Рецензии на произведение «Божья кара над сибиртатарами»

Рецензия на «Божья кара над сибиртатарами» (Габдель Махмут)

Прочла, Махмут Касимович.
Вы действительно верный сын своего народа.
Уважаю таких людей. И гордо несёте звание "Сибирский татарин".
И тут же чувствую свою вину, не вину, конечно. Моя невестка -
татарка. Но она родилась в Ташкенте. Внуки - русские.
Но им интересны и мамины корни. Вот рассказ у меня "У дедушки Даля",
герои его и есть - Сонечка и Саня. Любят и знают стихотворения Есенина,
Блока (Ночь. Улица...), Лермонтова, Пушкина. Много читают. 10 и 14 лет.
Я люблю их. Вот как здесь быть? Сын с невесткой любят друг друга.
Но мало этого: у двух моих подруг с первого класса, оказалось, аналогичная история. Вот уж мы удивились! Столько лет не виделись, хотя держали связь
(горда разные), но недавно только открылось это. Правда, у Веры зять - сибирский татарин, а внуки - Венера и Рустам. Они сибирские татары.
Рада Вас порадовать. Удачи Вам в Ваших делах!

Екатерина Пионт   05.11.2015 20:22     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтенье и отзыв, замечательная землячка и коллега Екатерина, не заставили долго ждать. Да, межплеменные браки - веяние нашего времени, и никуда от этого, что печально признавать. Процесс приведет к растворению нации, и противопоставить этому нечего. Если так пойдет глобализация всего и вся на земном шарике, через двести лет весь мир будет говорить на одном языке... А мы еще быстрее идем.

Габдель Махмут   06.11.2015 18:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Божья кара над сибиртатарами» (Габдель Махмут)

Давно замечено, что меньше народишко, тем он говнистее! А те людишки из таких вот народов, что выбились в бизнес или во власть, мнят себя чуть ли не богами на земле! Вам надо было на глазах этой наглой вуменши все превратить в щепки и сказать - я горбатился здесь десять лет, я поднял и обустроил этот дикий край, я потерял здоровье не для того, чтоб вот такие наглые людишки качали права лишь только на том основании, что здесь жили в чумах, как первобытное стадо, их деды!

Петр Евсегнеев   26.06.2015 10:02     Заявить о нарушении
Мои наблюдения за некоторыми их "деятелями" и натолкнули на написание сказки "Перевертыш" - на странице есть. Спасибо за отклик, Петр!

Габдель Махмут   26.06.2015 22:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Божья кара над сибиртатарами» (Габдель Махмут)

Какую многогранную сложнейшую тему Вы поднимаете, уважаемый Махмут Касимович!
Сложная, вечно трепещущая, болезненная тема для страны и государства, для этносов, в стране живущих.
О сохранении культурных традиций, языков - нет никакого сомнения, они ДОЛЖНЫ БЫТЬ, многонациональная страна богата и славна единением, "букетом" ароматным.
Относительно "национальных квартир" - это сложно и имеется множество "за" и "против". Вот, казалось бы, совсем простенькое: нет и НЕ МОЖЕТ БЫТЬ одинаковости в развитии, самом существовании разных наций. Кого-то больше по численности, кто-то имеет сильных лидеров, кто-то удачно воспользовался ареалом проживания...И, тем не менее каждая нация живет в одной стране, одном государстве.
Вот еще пример: у меня сосед-бурят, он хороший человек и мы дружим, но если у него гости-соплеменники, и что-то вроде шаманских танцев...ой, нам совсем не весело. Наверное, как и ему, если бы мы хороводы начали водить (смеюсь!). Смех - смехом, а у государства проблемы нешуточные возникают при попытке "развести всех по квартирам" да еще и не обидеть никого. А ведь есть интересы безопасности государства, все мы хотим жить в сильном и обеспечивающем нам безопасность государстве, и множество др.
В комплексе, думаю, "идея расквартирования" вредна по сути.
Со всем уважением к Вам, по этому вопросу целиком не могу согласиться. Очень уж сложный, многогранный. Самобытность культур, языков, повторю, не подлежит сомнению, что необходимо обращать внимание постоянно на их развитие, сохранение и взаимоуважительное отношение. Кстати, уважения подчас не хватает. Насколько я в теме, даже среди татар бытует некая кастовость, по крайней мере, на бытовом уровне (крымские, казанские, сибирские, башкирские), каждый пытается доказать свою бОльшую значимость в истории цивилизации, опираясь, в том числе, и на развитие "своего" языка.
Г. Тукай писал: "Наш след не исчезнет на русской земле:

Мы — образ России в зеркальном стекле.

