Рецензии на произведение «Н. В. Гоголь, Тарас Бульба, статья»

Рецензия на «Н. В. Гоголь, Тарас Бульба, статья» (Кира Велигина)

А я, читая Гоголя, порой ощущаю почти дьявольское искушение, жуткую иронию – такая ведь издёвка над простодушным читателем скрыта за ворохом возвышенных слов?
Расхвалённые им выше всякой меры запорожцы, "орлы Сечи", как описано, оказались храбры лишь против женщин и детей – как только дошло до встречи с польскими войсками, драпанули, словно зайцы:
"Шесть дней уходили козаки проселочными дорогами от всех преследований; едва выносили кони необыкновенное бегство...".
Так же показана и славная их морская экспедиция: грабили, убивали мирных жителей, оскверняли мечети, а когда появился один (1) турецкий боевой корабль:
"Залпом из всех орудий своих разогнал, как птиц, утлые их челны. Третья часть их потонула..."
И уж совершенным сарказмом звучат слова Тараса с костра:
"...подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!.."
Все ведь мы знаем, что на самом деле произошло: поднялась из немецкой земли Софья Фредерика Августа – и покорилась ей русская сила, и настал конец вольнице Запорожской.

Мария Гринберг   01.12.2014 16:16     Заявить о нарушении
Благодарю за рецензию, Мария. От всей души желаю Вам не испытывать "дьявольских искушений". В отличие от Вас я очень люблю Гоголя - и написала литературоведческую работу на одно из лучших его произведений. Работа только по тексту: я не историк, я литератор. И люблю не только Гоголя, но и всю русскую и зарубежную классику. Впрочем, насколько мне известно, время, о котором писал Гоголь, было достаточно жестокое; такими же были и отношения людей между собой. Есть поговорка: век извиняет человека.

Кира Велигина   03.12.2014 09:13   Заявить о нарушении
А почему Вы решили, что я его не люблю?
В том-то и обаяние великого художника, что ему веришь, каждому слову. Никого он не идеализирует: ну что ему мешало приукрасить, нарисовать в самом деле идеальные образы, великие подвиги казаков – нет, аккуратно перечисляет все их пакости, верно, так и было.
А уж "добродушный и не злой" Янкель наносит людям вред, сравнимый разве что с моровой язвой:
"...высосал понемногу почти все деньги и сильно означил свое жидовское присутствие в той стране. На расстоянии трех миль во все стороны не оставалось ни одной избы в порядке: все валилось и дряхлело, все пораспивалось, и осталась бедность да лохмотья; как после пожара или чумы, выветрился весь край. И если бы десять лет еще пожил там Янкель, то он, вероятно, выветрил бы и все воеводство..."

Мария Гринберг   03.12.2014 09:32   Заявить о нарушении
)))))) Мария, очень рада, что вы любите Гоголя. Возможно, Вы во многом правы. Но Янкель... что же ему было делать? Он на чужой земле, с чужими людьми, которых чуть тронь, - отправят на тот свет. А ведь ему надо зарабатывать, кормить семью. Он по-своему отважен: живя среди казаков, он подвергал свою жизнь опасности. Но тонкая дипломатия спасала его. Он помог Тарасу Бульбе, правда, за деньги, но всё-таки помог ведь! Причем искренне. Он устроил Тарасу встречу с сыном; вернее, устроил БЫ, если бы Тарас сам же не сорвал эту встречу. Янкель действительно не злой, а что хотел денег, это не грех. Он знал, что казаки бывают очень богатыми; стало быть, пусть делятся с ним, не таким богатым. Тем более, ему нравилось торговать. В общем, у меня нет претензий к Янкелю. :)

Кира Велигина   04.12.2014 09:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Н. В. Гоголь, Тарас Бульба, статья» (Кира Велигина)

Вам, Кира,прежде чем писать о Сечи, следовало бы прочитать хотя бы Яворницкого. Который утверждал, что в Сечи принимали не только православных, но и католиков, мусульман, иудеев и т. д., с условием, чтобы они приняли православие.
А из отписок Войска Донского царю, вообще явствует, что в Сечи с распростёртыми объятиями принимали донских казаков, среди которых были казаки мусульмане (ногаи и татары) и казаки буддисты (калмыки), и ни кто не требовал от них смены веры. А вы распространяете общепринятые мифологемы.

Геннадий Коваленко 1   18.11.2014 07:17     Заявить о нарушении
Генадий, я писала исключительно литературоведческую работу по произведению "Тарас Бульба". Моей задачей не было описывать Сечь; если бы я писала историческую работу, я бы согласилась с Вами. Но я писала только о произведении Гоголя. Вам же советую написать то, что Вы написали мне, но больше, собственную статью - и опубликовать ее. Думаю, это была бы очень интересная историческая работа.

