Рецензии на произведение «Незабываемое»

Рецензия на «Незабываемое» (Грачева Арина)

"Жизнь заставит поутихнуть страсти..."

Жизнь многое заставит сделать... пред вечностью мы все равны...

Владислав Попов 2   03.07.2020 10:42     Заявить о нарушении
...ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий (с)

спасибо!)

Грачева Арина   15.07.2020 13:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Незабываемое» (Грачева Арина)

Арина, здравствуйте, вот вы где.
А знаете, я не согласен с вами. Вы пишите:
"и тяжко сознавать, что не случится
переступить опасную черту,
что жизнь заставит поутихнуть страсти..."

Я очень рад, что "поутихли страсти", только теперь, когда они поутихли, впервые начал ощущать то, что можно, наверное, можно назвать Любовью с большой буквы, впервые почувствовал, что могу Любить, а не испытывать страсти.

Страсти ослепляют нас, очаровывают, превращают в марионеток, где кукловодом будет случай или гормональный фон в крови. Мы (я имею в виду людей пишущих и читающих) очень привязаны к страсти: и не мудрено - о ней писали поэты и писатели всех времён и народов. Но мы не писали и не читали о любви, мы не знаем что это такое, потому что нет языка, описывающего любовь, но зато как разработан язык страсти, язык поэтических образов, рисующих страсть. Мы положительно склоняемся перед страстью, воспеваем её, ставим в пример для подражания. Орфей и Эвредика, Ромео и Джульетта, Анна Каренина и Алексей Вронский, Григорий и Аксинья и так далее - всё это примеры страсти, всё поглощающей и сжигающей. Но мы не знаем ничего о Любви, о том, что может быть за страстью или помимо неё: никто не пишет о Любви.

Страсть, романтическая влюблённость, влечение - вот что является объектом поклонения для писателей и поэтов, для читающей публики. И сам я писал о страсти на стихире,но вот теперь всё позади: "поутихли страсти", сознание очистилось от дурмана, а кровь от тестостерона, теперь впервые за свою жизнь я могу Любить.

Несвобода и даже рабство страсти и влюблённости воспринимается нами как блаженство и вознаграждение, но только до тех пор, пока не поймёшь, что это сладкое рабство, до тех пор, пока не откажешься от страсти и не начнёшь учиться настоящей любви, любви свободной от тестостерона, от запечателения в моём сознании объекта страсти. Обретая свободу от страсти, мы теряем кандалы и путы, с которыми теряем и блаженство, теряем горячность крови, восторг и трепет души. Но эта потеря может восполниться мудростью и свободой Любви, настоящей Любви, но этого не происходит, люди продолжают мыслить и видеть, ощущать и рассуждать в категориях и образах страсти. Всё, написанное о страсти под словом любовь, налагает на нас какую-то непроницаемую завесу, которую некому разорвать, чтобы увидеть свет истинной любви, а не страсти, называемой любовью. Бедность нашего языка...

В детстве наше восприятие боле чутко, более непосредственно и ярко, потому что всё окружающее для нас ново и нет зашоренности воспитания, с годами мы теряем это восприятие и с ностальгией можем вспоминать детство, те красочные дни и бесконечное течение времени одного дня или часа. Но расставшись с детством, потеряв яркость и непосредственность восприятия, мы обретаем свободу творчества, такую, какой не знает детство, потому что оно ещё наивно, неумело, необразованно, неразвито, неискушённо. Культура входит в нас, когда мы взрослеем и мы становимся частью культуры.

А вот страсть так и не находит в нас себе замены равноценной: почему-то или обращаются к религии, пережив страсть, или начинают писать стихи, посвящая гимны страсти и романтическим отношениям, но это не выход - это уход от Любви в иные сферы человеческих переживаний. Найдите хоть одного писателя или поэта воспевающего любовь, свободную от страсти. И это естественно, потому что страсть дана нам эволюцией как инструмент размножения и поддержания вида, мы лишь облагородили этот инстинкт культурой, окультурили буйный сорняк, превратили его в питательный и привлекательный злак... Но разве на этом мы исчерпали себя как культурные,цивилизованные люди? Разве на этом остановилась культура? Разве нет ничего кроме страсти, которая всегда кончается, всегда рвётся, всегда рвёт и сжигает, или отцветает бледными лепестками и оседает пеплом, разбитыми сердцами и гимнами ей, страсти. Наверняка есть Любовь, такая,которую мы ещё и помыслить не можем, а мыслить стоит, искать и творить стоит, иначе так и будем рабами страсти на все времена.

