Рецензии на произведение «Литературная матрица-3»

Рецензия на «Литературная матрица-3» (Cyberbond)

"Серафимович вполне мог бы сойти за «седовласого лит. бонзу»" (с) Дочитал до этого момента и не удержался, чтобы не вставить свой грошик. Ибо фраза звучит как пошлый анекдот - Серафимович ведь был лыс, как пушечное ядро. Так что уж точно за "седовласого лит. бонзу" он бы не сошел :)

Иногдаты   23.04.2014 04:09     Заявить о нарушении
Точно, мерси.))

Cyberbond   23.04.2014 12:49   Заявить о нарушении
Да я, в общем, хотел про что сказать. Про болезненную тему поиска смыслов. В продолжение разговора про «Оттепель». На мой замутненный взгляд, здесь актуален один смысл – неразрешенный конфликт между бродскими и евтушенками. Потому что это тема вечная – торговля душой. Можно, конечно, советским седовласым и лысым лит. бонзам бить себя пяткой в грудь у громогласно заявлять, что когда по их душу приходил дьявол, они решительно отвергли все его предложения и остались такими чистенькими. Можно говорить потом, когда дьявол в очередной раз сменил макияж. Мол, улетел падший ангел, махнув на прощанье вороненым крылом, чего прошлое-то поминать. Один только детский вопрос все рушит: откуда у тебя, сука, такая нарядная гавайская рубаха с тех времен, когда никто на Гавайи не ездил, а если и ездил, то не возвращался.

Не любят евтушенки такие упреки, к чему, мол? Мол, не моя вина, что я не кончил как Шаламов или, в лучшем случае, Платонов. Не будут они никогда каяться, не ждите. Ибо спасать уже нечего, а гавайская рубаха до смертных судорог все ж ближе к телу.

Советские фантасты в этом вечном смысле показательны. Они ведь всю вторую половину века занимались тем, что пытались оправдать коммунизм (и, следовательно, весь вполне реалистический маразм), прокладывая ему рельсы в фантастическую виртуальную вечность. Создаваемые ими миры должны были, по идее, демонстрировать пронзающую бесконечность прозорливость вождей. Только когда они своими, далеко не всегда гениальными мозгами пытались логически развить в будущее предлагаемые начальные условия, то неизбежно получалась хрень, от которой было то смешно, то грустно.

Вообще фантастика, как жанр, не выдерживает попыток линейного технократизма авторов. Что-то по-настоящему стоящее получается в этом жанре тогда, когда его приемы используются не для описания будущего хоть в утопии, хоть в антиутопии, а для исследования человека в неожиданных, фантастически моделируемых обстоятельствах. И какие бы не были эти фантастические обстоятельства, герой неизбежно остается современником автора. Меня, к примеру, бесят герои Жюль Верна. Бесят именно своей архаичностью, менталитетом XIX века. Человек ХХ века в предложенных Жюль Верном обстоятельствах вел бы себя совершенно иначе. Он тоже был бы стереотипен, но стереотипы другие. Это, кстати, зеркальная особенность и исторического жанра – ну-ка, попробуйте господа литераторы, проникнуть своим гением в ментальные черты человека эпохи Французской революции.

Так вот в чем и гениальность некоторых авторов, вроде Стругацких, что они эту фишку просекли и менталитетами жонглировали играючи. И гэбэшный дьявол тоже просек, и не мог не распознать тут опасность. И косил, конечно, потому и была советская фантастика на положении Золушки, проигрывая по всем статьям творчеству зарубежного свободного фантаста, но и востребована была чрезмерно и именно у молодежи, ибо смыслы эти конфликтные неизбежно в ней вылезали, как чумазые коленки той же Золушки из-под рубища партийности еще с ленинского плеча.

Иногдаты   24.04.2014 18:33   Заявить о нарушении
согласен.

Cyberbond   14.09.2015 21:26   Заявить о нарушении
Да ладно??? :))

Иногдаты   15.09.2015 00:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Литературная матрица-3» (Cyberbond)

Разбор книги "Литературная матрица-3. Советская Атлантида".

Cyberbond   22.04.2014 12:42     Заявить о нарушении