Кира Велигина   18.11.2014 09:16   Заявить о нарушении
Нечто подобное уже написано.

Геннадий Коваленко 1   18.11.2014 10:19   Заявить о нарушении
Вообще то Рой, прежде чем демонстрировать своё историческое невежество, подучились бы хоть немного. Читайте не бред сивой кобылы, а первоисточники и серьёзных историков. В Войске Донском были казаки мусульмане. В Черкасском городке даже отдельная станица была - Татарская, в кторой была своя мечеть. А в последствии даже кафедральная мечеть. И были казаки калмыки.
В 1696 году Аюка-хан отпустил на Дон под Азов до трех тысяч кибиток (порядка десяти тысяч человек) для охраны пограничной линии и борьбы с азовцами. Эти калмыки обратно в Калмыцкое ханство не вернулись, остались на Дону, под Черкасском. Часть из них приняла православную веру.

В 1710 году Аюка-хан прислал дополнительно на Дон еще десять тысяч калмыков во главе с торгоутским владельцем Чиметом и дербетовским владельцем Четырем для несения охранной службы южных границ от набегов кубанцев.

В 1723 году Петр I повелел всех кочующих по Дону калмыков оставить в казачьем сословии и больше представителей этой народности на эти земли не принимать. Таким образом, в 1731 году калмыки, перешедшие на Дон, вошли в состав населения Войска Донского и были подчинены Управлению войскового казачества. В 1745 году вся населенная Западная степь была отдана под кочевье калмыкам, причисленным к Войску Донскому. На этих землях было образовано три калмыцких улуса с хуторами и населением: Верхний, Средний и Нижний.

В 1856 году в Калмыцком округе было 13 станиц, в которых проживало 20635 человек (10098 мужчин, 10537 женщин). Лошадей числилось 31455 голов, КРС - 63766 и овец 62297 голов.

В 1862 году для донских калмыков ввели станичное управление, подчиненное Донскому Войску. По административному устройству калмыцкое кочевье делилось на три улуса, а 13 сотен были преобразованы в станицы.

В 1891 году по положению земельный пай на одного мужчину составлял 15 десятин, остальные земли принадлежали станичному обществу, которое при призыве казака-калмыка на военную службу обеспечивало его конем, оружием и одеждой. С 1 сентября 1891 года донские калмыки в правовом отношении были приравнены с сообщество казаковм Дона и стали строить гражданско-бытовые отношения по образцу Донского казачества. При этом прежние сотни были переименованы в станицы: Батлаевская, Бурульская, Власовская, Денисовская, Граббевская, Кутейниковская, Ново-Алексеевская, Потаповская, Платовская, Эркетинская, Чонусовская и хутора: Балдырский, Атаманский, Каменский, Потаповский и Эльмутянский.

Так что и вы лучше демонстрируйте своё историческое невежество на своей странице, а мы с Кирой как нибудь сами обойдёмся.

Геннадий Коваленко 1   18.11.2014 21:02   Заявить о нарушении
Мой высокоумный, вы очевидно не воспринимаете прочитанное или не внимательно читаете. Специально для вас привожу вторую часть комментария: "А из отписок Войска Донского царю, вообще явствует, что в Сечи с распростёртыми объятиями принимали донских казаков, среди которых были казаки мусульмане (ногаи и татары) и казаки буддисты (калмыки), и ни кто не требовал от них смены веры".

Геннадий Коваленко 1   19.11.2014 06:45   Заявить о нарушении
Геннадий, не надо меня присваивать после того, как Вы "вежливо" со мной поговорили. "Мы с Кирой..." Нет, я не с Вами. Я с Роем, которому горячо и глубоко благодарна за поддержку!

Кира Велигина   19.11.2014 09:17   Заявить о нарушении
Ба! Да вы оказывается банальный дурак. Да к тому же ещё и трус прячущийся за чужими фото и под псевдонимами. Знаю я вашу трусливую породу, вы только на сайте герои. Если Кире не нравится моя вполне корректная рецензия, то у неё два варианта действий. Первый, вообще не размещать своих произведений, чтобы не получать не нравящихся ей рецензий. Второй, самой её удалить и занести меня в чёрный список.
И последнее, спорить с дураком у меня нет времени, так что мели емеля, твоя неделя.

Геннадий Коваленко 1   20.11.2014 06:30   Заявить о нарушении
Геннадий, Ваша рецензия вполне корректна. Вы были не слишком вежливы, когда обратились ко мне по поводу Ельцинского времени на странице Роя.Ну да ладно, ничего. НО НАЗЫВАТЬ РОЯ ДУРАКОМ НЕ НАДО. Это, во-первых неправильно, а, во-вторых, это единственное, что может меня по-настоящему огорчить и очень негативно настроить против Вас.Я не люблю сильных выражений и перепалок. В общем, прошу тишины и взаимоуважения.