Есть такое мнение: чего нет в языке, то не переживается, чего нет в опыте писателей и поэтов, не возникает в опыте тех, кто только читает. Я с этим не согласен: можно что-то творить, чего ещё нет в культуре, и только потом давать ему название. Так и с Любовью с большой буквы: нужно творить её в своём сердце, а слова как-нибудь найдутся.

Во как меня зацепила ваша строчка, как понесло на волнах философии...:) Уже час ночи, даже больше. Спасибо, Арина, за такой творческий толчок.

Удачи во всём. С благодарностью и уважением: очень понравился ваш голос и стихи в вашем исполнении, но прежде голос - это какое-то особое свойство авторского исполнения. Всех благ вам и Любви.

Любопытный Созерцатель   05.02.2014 01:26     Заявить о нарушении
Эти Ваши рассуждения - экспромт? Алексей, здравствуйте.

У Гоголя есть (в письмах к матери, по-моему) прекрасные рассуждения о любви и страсти, о том что страсть всегда губительна и греховна, и совсем другое дело - любовь...
"...любовь до брака – стихи Языкова: они эффектны, огненны и с первого раза уже овладевают всеми чувствами. Но после брака любовь – поэзия Пушкина: она не вдруг обхватит нас, но чем более вглядываешься в нее, тем она более открывается, развертывается и наконец превращается в величавый и обширный океан, в который чем более вглядываешься, тем он кажется необъятнее, и тогда самые стихи Языкова кажутся только частию, небольшою рекою, впадающею в этот океан". Гоголь же :)

Спасибо. Искренне Ваша,

Грачева Арина   08.02.2014 00:02   Заявить о нарушении
Арина, здравствуйте.
Да, это такой экспромт получился: просто много думаю о любви и страсти, а тут ваши строки меня всколыхнули. Испытал страсть, познал любовь, творю её в своей душе. А вот об этом гоголевском письме не знал: интересная аналогия. Я просто всё время думаю, почему ни российские, ни зарубежные авторы не писали о любви: что ни возьми - везде страсть, страсть, страсть, ну в лучшем случае романтическая любовь, как у Тургенева. А уж если и пишут о любви, то это обязательно будет неразделённая любовь как у Куприна в "Гранатовом браслете" или как какая-то серая картинка у Фаулза в конце романа "Даниел Мартин", или очень коротенькая и опять же невзрачная лубочная картинка у Голсуорси в "Саге о Форсайтах". Толстой меня вообще разочаровал и своими романами, и своей собственной жизнью: не смог полюбить свою жену, а она его любила (читал биографию Толстого в исполнении Басинского, просто расстроился - как был самцом, так и остался: от самцовости не убежишь даже в рай, и не нужно от неё бежать, нужно учиться любить, а этого Толстой не мог, потому что в любви другой человек - величина равновеликая с тобой, а для него женщина, это лишь самочка, пусть красивая, но всё же самочка, которая стоит ниже, её удел или быть женой матерью, или любовницей, или личным секретарём великого гения, отсюда и его сшибки на "Керйцерову сонату" Толстой всю жизнь боролся со страстью, то возносил её, то бросал на рельсы под поезд, то расстреливал, вместо того, чтобы попытаться любить). Достоевский был так близок к описанию любви, но вложил её в сердце юродивого, а юродивые, они вроде как не от мира сего. Зато страсть Достоевский знал, занал и любовь, но отделить их в своей душе не мог и объединить тоже не мог, поэтому у него рядом оказывается Рогожин и Мышкин, Версилов и Макар Долгорукий. Проблема культуры в том, что она пока идёт на поводу у природы, ведь страсть - это природное явление. Да, мы облагородили страсть, но от этого она не становится любовью.

Сейчас, пожив и многое испытав, я понимаю, что, наверное, каждому человеку нужно пройти через страсть или романтическую любовь, и литературных образцов такой любви очень много, а вот образцов любви, да ещё и счастливой взаимной, просто нет. Вот и получается, что есть образцы страсти и романтической любви, и люди следуют этим образцам, а образцов любви нет или они ничтожны и люди думают, что страсть и есть любовь, и мечутся от одной страсти к другой, а страсти сжигают и отгорают сами, проходят, увядают, и люди говорят: "Прошла любовь, закончилась любовь", но они не ведают, что говорят. Ведь только любовь и не проходит, не увядает, не кончается, потому что она есть творчество и сотворчество равновеликих ценностей, а кто об этом написал?

