Рецензии на произведение «Вологодский конвой шуток не понимает»

Рецензия на «Вологодский конвой шуток не понимает» (Фима Жиганец)

Александр, вставлю я и свою двушечку: "вологодский конвой" - нарицательный термин вообще жестокого конвоя. Но исторически в советские годы (именно тогда и рождается эта легенда) Вологда была пересыльной. В Вологде московский, питерский конвой или представители всех регионов южнее и западнее Вологды передавали этап лагерным вертухаям Каргопольлагеря, Вельска, Коноши, Архангельска, Воркуты, Сыктывкара, Ухты, того же СЛОНА и пр. А так как передавали этап в Вологде, стоявшей на перекрестье каторожных путей, то и прилагательное прилипло к ним "вологодский"...

Что касается вятский - парень хватский, то моя покойная теща урожденная Владимирской области говорила, что вологжан они дразнили:"карман ваты, карман ваты, от тебя телячий дух", "вологодские телята", то есть простодушные, добрые. Чего не сказать в отношении архангелогородцев - поморов, коми - финнов, тех же представителей Азии и Кавказа.
Вот как-то так...
А пьют и сейчас в Вологде много. Чего только стоит "Козырная дама" Виктора Коротаева - воспоминания о трагической судьбе Николая Рубцова - гения русской поэзии.

Сергей Донец   11.11.2016 23:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Серёжа, за такой комментарий. Ну, я вообще-то писал, что в Вологде конвои менялись. В самом очерке. Но всё равно - новые штрихи очень к месту.

Фима Жиганец   12.11.2016 00:24   Заявить о нарушении
Что касается этнических вологжан, то действительно, раньше преобладал тип низкорослых, русоволосых, слегка застенчивых мужиков с большими натруженными руками. Женщины...Блондинки природные. Рыженькие встречаются. Есть и с примесью татарской крови. Чудь, меря, веси...Череповец - это стойбище почти исчезнувшего племени финно -угорского - веси. Отсюда и череповеси.
В Вологде есть замечательный краеведческий музей. Вот и вологжане в экспозициях XVIII - XIX в.в. - все небольшого росточка - 155-160 см. Но глаза смышленые и улыбки приветливые. Сейчас народ сильно изменился. Роста разного. Любят носить бороды и длинные волосы. В ВИПЭ УФСИН - Вологодский институт права и экономики продолжает традиции отцов и дедов. Курсантов воспитывают строго и стригут коротко. Девчонки-курсанты рано начинают курить. В правоохранительных органах самые строгие (мягко сказано).
Это немножко в дополнение к Вашим исследованиям, которое мне понравилось. У меня есть роман "Трубящий ангел". О вологодских колониях в том числе.

Сергей Донец   12.11.2016 11:08   Заявить о нарушении
Интересно. Надо заглянуть. Сейчас мало пишу и читаю в основном классику и мемуары. Катаева перечитал "Алмазный мой венец", "Тихиц ДОн" Шолохова, письма Пушкина смакую и прочее. Да по работе приходится много разного читать. Я каждую неделю пишу аналитическую полосу - "Тема недели". Энергетики не хватает... Всё в журналистику выплёскиваю, хотя и знаю, что не стоит оно того. Но всегда хочется сделать конфетинк из всего. Когда-то даже писал заказные рекламные материалы,и то никто не мог сказать, что они заказные и рекламнык - и юмор, и стилистикиа иная, и прочее... Ну ничего, будет день, бкдет и песня :).

Фима Жиганец   12.11.2016 17:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вологодский конвой шуток не понимает» (Фима Жиганец)

Очень интересный экскурс. Довелось единожды побывать по работе в лагере пожизненников на острове Огненный(Сладкий) - путаюсь в названиях. Впечатление гнетущее.А вот народ на Вологодчине показался мне добрым, совсем не суровым.
У нас в Питере, по сравнению с Вологдой, народ стал совсем неприветлив.