В лад жили и пели мы с русскими встарь,

Свидетельством — нравы, привычки, словарь.

Такого родства временам не избыть.

Нас крепко связала истории нить.

На счастье — с народом любым наравне

Имеем мы право в родимой стране!"

Вот это, на мой взгляд, самое главное:"На счастье — с народом любым наравне

Имеем мы право в родимой стране!"

"Любым" и "наравне".

Сила наша, как страны, в национальном многообразии, единстве и взаимоуважении.

С уважением!


Ольга Лапшина   21.06.2015 16:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга, за проникновение в тему, за участливое прочтенье.
Но и я не могу согласиться с некоторыми Вашими выводами. Хотя в ходе рассуждения Вы сами себя оспориваете...
"Идея расквартирования" не нами придумана. Никто ведь не просит расквартировывать по новой, чужой земли никто из наших народов не занимает и не просит, не требует никого потесниться. Каждый живет на землях, принадлежащих ему исторически. Утверждение "вот пришли монголы, захватили наши земли" - ушло с приходом грамотности. Насчет безопасности, что Вы помянули. Если в государстве нет уважения к запросам народа, этот народ как раз и будет проблемой единства данного государства. Космополиты как раз и хотят такого государства, где все будем одной национальности. Вопросы кастовости - от лукавого, кто что заметит, я вот ничего такого не замечаю, кроме как в среде властных структур, а среди народов этот вопрос давно разрешен, просто есть народы молодые и древние по истории, но это не дает никому права превозносить себя. Да, вопрос этот очень больной. Но в мире он разрешается. Тукай, кого Вы процитировали, мыслил намного мудрей в свои двадцать лет, чем те аксакалы-маразматики, кто кричит с трибун Думы о ликвидации республик в РФ. Я бы таким над головами повесил слова Ламартина:
"Народы охотнее согласились бы
потерять свои либеральные
учреждения, чем утратить свое
имя и свою землю".
Еще раз спасибо за внимание, за небезразличное прочтенье!
С уважением,

Габдель Махмут   22.06.2015 09:25   Заявить о нарушении
"Этот мир придуман не нами,
Этот мир придуман не мной...
А мир устроен так, что все возможно в нем,
Но после ничего исправить нельзя".

Остаюсь с почтением и уважением к Вашему мнению, отличному от моего.

Ольга Лапшина   22.06.2015 13:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Божья кара над сибиртатарами» (Габдель Махмут)

Уважаемый Габдель Махмут, я полностью разеляю Вашу точку зрения Безусловно нужно сохранять язык Тюменских татар. Обязаны были в советский период выделить для татар округ.
Мне пришлось в Ноябрьске работать с татарами. Это умнейший трудолюбивый народ. И он удостоен другой участи : и самосохранения своего родного языка и своего округа.
С удовольствием прочитала рассказ. Вспомнилось и свой отъезд из Ноябрьска.

Удачи Вам в творчестве и долголетия!

С уважением: Валентина

Валентина Банарь   10.06.2015 23:59     Заявить о нарушении
Спасибо за поддержку, землячка по северам Валентина!

Габдель Махмут   11.06.2015 19:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Божья кара над сибиртатарами» (Габдель Махмут)

Уважаемый Махмут.
Со многим согласна, уж мне, землячке, как не понять, ваши переживания. Но, в основе своей, все таки, многие ошибки, проблемы и беды исходят от нас самих. Как и во всем обществе. Многое от нас зависит, от развития личного сознания и самосознания народа.

Не уважают, а, где то презрительно относятся к нам, не потому, что мы татары. Потому, что, сами себя низвели до уровня "тартар".

Евреи самый гонимый народ. И уничтожали их и гнали со всех сторон, а, их уважают. За что? За здравый ум, глубинную мудрость. Вот, что вызывает уважает.

Мы несчастный народ. Сами себя потеряли еще тогда, когда наши предки "переметнулись" от Тенгрианства к традиции, которая не возвышает ум.

И люди понямают это, стыдятся себя, сами от себя отказываются, прячась за иными фамилиями в браке. Потому разрознены, большей частью ассимилированы уже. И т.д.