Есть дерзновение написать большую прозу о любви, пишу потихоньку, но не знаю, что получится и получится ли? Нет таланта, пока нет, но капаю, может найду:). Грустно ощущать своё бессилие: знать, что такое любовь, творить её и проживать каждый день, но как передать, если у каждого она будет своя. Это страсть у всех одинакова, а любовь всегда уникальна, напиши о ней и не поймут тебя, спросят: а разве это любовь, а где же огонь, где сила, яркость, узнаваемость? А в настоящей любви и нет всего этого, или есть только как маленькая часть, а всё остальное - океан, океан любви, как сказал Гоголь, необъятный океан, а люди, все люди в нём как первооткрыватели. Это в страсти можно найти, открыть Америку, Индию, Африку и ещё что-то, нанести это на карту, описать, проложить маршруты и за тобой поплывут сотнями, тысячами, миллионами, а вот любовь у каждого будет своя, свой дрейфующий по океану остров.

Но писать всё равно нужно, делиться пусть и индивидуальным опытом, чтобы люди поняли, что любовь - это не страсть, что приходит помимо нашей воли, любовь - это творчество и сотворчество с любимых и любящих. Вот говорят, что поэзия и литература должны отражать то, что откликнется у каждого или у многих. А как быть с любовью: ну нет её в природе, но есть в сердцах отдельных, дерзнувших к любви. Но эти люди, испытавшие любовь, часто не писатели, молчат, не могут или не хотят браться за описание любви, а из этого выходит, что в культуре есть понятие любви-страсти и тысячи образцовых примеров, но нет понятия любви-сотворчества, нет достойных и понятных образцов. Тут нужен большой талант художественный и большая настоящая любовь, свободная от страсти, и чтобы это сошлось в одном человеке, тогда возможно будет какое-то сильное произведение, в котором мы увидим образец, вернее прецедент любви, любви свободной, творческой человеческой, потому что в страсти мы ещё остаёмся животными, хотя и очеловечили страсть. Я иной раз читаю великих писателей и злюсь: вот достался людям талантище, вот была возможность писать, не было материальных или бытовых проблем, но вот же писали все о страсти, а о любви лишь пренебрежительно отписывались по принципу детской сказки: "поженились они и стали жить поживать да детей наживать".

Это опять, Арина, экспромт, просто у меня экспромты получаются длинными: как начну рассуждать, так трудно остановиться. Извините, что потревожил. Так уже получилось: пар выпускаю, наболело… как собака понимаю, но сказать не могу…
Извините.

С уважением.
Алексей.

Любопытный Созерцатель   13.02.2014 13:21   Заявить о нарушении
Да, знаете, Арина, вот ещё одна очень важная мысль: перефразирую Льва Толстого, который говорил, что «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», скажу иначе: все счастливые семьи счастливы и несчастны одинаково, пока их скрепляет страсть или влюблённость, семьи скреплённые любовью-творчеством уникальны, неповторимы, как уникально и неповторимо искусство – их счастье и их проблемы не описать привычными ныне словами. В этом смысле настоящая любовь ближе к искусству, чем к природной данности, любовь теперь на наших глазах, в наше время может становиться искусством – искусством новых отношений, новых форм человеческих отношений, наивысших форм человеческих отношений.
Но об этом так мало написано. Тот кто познал страсть, в каком-то смысле подсаживается на наркотик страсти (выброс эндорфинов), тот и будет воспевать и искать в жизни только страсть, но есть ещё и творчество новых отношений, но как этим соблазнить массы, как им показать, что, кроме природного наркотика, есть ещё и море творчества-искусства, новой дружбы между любящими, дружбы большей, чем простая дружба... не хватает слов... как у собаки...:)

Любопытный Созерцатель   13.02.2014 13:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Незабываемое» (Грачева Арина)

Гранатовый браслет с руки упал и потерялся
Лишь на запястье след на память мне остался!..
С уважением.

Вера Зеленова 2   08.09.2013 19:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Вера :) Любви и творчества Вам!

Грачева Арина   09.09.2013 20:38   Заявить о нарушении