к вам – и это последняя ее попытка удержать, хоть на бумаге, то, что было между вами, – а было много (в ее глазах), раз есть стихи. Попытка неудавшаяся и обреченная. И качество этих стихов не имеет ровно никакого значения. Мне странно, что вам, спустя столько лет, когда утихли боли самолюбия, «смешно» читать эти стихи. Я бы на вашем месте испытала горечь утраты. И письма героини в финале были бы мною сожжены. И рассказ я бы назвала тогда – «Падучие звезды, сожженные письма». Ведь именно они – сумасшедшие, дерганые, быстро гаснущие – те самые падаюшие, то серебряные, то золотые – капли с неба. И отпала бы необходимость в совершенно лишнем, хоть и подсокращенном предисловии, призванном объяснить себе и читателю название вещи.
Ахматова (авторитет ли для вас?) любила повторять: Если надо объяснять, то не надо объяснять.
По поводу художественных достоинств и недостатков..
Да, вы неподражаемы в поэтических, в прозе, зарисовках памяти. Они вне всякой критики.
Только вот иногда и там вклиниваются эти вопросы к себе , или к Музе, или – самое неприятное – к читателю. Я уже привыкла называть эти вопросы у вас «хватанием себя за руку». Так ли я пишу? Так ли сказал? Не сказать ли по-другому?
Господи, если есть сомнение – нельзя писать. Вы не должны сомневаться в себе. Ваша манера чрезвычайно своеобразна. Вы должны писать быстро и беззастенчиво . Успевать написать абззац, пока капля летит к земле.Самое трудное – связки. НЕ пытайтесь с их помощью растолковывать читателю свой метод. Его нет , метода. Такого, чтобы можно было о нем дотошно рассказать.
Здесь уже ничего не улучшишь – вы перевозились с этой вещью.
Если будет сборник и эта вещь ляжет в его конце – половина вопросов из текста, объясняющих биографические связки, отконения от главной канвы, отпадет, так как ваша жизнь во всех написанных биографических рассказах встает стройно (вот как в моей памяти сейчас – я же все помню, что читала).
Пройдет время, и вы прочешете эти Падучие звезды на предмет лишнего. Сейчас это еще рано. Вы просто пройдетесь поиском по ключу «?» и безжалостно вычеркнете те вопросы, от которых тексту н е л у ч ш е . Именно «не лучше», а не «хуже». Ручаюсь, что уйдет 90 процентов.
На этом заканчиваю. Получилась не рецензия, а претензия. Увы! – второе прочтение…
Но о том, что рассказ в непосредственном впечатлении (первом) мне был не скучен, я писала в письме.
Всего вам доброго,
Галина.

Галина Докса   04.03.2013 15:05     Заявить о нарушении
Добрый день, Галина! Один маленький пунктик пока (потом подробнее): правильно ли Вы поняли, что стихи из последнего письма обращены не ко мне и не обо мне? Их написали и, наверное, переправили к старому герою нового романа. Об этом она пишет на полях машинописной страницы. Просто со мной "похвалились" вторым экземпляром. Разве я где-то говорил о своей высокости? Нет. К моему глубокому сожалению, я сейчас не верю в полную искренность её писем и правдивость. И где-то в первых и она тоже упомянула об этом, написала, что поначалу игралась. А тексты остались-то теми же и после по уровню. То есть, с героем игрались, потом не игрались, но писали (или переписывали) то же и так же.
Тексты красивые, и у меня до сих пор щемит сердце. Чего это я буду их сжигать? Чтобы подравняться с героями других романов? Но я же пал. Пусть другие девочки равняются. Большое спасибо!!!
Ваш Георгий.


