Рецензии на произведение «Комментарий к роману о Мастере и Маргарите»

Рецензия на «Комментарий к роману о Мастере и Маргарите» (Игорь Смольников)

Вопрос: Как Вы объясните, что на крыше ершалаимского Храма в романе Мастера горят не семисвечники-меноры а "пятисвечия"? Можно ли заподозрить Мастера (а вместе с ним и самого М.А.) в незнании столь фундаментальных вещей - или же дело в чем-то другом? Интересно было бы узнать Ваше мнение на этот счет. С уважением,

Вольфганг Акунов   28.01.2016 19:00     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Вольфганг!
Ну вот сразу дохнуло (в мой одинокий мирок) бравурными маршами, одами и пламенными стихами с неизменной русской эрудицией и добротным воспитанием. Спасибо за посещение! Рад таким гостям.

На ваш вопрос, вряд ли удастся ответить. Ведь М.А. был человек своеобразного мышления и совсем не ортодоксом в Св. Писании. А кто может знать лучше о человеке, кроме самого человека? Как написано в Евангелии.
К тому же я в основном исследую числовые библейские пророчества, их хронологию, а также символику и образность Писаний, вот уже около 25 лет. Осознавая, что всего Писания невозможно просто охватить человеку, а только основные фрагменты. А эти фрагменты требуют соответственно массу других, как научных, культурных, так и мистических знаний.
Рад буду чем либо послужить вам на этом поприще.
С уважением, Игорь.

Игорь Смольников   29.01.2016 10:47   Заявить о нарушении
Да, забыл отметить список любимых вами авторов.
У меня он гораздо скромнее. Мое сознательное понимание литературы началось довольно поздно, от Достоевского и экзистенциалистов. А потом пошло поехало...

Игорь Смольников   29.01.2016 11:08   Заявить о нарушении
Огромнейшее Вам спасибо за любезное письмо! Почаще заходите, если будет время и желание) С уважением,

Вольфганг Акунов   29.01.2016 15:29   Заявить о нарушении
Спасибо и вам, заглядывайте, если че...

Игорь Смольников   29.01.2016 18:38   Заявить о нарушении
Все таки решился вам предложить эту статью-тест:
http://www.proza.ru/2016/01/07/881
Времена проходят и многое сглаживается и объясняется; мы уже не так смотрим на Наполеона - как на "корсиканское чудовище". Ибо он многое привнес в мир положительных моментов, которые мы используем и по ныне. Впрочем подобных примеров предостаточно.
Если сочтете нужным прочесть эту статью, не спешите с выводами, а отнестись к ней философски, не более.
С уважением к вашим делам и мыслям, Игорь.

Игорь Смольников   29.01.2016 19:05   Заявить о нарушении
Спасибо, прочитал. Прочтите и Вы как-нибудь на досуге вот это:
http://www.proza.ru/2015/06/12/1246
С уважением,

Вольфганг Акунов   30.01.2016 04:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Комментарий к роману о Мастере и Маргарите» (Игорь Смольников)