Рассказы сидельцев про вологодские конвои ВВ-шников и их нацсостав всколыхнули воспоминания о жутком случае расстрела срочником Артурасом Сакалаускасом столыпинского конвоя в феврале 1986 года - близ города Бабаево Вологодской обл.
Такой лютой дедовщины как в ВВ, наверное, не было более нигде. Впрочем, это другая тема.

С удовольствием прочёл стихи уважаемого мною талантливого Михаила Танича. Низкий поклон и светлая память.

Сергей Соломонов   02.09.2015 21:37     Заявить о нарушении
Благодарствую за отклик, Сергей. О ВВ Довлатов "Зону" написал, очень сочно.

Фима Жиганец   03.09.2015 13:22   Заявить о нарушении
Кстати, об острове Огненный у меня здесь - http://www.proza.ru/2009/09/18/480

Фима Жиганец   03.09.2015 13:26   Заявить о нарушении
Довлатов - мой любимый и самый уважаемый писатель. Про Огненный прочту с интересом. Я,как и Вы, в теме, несколько лет проработал в 80-е. Да и нынешняя адвокатская практика не обходится без поездок в МЛС. Но Вам пришлось сложнее.Ваш опыт серьёзнее и глубже.
И статьи по литературоведению с удовольствием прочту.У Вас интересное, разностороннее творчество.

С большим уважением.

Сергей Соломонов   03.09.2015 14:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вологодский конвой шуток не понимает» (Фима Жиганец)

Интересно, только с грустью.

Владимир Сысун   23.01.2014 10:51     Заявить о нарушении
да уж, радоваться нечему. Но что есть, то есть.
Спасибо, Владимир.

Фима Жиганец   23.01.2014 12:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вологодский конвой шуток не понимает» (Фима Жиганец)

Фима! Я зашёл к вам по рекомендации С.И. Шрамко как к знатоку творчества Булгакова, поклонником которого давно являюсь. И неожиданно для себя попал на тему Вологодского конвоя. Не пожалел. Мне понравился ваш серьёзный подход при изучении вопроса, импонирует историчность, точность и широта исследования. Нравится и ваш яркий язык. Несколько показалось затянутым по спирали изложение - а может быть я просто устал от лагерной тематики - пришлось много читать в связи с написанием рассказа в Прозе "Завтра не будет"? Но однозначно: для меня вы автор очень интересный и теперь по мере сил буду вас читать. Будьте так любезны написать, что по творчеству Булгакова следует прочитать в первую очередь? С уважением Вадим.

Вадим Гарин   15.01.2014 17:09     Заявить о нарушении
спасибо за добрый отзыв, Вадим. Здесь на странице у меня несколько очерков в разделе "Ефимка-булгаковед". Они в большинстве своём касаются "Мастера и Маргариты", однако есть очерк по булгаковским тараканьим безам - соответственно, из "Бега" )))

Очерков по "Мастеру" у меня очень много, в своё время я продал книгу издательству ЭКСМО, однако она так и не увидела свет, несмотря на то, что гонорар я получил и внутренние рецензии были очень одобрительные. Мыстика)). Ну, вроде как всё к лучшему - в том смысле, что я значительно перерабатываю и дополняю очерки, и первоначальный вариант книги мне видится далеко не совершенным , хотя очень основательным.

Однако пока я добиваю проект по многотомнику истории классического песенного блата. Вышло уже три тома - "Песнь о моей Мурке", "На Молдаванке музыка играет" и "Я помню тот Ванинский порт". Их выпускает московское издательство "ПРОЗАиК". Сейчас кроплю над четвёртым - "По тундре, по железной дороге". Всё это сборники таких же очерков, как "вологодский конвой", с историей, бытом, версиями, вариантами и проч.

Видимо, четвёртый том будет последним. Хотелось бы перейти к поговоркам, материал богатейший, больше тысячи лексических единиц. И за каждой - потрясающая история.