Кира Велигина   20.11.2014 09:31   Заявить о нарушении
Кира, каюсь, погорячился, со мной это бывает. На счёт Роя, я своего мнения не изменил. По крайней мере, не умно бравировать воинственным невежеством, как это он делает.

Геннадий Коваленко 1   20.11.2014 09:52   Заявить о нарушении
Чтобы поставить точку, Рой и Геннадий, я скажу вам сейчас правду. Сама того не желая, я спровоцировала перепалку. Получается (мне горько в этом сознаваться), что я как бы "стравила" моего доброго друга с моим же читателем - и только из-за того, что у меня повышенная обидчивость. Это было безбожно и совершенно не нужно. Вина лежит НА МНЕ ОДНОЙ. Вы оба ни в чем не виноваты, но по моей вине стали врагами. Извините меня, если можете.

Дорогой Рой, прости, что я втянула тебя в это.

Кира Велигина   21.11.2014 09:39   Заявить о нарушении
Да ни в чём вы не виноваты Кира. Бросьте это самоедство.

Геннадий Коваленко 1   21.11.2014 11:53   Заявить о нарушении
Спасибо, Геннадий, уже бросила.:)

Кира Велигина   22.11.2014 10:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Н. В. Гоголь, Тарас Бульба, статья» (Кира Велигина)

"Но сами жемчужины не совсем русские, ибо родина Гоголя – Украина".

Решительно протестую, Кира, против утверждения, что Украина не Русь, и следовательно, жемчжины слов, рассыпаемые щедрой рукой Николай Васильевича "не совсем русские"!

Частью РУСИ была для Гоголя Украина, как и Россия, и чувствовал он себя не россиянином, а русским!

Схожую мысль, о способности сопереживать вместе со всем народом, я только что выразил в своём впечатлени от миниатюры Михай.

Более того, Гоголь ощущал себя не только русским, но - славянином! Его душа - могучее дерево с широкой кроной, корни которой переплелись не только с украинскими, но и с польским корнями...

Виссарион Орлов   22.06.2014 07:27     Заявить о нарушении
Дорогой Виссарион!Огромное спасибо за отзыв.Не гневайся, о великий Орлов, прикажи слово молвить!:)Говоря "не совсем русские" я имела в виду украинский колорит произведений Гоголя.То, что Россия и Украина - единый народ, об этом я написала в своей работе. Но сравни стиль Аксакова или Лескова, или Бунина - со стилем Гоголя. Ты сразу почувствуешь разницу. Первые трое наших классиков будут в чем-то похожи друг на друга, а Гоголь - он пишет ПО-ДРУГОМУ, именно как человек из Малороссии. Разумеется, Гоголь был не россиянином, а русским!А что Украина не Русь, этого я не писала.Киев издревле был МАТЕРЬЮ ГОРОДОВ РУССКИХ, стало быть, спора нет: Украина - часть России!Так что, очень люблю Гоголя и вместе с ним моих критиков!!!:))Еще раз - величайшее спасибо за рецензию!

Кира Велигина   22.06.2014 09:23   Заявить о нарушении
Нет, я не гневливый и не сердился и в этот раз, Кира.

Гоголь - русский писатель. Десяток малороссийских словечек не делают жемчуг его словесных россыпей не совсем русскими. Отредактировать следует только это предложение твоей статьи. Оно несёт в себе слишком категоричное и спорное утверждение.

Мы великий народ и язык каждого из писателей впитывает в себя калорит того окружеия где он применяется.

Язык Сергея Аксакова - даже более своеобразный, чем язык Гоголя. Он впитал в себя патриархальность и незыблемость оборотов стариного русского языка в его родовом имении Ново-Аксаково в Оренбургской губернии. Эти древние корни задевают самые глубинные , самые чувствительные струны каждого русского.

"Мы все должны учиться у Сергея Тимофеевича", помню, говаривал Тургенев под влиянием Аксаковской прозы.

Тем и велик наш язык, что у него множество оттенков.

А каким восточным калоритом проникнут язык произведений Айтматова, Фазиля Искандера! Они, оставаясь национальными писателями, тем не менее являются и руссккими писателями и добавляют в палитру красок нашего языка тончайшие оттенки своих языков и оборотов речи.

Одна из моих настольных книг - "Заветные травы" ботаника и путешественника Питирима Массагетова. Язык повести дышит калоритом Алтая, Южного Казахстана и Средней Азии! Никогда я не осмелюсь сказать, что она написана на не вполне русском языке.

Ты пишешь в ответе мне:
"стало быть, спора нет: Украина - часть России!".