Уважаемы Игорь, прочитав рецензию Вашего оппонента не могу не сообщить Вам, что моё знакомство с книгой Булгакова произошло почти по Вашему сценарию в 60-е года, когда мы студенты карагандинского политеха находились на летних сельхоз.работах. Именно этот самый журнал с главами о Мастере и Маргарите, неизвестно как, попал в наше полевое общежитие. В этот вечер прибыв из города мы отметили это пением под гитару песней Владимира Высоцкого. Но первые же главы, просто потрясли меня от продолжения праздника. Тогда мне не удалось дочитать книгу, но я часто вспоминал о ней сожалея, что не запомнил ни названия, ни автора. И, как Вы пишите, первой осознанной мыслью было прочитать библию: евангелия об Иисусе. Попытаться разобраться в чувства охвативших меня при чтении Но с этим пришлось расстаться почти на 20 лет. В 80- е я уже научный сотрудник АН Каз. ССР приехав на свое утверждение на Ученый совет в один из самых красивых городов СССР - Алма-Ату, вдруг получаю в подарок эту книгу Булгакова. Как я был рад, а тут еще природа словно поздравила меня с радостью: вечером, когда я возвращался в гостиницу Жетысу над городом расцвел торжественный салют - тогда большая редкость. Представьте себе весенний город из беломраморных домов утопающих в зелени дубов и тянь-шаньских Елей, среди журчащих арыков. Белые вершины гор Алатау - прямо над площадями и радужные огни салюта осыпающиеся на голову. Книгу я прочитал в две ночи оставив встречи которые собирался провести. И здесь же в одном из киосков приобрел свою первую Библию. И у меня никогда не создавалось впечатление о Воланде, как равном по силе Богу. В книге нет и намёка на это. Воланд маг - их иногда называют черными и он даже не может вылечить своё больное колено, но в борьбе со злом у него получается многое ибо он ненавидит его, как и несправедливость и угнетение. Ну и как всегда бывает - его команда иной раз горазда похулиганить.
Согласен с вашим оппонентом в том, что Воланду Булгаков придает черты Сталина считая его объективной необходимостью с целью вернуть траекторию человечества в область добра - "уважения к рабочему классу" . Булгаков не оправдывает Сталина и утверждает его уход, но Булгаков и не может не сказать о добре которое вольно или невольно Сталин принёс. Напомню также что вождь 17 раз посещал спектакль "Дни Турбиных" по пьесе Булгакова. И, наконец, вспомните о последней книге о Сталине Константана Симонова, том самом создавшем строки:
Жди меня и я вернусь
только очень жди
жди когда наводят грусть
желтые дожди...
и которую он написал уже будучи больным, после того как все осудили Сталина.
Мавр сделал свое дело Мавр может уходить - вот что думает Булгаков о Сталине. Он не оправдывает его - он лишь утверждает, что польза была. И наконец об Иешуа - Булгаков чтобы не оскорбить чувства верующих не называет его так как принято сейчас, и искажением черт Матфея намекает, что это может быть и иная история напоминающая библейскую - ваше право проводить или не проводить параллель. Умертвляя же Мастера и Маргариту он лишь подтверждает чудо и необходимость Воскресения. И сам Булгаков уже больной понимает, что даст бог воскреснет и он, ибо рукописи не горят.
Таким образом Ваша статья своевременна, правдива и необходима, но полезна и дискуссия с Вашим оппонентом, не навязывающим, как мне показалось свой взгляд.

Каким Бейсембаев   20.08.2015 23:20     Заявить о нарушении
Спасибо Каким за отклик!
За описание природы, которая не чужда мне, прожившему 30 лет во Фрунзе и частенько посещавшего Алма-Ату, Ташкент и другие города и веси. Но сейчас проживающему в Москве, куда меня забросило провидение.
О МиМ остались приятные воспоминания. Конечно мои мысли во многом изменились о романе, но до сих сталось душевная теплота о нем.
Я не сужу тех, кто пришел к власти в 1917 году, не сужу и тех кто и сейчас находится при ней.
Ведь как сказал Христос: ... всему этому надлежит быть!
Как я дошел до жизни такой? Возможно объяснит моя небольшая статья " Спасутся ли все? "
http://www.proza.ru/2013/07/24/597

Рад нашему знакомству, как и ответу.