Фима Жиганец   15.01.2014 17:59   Заявить о нарушении
Спасибо, Фима за развернутый ответ. Постараюсь всё прочитать. Вадим

Вадим Гарин   15.01.2014 18:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вологодский конвой шуток не понимает» (Фима Жиганец)

Мелкая неточность, ув.А.А.

Здесь - Вы точны:
"Так, эту сомнительную славу помогает удержать знаменитый «вологодский пятак», он же «остров Огненный» – бывшая колония ОЕ-256/5."
Ибо указали номер самой колонии.

А здесь:
"В свое время это отметили даже коллеги вологжан из Свердловской области, где существует такая же колония для пожизненно осужденных. Заместитель начальника колонии Н-240 Алексей Детков ..." - не совсем.

Н-240 - это был индекс объединения исправительных учреждений (позднее - ОИУ № 2 с особыми условиями хоз.деятельности (если не наврал)). Иными словами, объединение всех (чёрт их там знает, скольких всего - шесть, что ли) разноплановых колоний Ивдельского куста.
Точно так же, как ОИУ № 1 объединяло колонии Нижне-Тагильские и ряд ближних. Не помню - куда относились Краснотурьинские, к Ивделю - вряд ли.

Я не помню номера колонии для пожизненников, но могу уточнить - скорее всего 55 или 56. Да, специфичное заведение было.
В общем, на момент бытности Н-240, получалось Н-240/55 (типа того).
Но это лишь на момент нахождения в составе УЛИУ.
Потом индекс поменялся на обычный Свердловский (УЩ-349/...)
Я слышал, что это учреждение то ли вовсе раскидали, перепрофилировав в простой особый, или даже в банальный строгий, то ли убрали лишь тех, кому на пожизненное была заменена ВМН.
Точно, конечно, не знаю, но кажется, что она стала обычной.
-----------------------------------------------------------------------

Убрались ВМНовцы, вроде как, в Златоустовскую тюрьму.
Но ту, как я тоже краем уха слышал, тоже расформировали.

А это, как я понимаю, серьёзная проблема недалёкого будущего, при наличии моратория на смертную казнь.
Контингент пожизненников будет прибывать, что очевидно.
А куда их всех засылать?
Учреждения для содержания такой публики - достаточно специфичны.

Дмитрий Сухарев   25.09.2013 19:49     Заявить о нарушении
спасибо, Дмитрий. я пользовался материалами разных лет, что-то вологодские ребята присылали, поэтому с нумерами мог и промашку дать.

да, с бессрочными зонами - полный аут. Уже сейчас суды стараются пожизненно не давать даже при самых страшных случаях. обратите внимание на криминальную хронику. не знаю, сверху такое указание дано или у судей такое мнутреннее убеждение...

Фима Жиганец   25.09.2013 11:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вологодский конвой шуток не понимает» (Фима Жиганец)

Прелюбопытнейшая статья. И преподнесена неплохо. К сожалению тема тюрьмы еще не одно десятилетие будет понятна и близка любому жителю нашего "бывшего" ГУЛАГа.

Михаил Скрип   24.09.2013 13:12     Заявить о нарушении
дело не только в тюремной теме. речь идёт вообще о маргинальном, низовом фольклоре, о его связи с российской жизнью и культурой.

это до сих пор является терра инкогнита. увы.

Фима Жиганец   24.09.2013 14:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вологодский конвой шуток не понимает» (Фима Жиганец)

Ну, конокрад - это большая сука. Русский крестьянин в голод солому жрал, крыс, маханину и случалось, человечину. Но лошадь берегли до последнего. Поскольку сожрать лошадь - это всё. Полный абзац. Нищета и батрачество. Если не побираться. А тут приходит умник и сводит кормилицу? Пусть мучится, как жертвы: долго и медленно. Кроме того, побитие камнями даёт всем приложится к этому наказанию. А потом - вода. Сам утонул. Мог бы и плыть. Всё было по справедливости: за поджог - кинули в горящую избу. А имущество передали пострадавшим. Упёр из чужой борти - слегу в рукава - и пусть гуляет сам. Так что вор - это враг. И с ним как с врагом.