Конечно, с Вами полностью согласна. Сообщество людей совершит громадную ошибку, уравняв всех под одну линейку. Жизнь куда интересней в своем разхнообразии, многообразии.

Речь не идет и о том, что разделить всех по разным признакам а, лишь, о том, чтобы сохранить многоцветие культур, словно радуга которая только расцветит нашу жизнь.

Каким духом, силой надо обладать, чтобы довести дело до логического конца, к вопросу об автономии! От души Вам желаю Помощи Всевышнего. Поддержки со стороны лиц, способных повлиять на результат положительных. И как можно больше неравнодушных людей, от которых тоже может зависеть решение того или иного вопроса.

Понравилось. Успехов Вам, удачи. Со всей икренностью прошу Вас меня извинить, что не так.

Эльфия Назипова   01.06.2015 23:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Эльфия, что не прошли молча, и за поддержку, конечно же. И Вы правильно поняли мысль статьи, сказав в солидарность мне: "Речь не идет и о том, чтобы разделить всех по разным признакам, а лишь о том, чтобы сохранить многоцветие культур, словно радуга, которая только расцветит нашу жизнь". Лучше не скажешь, и добавить нечего. Так что премного Вам благодарен! Извиняться не за что... С уважением,

Габдель Махмут   02.06.2015 20:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Божья кара над сибиртатарами» (Габдель Махмут)

Тут, Махмут, я как представитель малых народов конечно согласен с Вами. Но я по другой теме. Проживая под блокадой дни и ночи от безделья и скуки, я однажды прочёл (вернее перепрочёл), что было дома и попробовал описать бардак творимый вокруг и подаваемое для нас кроликов под разными соусами.
Эти записи так и остались бы в моём шкафу, пока мне не подарили книгу. Её написал бухгалтер из соседнего села, известной всей стране. Серость от начала и до конца я так и сказал автору,-это твой семейный альбом с комментариями. Но он вытащил из широких штанин и показал мне ксиву на члена Союза писателей РФ. Спрашиваю, может у тебя другой какой шедевр запрятан. Нет только этот.
Только тогда я решился и то в этом году показать свои опусы.
А тут и Вашу статью прочёл. Во дела, что творится в королевстве...
Вижу Вас у себя, а имя для нас привычное. Вот и решил написать, только не судите меня строго. Моя цель рассказать всё что накопилось за эти годы и ничего личного.
С уважением,

Гунки Хукиев   25.05.2015 22:53     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтенье, коллега! Относительно членства в СП: не все даже в советское время оправдывали это высокое звание ПИСАТЕЛЬ. Много было вступавших с книгами о профессии, писавшие воспоминания чужие - о героях войны, труда, видных политиках. А чисто художников были единицы, и даже среди них были люди с одной бледненькой книжкой. Почитал Ваше - Вы соответствуете, потому что пишете с фантазией не только в сюжетах, но и по манере подачи текстов, так что желаю воплощения в книгах! С уважением,

Габдель Махмут   26.05.2015 19:29   Заявить о нарушении
Спасибо, Махмут, что Вы уделили мне своё время.

Буду стараться соответствовать Вашей оценке.

С глубоким уважением,

Гунки Хукиев   29.05.2015 20:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Божья кара над сибиртатарами» (Габдель Махмут)

Очень актуальная статья, Махмут Касимович! Блестящая иллюстрация к проблемам, которые вчера обсуждались в правительстве на Совете по межнациональным отношениям!
Живя в многонациональном и многоконфессиональном обществе, нельзя не задумываться о таких проблемах. Конечно, некоторые возразят: мы не в средние века живем, скоро, вообще, Человеческая цивилизация станет единообразной, все этнические грани сотрутся и, мол, вообще, не зря же специалисты-лингвисты уже давно бьются над созданием общего универсального языка типа эсперанто.

Когда-то в детстве бабуля рассказала мне сказку, которую я сейчас уже не помню, но зато в память врезалось необычное слово "телеут". На мой вопрос, откуда такая сказка, бабушка моя рассказала, что девочкой услышала её от хозяйки-телеутки, когда семья моей бабули находилась в ссылке в Сибири в далекие 30-е гг. и их, ссыльных, приняли на первых порах в свои дома сибирские татары.