Игорь Смольников   21.08.2015 18:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Комментарий к роману о Мастере и Маргарите» (Игорь Смольников)

Данное произведение, как все творчество и жизнь М. Булгакова, не имеет ничего общего с проповедованием Евангелия. До последних дней Булгаков пытался примириться с действующим режимом (параллельно с написанием "Мастера..." он работает над пьесой про Сталина "Батум", лично одобренной Хозяином, чей демонический образ вызывает обоснованные ассоциации с образом Воланда).
Автор пытается написать собственное Евангелие. Однако, все на что мог (и хотел) надеяться изнуренный болезнью и наркотической зависимостью Мастер это - покой. В каких бы сложных временах мы не находились, невозможно умалить Христа текущими потребностями, а необходимо возрастать к Нему, независимо от нужд, ситуаций, потребностей момента.
Как известно, дерево судят по плоду, и двум Господам не услужить, - таков неутешительный итог "Мастера".
С уважением,

Олег Клопотовский   06.06.2015 10:53     Заявить о нарушении
Удивляет несколько ваша категоричность к роману МиМ, в желании поставить все точки над И.
В Евангельском смысле его искать и не надо, а просто обратиться к Малоросскому просветителю Г.С.Сковороде, идеи которого использовал М.А.Булгаков. Возможно тогда и откроется некий смысл этого незаконченного роман.

Игорь Смольников   06.06.2015 18:11   Заявить о нарушении
Знаете, Игорь, я много раз читал "Мастера..." и считаю Булгакова очень талантливым автором. Я знаком с его биографией. Она не вызывает у меня симпатии. Гораздо более выразительной для меня является жизнь Сервантеса, или, скажем, того же Сковороды.
В своих произведениях мы выражаем собственные мысли и чаянья, творим собственные миры. Иешуа выглядит неисправимым романтиком на фоне цельного и мощного Воланда.
Юродивого Иешуа можно только пожалеть, как и Пилата, целую вечность тоскующего о своей трусости, и Матфея, собачья преданность которого лишена мотивации. Потому еще более симпатичными выглядят на их фоне слуги сатаны.
В романе превозносится смерть. Она освобождение и покой для мятущегося и измученного жизнью Мастера и его подруги. Она воплощает Истину для рефлексирующего в поисках мудрости Пилата.
Своим романом Булгаков проповедует покорность миру, в котором господствует зло, "творящее добро". В нем нет Бога, потому как нет христианского покаяния.
Нет надежды. И веры нет.

Олег Клопотовский   07.06.2015 07:44   Заявить о нарушении
Олег, дело тут не в симпатиях. Пушкин, Лермонтов и мн.др.,не были "подарками" по жизни. Замысел Творца заключается в другом, находящемся как бы в тени.
Роман Булгакова дал огромную пищу к размышлениям о религии, после глубокого ее забвения.
А кто и как ее воспримет, это уже другое дело! Главное этот "разговор" с читателем состоялся и многие обратили свои лица на религию, а не на Булгакова.

Игорь Смольников   07.06.2015 09:48   Заявить о нарушении
... и увидели Христа в искривленном зеркале его личных пристрастий...

Олег Клопотовский   07.06.2015 10:28   Заявить о нарушении
Пушкин, Лермонтов и, по счастью, мн.др не пытались комментировать или, того хуже, переписывать Св. Письмо Они были людьми светскими и осознавали это.
По поводу "долгого времени забвения" я также не могу согласиться с Вами. Каких-то 100 лет "забвения" для Бога как один день. (Шутка). Церковь жила и совершала Литургию даже в самые темные времена. Интеллигенция всегда грешила нигилизмом.

Олег Клопотовский   07.06.2015 10:37   Заявить о нарушении
Вы забываете, что роман МиМ художественный и его дальнейшую судьбу не предполагал сам Булгаков.

Игорь Смольников   09.06.2015 09:20   Заявить о нарушении
Никто не может предположить результат своих действий.
Мы действуем ради действия. Побуждение раскрывается в будущем, а дерево познается по плоду. Адвокат сатаны есть служителем сатаны. Популяризация Евангелие в собственной интерпретации есть лжепророчеством. Первыми признали Христа именно духи зла, но Он закрывал пасть подобным свидетелям.

Олег Клопотовский   13.06.2015 15:07   Заявить о нарушении