Виларен 2   04.08.2013 16:47     Заявить о нарушении
Ну, это понятно. Хотя и зверство.

Фима Жиганец   04.08.2013 17:43   Заявить о нарушении
А уморить всю семью с голоду или обречь на нищету - не зверство? Всё по справедливости.

Виларен 2   04.08.2013 17:46   Заявить о нарушении
не будем о справедливости. справедливость - химера, изобретённая человеком. и допускает самые широкие трактовки)

Фима Жиганец   04.08.2013 18:49   Заявить о нарушении
Ну, зверство - это тоже маланьная категория: уподобится зверям. Но, что да, то - да: для зека справедливость - хорошее обращение, а для конвоира - показать ему всю его неправоту в рамках устава. И эти категории тоже несовместимы. Так что остаётся только выбрать за кого ты. Я, лично, за сиволапых - негоже отбиваться от корней. Вот они жалуются, что сиволапые их гнобят. А сиволапый помнит, как его папа-мама батрачили, как он батрачил, как с десяток братьев и сестёр сидели и пухли с голодухи, потому. что какой то варнак увёл лошадь. Вот интеллигенты полвека помнят ГУЛАГ. И всё простить не могут. А почему он должен простить? Так что справедливость вещь опасная.

Виларен 2   04.08.2013 19:09   Заявить о нарушении
ну да. и у блатаря - своя справедливость.

фраер, фуцан, мужик привык тепеть, как его обжимает государство, работодатель, мусарня, чиновники и все прочие. Терпишь? значит, терпила. Стало быть, и от меня стерпишь. Нехер рыло косоротить. Я, блатарь, прямо говорю: на закон мне насрать. На государство мне насрать. Да, я разбойник, крадун, жульман. Цапнули за руку, хлопнули на деле - не вопрос, отвечу.

Но и тебя, рогомёт, бычара позорный, на хомут возьму. Ты для меня - не человек. Ты для меня - животное. Есть битые фраера, злыдни, пацанское племя - тех уважаю, да. А вас, козлов бесхребетных, и в хрен не ставлю.

Вот такая филозофия. Я её не разделяю. И находился по другую сторону. Но, что касается вологодского (или какого другого) конвоя, здесь особь статья. Потому что сиволапые парнишки эти - они ведь ВСЕХ АРЕСТАНТОВ гнобят, им похлебать, за что ты сидишь, за какие грехи чалишься. Ты - подконвойный. Поэтому грязь, говно - ложись всё равно. И именно в говно! Какой там, на хер, устав? Я сам видывал, что это за "устав". Быдло не меньшее, чем те, кого оно охраняет.

Причём арестанты даже больше сочувствия вызывают.

И это при том, что у меня - иные жизненные принципы. Совершенно иные.

Но я точно знаю, что НИ ОДНОГО ЧЕСТНОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Просто по определению. Любой - внутренне преступен. Создай только условия - и он становится уголовником.

Та же расправа над конокрадом. Да насрать и растереть, к чему привела кража коня. ГОСУДАРСТВУ ОДНОМУ ТОЛЬКО ДАНО ПРАВО РЕШАТЬ, ЧТО ЗАКОННО, ЧТО НЕТ. И степень ответственности определять. Если ты с этим не согласен и творишь самосуд - ты такой же уголовник, как отмороженный маньяк. Ты убил - он убил. Разница есть? Есть? Но это имеет право решать лишь законная власть.

Если у тебя другая точка зрения, ты уже - потенциальный уголовник. Если ты ДЕЙСТВУЕШЬ согласно своим принципам, которые противоречат закону, - ты преступник, уголовник, убийца (в нашем случае). Должен идти по Владимирке в одной сцепке с конокрадом. Может, ему и больше срок отмерят. А, скорее всего, меньше. Убийца для власти страшнее.