Георгий Прохоров   04.03.2013 15:42   Заявить о нарушении
Я этого не поняла ни при первом, ни при втором чтении. Если это так и письма - лишь игра, то этот рассказ не стоило писать. Ему грош цена, то есть единственное, что могу сказать в этом случае об истории - какая пошлость. Но если вы все же сомневаетесь - а вдруг это вам (скажем, отчасти) посвящено, а не грубый выпад и желание уколоть, проучить, - тогда история существует, имеет интерес, а не является печальным доказательством вашей романтической ошибки. То есть он для меня существует.
Литература такая вещь что пошлость в себя допускает очень редко и с большим скрипом.
Но вам лучше знать, как было дело. Вопросы - если не сомневаетесь, лучше убрать. И все равно - если вас стихами, обращенными к сопернику, ставят на место в последнем письме и вы ни в чем не "повинны" в своих глазах, следует хоть немного войти в душу героини и попытаться не отмахнуться упоминанием комплекса отца (вы в отцы не годитесь), а объяснить - художественно - стимул поступка человека, к которому вас потянуло не одно лишь вожделение.
Но вы сами просили не особенно копаться в этом.
Георгий, вы простите, у меня очень плохо со связью, загружается через раз. Не знаю, прочту ли ответ, если последует.
Умоляю, не надо со мной судиться. Просто примите к сведению и поступайте как сами считаете нужным.

Галина Докса   04.03.2013 16:18   Заявить о нарушении
Ну, всё. Заканчиваем. Последний стих безо всяких сомнений обращён не ко мне. Письма пусть будут искренними. Ваше замечание насчёт убрать места, от которых не лучше-не хуже -- вот, что главное. А как быть в колбасе с наполнителем?! Уберёшь - и колбасы не будет. Есть же проходные места. Для информации, размышлений. Да, они умному читателю, а не умному тем более, зачастую скучны. Честно говоря, и мне, бывает, тоже. Вот, например, трактат о надёжности или благородстве. Неужели все с Вами согласятся, что его надо выкинуть? Я бы согласился.

Георгий Прохоров   04.03.2013 16:48   Заявить о нарушении
Про колбасу я что-то не нашла - искала по ключу "колбас".
Про благородство перечитала в третий раз. Слишком длинно, совершенно лишние выписки из Википедии. Сам по себе вопрос к месту, но с ним можно расправиться самому - отвечая, что есть благородство и надежность, в чем различие. Немного подумать и сформулировать - тонко, хлестко, на языке и в стиле произведения. Пусть не до конца, с многоточием... Как можете. Обращение к источникам - расписываться в своей слабости, в неумении сказать самому.Многоточие раскроет дальнейшее повествование. Опровергнув, между прочим, вывод из воображаемого диалога с Колькой. Или подтвердив. Кстати, в этом диалоге - длиной в абзац, путается "ты" конкретное (вопрос к Кольке) и сразу за ним "ты" как фигура речи. Получается, что вы Кольке приказываете - пиши, пиши. А он уже не на земле. Это досадный прокол, который легко исправить.
Когда перечитаете все спустя время как чужой, сами все увидите. Только не давайте себе никакой поблажки! Если будет колоть или скучно - думайте, почему это так, не говорите - "сойдет!".
Все перебранки с читателем и приятной женщиной надо убрать. Они мелки.
До ужаса. Язвительность и желчь в этом рассказе отравляют атмосферу. Он романтического свойста. Нельзя так растраиваться. Делиться натрое.
Больше не могу, Георгий, простите. Поставим точку, вы правы.

Галина Докса   05.03.2013 13:43   Заявить о нарушении
Добрый день! Когда рассуждают о чём-то и не совсем уверены в том, что все одинаково понимают термин, обычно приводят какое-то "объективное" его определение из других источников. Если его нет, тогда определение делают сами. Но это хуже, если первое работает. Я сам до конца не был уверен в том, что правильно понимаю термин "Благородство", поэтому привёл то, что сейчас легче всего - Википедию. Это, конечно, утяжеляет. Но делает рассуждения более строгими. А рассуждения, смею думать, не совсем пустяковые. Подумаю.
Насчёт перебранок с читателями. Я зову их к себе. Поближе. Ближе. Ближе. Ещё ближе. Пусть попробуют со мной и увидят, как просто. Не бегу, сломя голову, а оборачиваюсь, даю догнать и снова бегу. Спасибо.
Ваш Георгий.