Есть спор и спор принципиальный: вы, россияне разучились мыслить категориями русскости, как и мы - украинцы.

Вот сейчас в горниле испытаний и закаляется русскость или продажность каждого. Кто ты? С кем ты? Чьему богу собираешься молиться?

Украина - часть Руси! Россия - часть Руси. Белоруссия - неповторимая часть Руси.

Это понимаешь только тогда, когда в силу причин должен отстаивать веру и Отечество.

Виссарион Орлов   22.06.2014 12:23   Заявить о нарушении
Ну, хочется тебе, Серёжа, пускай остаётся этот бред - как диагноз. Я не спорю в некоторых случаях... :)

Завтра я не принимаю, так что не приходи сюда, да и после не стоит, я тебе всё сказал, что хотел, а слушать как тебя заклинило на Украине - неинтересно.

Украину пиши с заглавной буквы - эта операция продлевает жизнь.

Делай это упражнение несколько раз в день - и болезнь шовинизма постепенно покинет тебя.

На досуге поразмышляй над тем, что из-за заносчивых шовинистов, Россия осталась без союзников, а теперь и без братской страны Украины.

Ну, иди с Богом и не возвращайся...

Виссарион Орлов   22.06.2014 18:34   Заявить о нарушении
Ты повторяешься, Серёжа,- ну, неинтересен ты мне больше.

Я же оставил твои измыслизмы, которые поначалу выбросил на помойку. Но видя твоё настойчивое желание их увековечить, пошёл навстречу твоей прихоти.

Поверь мне, ты сделал неоценимый подарок украинским националистам. Больше чем отдельный батальон смерти Коломойского.

Можешь радоваться - Россия потеряла благодаря твоим усилиям еще несколько сторонников на Украине...

Ну, пока. Прощай.

Виссарион Орлов   22.06.2014 22:47   Заявить о нарушении
Дорогой Виссарион, всецело признаю уместность твоего замечания, и предложение с "украинской жемчужиной" убрала. А Сергею хочу сказать, что сам Гоголь в Тарасе Бульбе пишет об Украйне (так звучит у него это слово). Андрий спрашивает молодую полячку: "Кто сказал, что моя родина - Украйна?" И конечно, он имеет в виду "Украйну" как часть России.Ох, жаркий же спор разгорелся из-за моей "жемчужины"! :)

Кира Велигина   23.06.2014 09:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Н. В. Гоголь, Тарас Бульба, статья» (Кира Велигина)

"Был ли Гоголь украинцем? Нет.
Гоголь был верующим, православным человеком, очень воцерковленным (т.е. постоянно посещающим церковь по зову души, а не формально).
При всём своем аскетизме и воцерковленности Гоголь был нездоров духом и потому глубоко несчастен"...
Несколько сумбурная в начале статья впечатляет в конце своим патриотическим пафосом, но я бы не советовал Вам, Кира, развивать русскую тему в ущерб украинской. Перечтите высказывание Гоголя о своей украинской и русской природе (кстати, польская кровь тоже текла в жилах великого писателя) и Вы узнаете, что Гоголь ни одной не отдаёт предпочтение.
О воцерковлённости Гоголя вопрос не простой. Сам он пришёл к православию через протестантизм (это его собственные слова), то есть идеального пути не было, а были сомнения,борения, но в конце жизни - твёрдость непоколебимая в вере.
Об одиночестве Гоголя судим мы со своей колокольни, истина же состоит в том, что Гоголь изначально (с молодых лет) обрекал себя на жертвенное служение.
Счастлив или несчастлив он был - не нам судить, так же, как и насчёт гоголевского духа. Каждый видит чужую греховность лучше, чем свою.

Юрий Кавказцев   17.06.2014 11:04     Заявить о нарушении
Сердечно благодарю Вас, Юрий, за отзыв! Может, Вы и правы, но я не считаю, что в своей работе я развиваю русскую тему в ущерб украинской. Очень люблю Украину, и у меня там родственники. Против Польши тоже решительно ничего не имею.Но сам же Гоголь именно в "Тарасе Бульбе" воспевает русскую землю и русскую силу, а Украину с Россией не разделяет, ибо считает (и справедливо), что это один народ.Насчет счастья Гоголя - я действительно не знаю, было ли оно; но мне думается, он редко его испытывал.Возможно, я сужу по себе. Но я просто выражаю свое мнение, которое не претендует на бесспорную истину.Чужие грехи мы действительно видим лучше, чем свои;впрочем, я в своей работе не писала о грехах Гоголя, п.ч. знаю: сама грешна более всех.Еще раз спасибо Вам,Юрий за рецензию! Я перечитаю свою работу - посмотрю, что и как исправить.

Кира Велигина   18.06.2014 09:38   Заявить о нарушении