И она - права. А ты - неправ. НЕ НРАВИТСЯ ТАКАЯ ВЛАСТЬ? Ну что же, терпи. Или выступай против. А не выступаешь - будь готов к тому, что она тебе шею свернёт, как курёнку. И нехер ****еть. Ведь ты - ЗАКОНОПОСЛУШНЫЙ ГРАЖДАНИН. Стало быть, иди в стойло и не мычи.

Фима Жиганец   10.08.2013 18:21   Заявить о нарушении
Заточковано слово "п и з д е т ь".

Фима Жиганец   10.08.2013 18:24   Заявить о нарушении
Фима, как Вас разобрало то. Начнём с того, что я просто объяснил источник ненависти к ворам. И ничего более. Я не призываю конокрадов забивать камнями, а потом укладывать на связку камыша и пускать в реченьку. Всё же с конца 19 века кое что изменилось. Во вторых, давать власть, причём огромную власть, над людьми восемнадцатилетнему пацану - нельзя в принципе. А вот теперь про самосуд. Надо сказать, что до 1861 году был в дярёвне суд барину. А вот нам, вольным разгильдяям даже его не полагалось. Отменив крепостное право, Ляксандр так и не ввёл нас вод подсудность судей. Так что был у нас свой особливый суд. Потом он назывался третейский. Вот и поступали, как заведено издревле. Поймали браконьера? Слегу ему в рукава зипуна и пусть гуляет: пощадит лес? Значит пусть живёт. Так и с конокрадом... Увёл? Всё село пойдёт искать. А там кругом - лес. Может я и бычара вислорогий, но в лесу от меня спрятаться сложно. А уж от хорошего оклада - тем более. А в лесу закон - медведь хозяин. Могут и в болото загнать,а могут и просто пристрелить: стволов со времён Хрущёва было много. Да, думаю, и до ВОВ было немало: говорят перед немцем оружие изымали. И это было не просто перед одиноким конокрадом, а даже, если та можно выразиться перед ОПГ. Я не про Сагру, хотя и это показатель. Видел я по малолетству драку двух цыганских таборов: ходили вначале кузнецы лет много, а потом припёрлись воры: гуси, утки стали пропадать. Да и по домам стали шариться - запоров то не было. А тут пришли и кузнецы. Вот им народное ополчение и поставило ультиматум: или они уходят по добру или вы уходите все. И как получится. Кузнецы предпочли выгнать воров. Драка была знатная... Но, собственно, если что могли и обоих выгнать.

Я не говорю, что так надо, но так было, и это оставило след в психологии крестьянина. А всю эту речь... Не уважаешь мир? Бог тебе судия, но зоровать - зоруй, а за ограду - ни-ни. А то будет айя-яй. И мир тебе не будет защитой.

Виларен 2   10.08.2013 21:22   Заявить о нарушении
Виларен, дорогой, это не меня разобрало. Я говорю с точки зрения босяка).

ну в самом деле, не думаешь же ты, что я её разделяю?)

Хотя, что касается философии преступления, это - моё чёткое мнение. и я страшно удивился, когда неожиданно набрёл на книгу "Философия преступления" профессора Позднякова. Где он ФБСОЛЮТНО то же самое проповедует).

Об относительности самого понятия "преступления" и о том, что потенциально, в душе каждый человек - преступник.

Ну, на самом деле это - не новость, хотя так прямо и откровенно ни один криминолог вопрос не ставил.

Фима Жиганец   10.08.2013 22:30   Заявить о нарушении
Ну, чисто технически преступление - это крайнее проявление эгоизма. А эгоизм - присущ каждому. Так что тут нет ничего нового.

Виларен 2   11.08.2013 11:48   Заявить о нарушении