Георгий Прохоров   05.03.2013 16:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Падучие звёзды» (Георгий Прохоров)

Здравствуй, Георгий!
Ну, что же… падучие звёзды получились. Да, правильно, что ты «слил» все части в единое целое.
Я тут раздумывала, что, по сути, отклик на произведение – это, чаще всего, проявление самого читателя, а не оценка того, что написано автором. Если писать о моей мгновенной сиюминутной реакции, то это больше будет рассказ обо мне, моих предпочтениях и моих мировоззренческих позициях. Так что, прежде всего в оценке повести нужно постараться избегать именно этого.
Итак, есть мастерски рассказанная история любви в письмах и, как по мановению волшебной палочки, она затягивает на определённую высоту, с которой, как оказалось, падать было очень больно. Хотелось сильного позитивного финала, но не случилось и с этим нужно просто смириться, потому что - такова жизнь и у каждого всё распределяется по-своему.
Что касается твоей повести, вне развития сюжета, то что тут может быть другого? Ты, как автор - на месте. Поэтому все восхищения остались прежними. У тебя по ходу изложения "искрит" множество замечательных слов, словосочетаний: "… Потом Вика тащила меня на второй этаж прелюбодействовать, но я не подписался. У меня же высокие чувства. А тут лезть, возможно, скрипеть или кричать, а другие слушать. Нет, нет, не пойдёт. - Хорошо, ваша цена. Мне хватало её красоты и очарования. Куда спешить? Вся жизнь впереди." Это один небольшой пример: "тащила меня на второй этаж прелюбодействовать, но я не подписался." То есть тогда ты не подписался, а потом подписался, но лучше бы ты не подписывался! - как потом выяснилось... Тут опять - стоп! Это ваши с ней личные отношения (или ЛГ), и не моё дело вмешиваться...
Ну вот как можно что-то цитировать из твоей повести то, что зацепило, удивило, умилило, восхитило и проч.?.. Тут на половину текста нужно давать ссылки. Стиль особенный, неповторимый и неподражаемый. И рассуждений твоих хочется и побольше!
Дальше просто отрывочно:
- удивляешь способностью зафиксировать внимание на букашке в чашечке кувшинки;
- заставляешь задуматься про спичечную коробку… интересно, что сначала у тебя – пустая спичечная коробка (она), а потом - и спичечный коробок (он) - мальчик-девочка?
- представляется абсолютно фотографическая картинка, как ты шёл с листиком в зубах;
- про ИНТУИЦИЮ ПРАВДЫ - занятный вывод (надо будет потом подумать над этим);
- и медовые воспоминания - так медово описаны тобой(!);
- очень озвучено получилось, когда ты запел про «дорогую мою столицу», хоть и пел про себя…
Оболенский (и я с ним, конечно, согласна) отметил твоё мастерское умение - вставлять прямую речь в ткань текста.
Сумбурненьковато получилось, извини…:-)

И,конечно, вопрос о планах: есть ли какие-то задумки написать что-либо ещё? Ты ведь не бросишь нас, читателей, в бесполезном ожидании... :-)
С уважением, Вера.

Вера Июньская   27.02.2013 12:51     Заявить о нарушении
Звёзды красиво летят с сумасшедшей скоростью, потом их тормозит ветер, потом они горят, уже не летят, а падают, взрываются и рассыпаются на множество маленьких кусочков. Искать надо. Даже на дне озера. И тебе, и мне. Достанется? Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана... И что осталось ныне?! Только имя!!
Здравствуй, Вера! Ты же женщина! Чего испугалась?! Это же прекрасно - неподдлельная, живая, сиюминутная женская реакция! Только, чтобы голову не разбила. Потому как могут события происходить на кухне, а там много подручных средств под рукой. И все знакомые, не выдадут. Это я о сковородках. Или керамических чашках. Тоже очень хорошие друзья.
Спасибо за твоё внимание к тексту. Это уже у тебя фирменное. Про коробок, кажется, моя оппонентка написала в переписке.
Рад, что ты меня представила в зубах. Это была неплохая картинка.
На ИНТУИЦИЮ ПРАВДЫ обратила внимание. Я предлагаю ввести этот термин в обиход. Просто заметил, что, когда читаешь, то сразу чувствуешь, ещё не умом, а нутром, брехня или нет.
Спасибо!! Твой Георгий.

Георгий Прохоров   27.02.2013 13:54   Заявить о нарушении
Не, я - не из трусливых... Ты, главное, пиши ещё, чтобы было на чём "оторваться", а уж выразить неподдельную, живую, сиюминутную женскую реакцию - это запросто! :-)))
Успехов!

Вера Июньская   28.02.2013 11:04   Заявить о нарушении