Спустя годы, в 70-х, уже учась в Университете, на уроках истории и философии в числе прочих имен великих просветителей я впервые услышала имя татарского историка и педагога Хади Атласи, перу которого принадлежит знаменитая работа "История Сибири". Вот тогда-то я впервые задумалась о таких вещах, как проблема сохранения национальной самобытности, тем более что в нашей группе из 18 человек учились студенты аж 14 национальностей! И спасибо нашему мудрому педагогу по отечественной истории, который нашел время, силы и желание придумать цикл "сверхпрограммных" занятий, на которые мы должны были подготовить рефераты о наиболее ярких обрядах, обычаях и традициях своего народа, ключевых моментах его истории, а также наиболее выдающихся его представителях. Одним словом, целых 14 факультативных занятий было посвящено знакомству с народными традициями наших сокурсников. 14 незабываемых и интереснейших занятий в моей жизни!

Именно тогда мы осознали и прочувствовали, что культура каждой национальности - это бесценная деталь общей мозаики мировой культуры. Что богатство духовной жизни всей человеческой цивилизации не может опираться на одну-две нити - оно изначально вплетено в изумительно красивую, замысловато-изысканную и богатую эмоциональными оттенками вязь, сплетенную из тысяч и тысяч ниточек. Ниточек, связывающих культуры народов, в том числе, и тех, которые уже давно исчезли с лица планеты.

Поэтому, если мы хотим, чтобы эта вязь не истончалась, а крепла новыми узелками, то мы должны приложить все силы, чтобы успеть сохранить то, что еще осталось от самобытности даже самых малочисленных народов, и по возможности восстановить то, что еще можно восстановить!

Спасибо Вам, Махмут Касимович, за прекрасную работу, за активную гражданскую позицию, за ответственность перед будущим своего народа.

С теплом и уважением, Ольга

Ольга Анцупова   20.05.2015 17:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга, за Ваше небезразличие к поднятой теме - проблеме, как кровоточащей ране моего народа. Не знаю, догадался бы или нет я до таких вопросов, если б все народы страны были поставлены в одинаковые условия?.. Но все познается в сравнении: раз у соседа есть условия для решения его культурных и языковых запросов, чего нет у меня, значит, я должен предпринять все для того, чтобы не чувствовать себя обделенным. Поэтому-то и написалось. Вы правы, когда-то на Земле все будет унифицировано. С сегодняшней колокольни видится, что это будет не так весело. На чьем из нынешних языков будет говорить человечество? На английском, китайском, идущим стремительно по миру? Или нейтральном эсперанто? Вопрос открытый. Поэтому очень поддерживаю движение антиглобалистов. Поэтому-то, считаю, надо хотя бы стараться притормаживать эту печальную неизбежность... Такие поддержки коллег, как Ваша, придают энергии и убеждают в правоте моих потуг. Надеюсь, почин Президента, пусть и запоздалый уже, будет подхвачен всем обществом. Недавно передали, что на День единения соберут представителей российских народов для совещания... Еще раз спасибо Вам за поддержку! С уважением,

Габдель Махмут   21.05.2015 18:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Божья кара над сибиртатарами» (Габдель Махмут)

Интересная статья. Я ничего не знала о сибирских татарах. Удивительно, что в наше время появляется письменный язык народа! Мультикультурность это все же не смешение, это букет из разных цветков, как мне кажется.

Елена Гвозденко   19.05.2015 20:54     Заявить о нарушении
Спасибо за Вашу поддержку, Елена! Хорошо сказали, может даже и сошлюсь на Вашу цитату о мультикультурности. Вчера президент как раз поднял проблемы языков народов, значит, мы идем в нужном направлении...

Габдель Махмут   20.05.2015 08:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Божья кара над сибиртатарами» (Габдель Махмут)

Печальная история.
Наверно матери-Родине надоели собственные дети - приемно-приезжие полезнее: торгуют, платят налоги, - таджикам больше уделяется внимания, чем своим же россиянам.
Если вспомнить о сугубо "интернациональном" правительстве РФ, то станет понятно, что "русский брат" тоже скоро ассимилируется. Правда, не с китайцем, а с воздухом. Типо растворится.

С уважением, Галина

Нико Галина   09.05.2015 00:18     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина, за Ваше небезразличие, за соучастие! С праздником - юбилейным Днем Великой Победы Вас!

Габдель Махмут   09.05.2015 08:35   Заявить о нарушении
И Вас с Днем Победы!

Нико Галина   09.05.2015 09:37   Заявить о нарушении