Рецензии на произведение «Музыка из патефона»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
ПОНРАВИЛОСЬ!!! Я помню, как собираясь в гости мои родители брали с собой патефон и кучу пластинок. Чуть позже и мы во дворе танцевали под "Мамбо Италиано, Маленький цветок, Шестнадцать тонн". Тогда был Двор. Школа жизни. И мы были Дворовые)))
Дворовый детектив. Повесть в четырнадцати главах
ТАКОЕ ВОТ РАЗМЫШЛЕНИЕ
Моё сознательное детство пропылило в районе Ташкента, прозванном в народе "Кашгаркой". Даже для такого «криминального» города, каким мне виделся в те годы Ташкент, это был знаменитый своей отчаянной шпаной район. Местные ребята на какой-нибудь глухой окраине уважительно расступались сумеречным вечером, стоило произнести:
«Я с Кашгарки».
Центром её было пересечение двух улиц: имени Ленина и, ныне забытого борца за свободу трудящихся Востока, некого Лугина. Эпицентром же считалось печально известное заведение водочного короля дяди Никанора. В долг он отпускал любое количество чекушек водки. Но на другое утро в магазинчике разыгрывалась неизменная сценка:
— Никанор, должок получи.
— С тебя ещё десятка.
— Никанор, я вроде за двумя пузырьками вчера пацана присылал, откуда в твоём кондуите третий взялся?
— Значит, тот пузырёк он по дороге потерял. Так что, гони бабки!
И наши отцы платили. А пацан, мужественно потирая ушибленные места, не жаловался дружкам. Какой смысл? Многие из нас проходили эту «арифметику» дяди Никанора. Правда, иногда перепадало за дело.
Но не только этим была знаменита «Кашгарка». Наш общий двор с чугунным водопроводным краном в самом его центре был настоящим клубом по интересам прекрасной половины двора и его окрестностей. С раннего утра и до поздней ночи не умолкал разноголосый женский хор, сопровождаемый трубным звуком мощной водопроводной струи. Сам же двор со всех сторон был густо облеплен крохотными «жактовскими» квартирками с обязательными палисадниками при них. Отцы наши работали, праздновали, ели, пили, иногда поругивались на виду друг у друга. Лица дяди Жоры, дяди Володи, дяди Яши, дяди Усмана помнятся смутно. А кто, каким ремеслом владел — могу перечислить безошибочно. Высоченный, с усами-пиками, дядя Усман на мгновение отвернувшись, давал нам шанс задарма прошмыгнуть в калитку летнего кинотеатра на «Трёх мушкетёров». А с каким уважением, достоинством, сердечностью встречал он каждого зрителя, прижав руку к сердцу, произнося «Салям алейкум и здрастэээ». И сразу разглаживались хмурые лица, расцветали людские улыбки в ответ.
А какие счастливые лица были у молодых людей с взбитыми коками, выходящих из-под слеповатой, крытой толем комнатёнки дяди Яши. Не передать. А он, согнувшись на всю жизнь от страха перед фининспектором, строчил на швейной машинке шикарные «дудочки» для районных стиляг с шириной брючины всего в четырнадцать сантиметров с разрезом по нижнему шву. Как замирал весь двор, когда мой отец раздвигал меха аккордеона. И под восторженные крики дворовых бабок «Толя, иксу исполни!» пел выходную арию Мистера Икс из одноименной оперетты. Мотор от полуторки дяди Володи, так называлась тогда популярная грузовая отечественная машина, дворовая ребятня разбирала и собирала с закрытыми глазами.
На каждого из нас падал отсвет ремесла отца. Только из меня музыканта не вышло. Лень помешала. А вот на вечерние посиделки в моём дворике собирались мальчишки и девчонки со всей округи. Я часами мог рассказывать самые фантастические истории, которые придумывал, не сходя со своего места. Витькин отец даже однажды не выдержал: «Врёт, сукин сын, как по - писанному. Охота вам, ребята, время терять, слушая этого трепача! Лучше бы делом занимались» На что мой лучший друг Мансур, широко улыбаясь, ответил: « С ним телевизора не надо».
А телевизор в ту пору имелся только в его семье. Что вы хотите? Отец — замминистра! Но в министерскую пятикомнатную квартиру, заставленную импортной мебелью, нас пускали по субботним и воскресным вечерам безропотно. Ежедневных передач на Ташкентском телевидении тогда ещё просто не существовало.
А вот «безотцовщиной» среди нас был... впрочем, это не важно. Двор не дал ему пропасть, как не дал пропасть никому из нас. Мы же были не какие-то уличные, а дворовые. Дворовые. Мы всегда произносили это слово с большой буквы. Иногда лупцевали друг друга, не без этого, но всё одно, росли в атмосфере дружелюбия, уважения друг к другу, а, главное, с пелёнок в уважении к труду. Не могу сказать, что мы были сплошь "белые и пушистые". И на кривую дорожку сворачивали ребята, сроки получали. Всё было. Но таких уродов было меньшинство.
А «Кашгарки» больше нет. Ташкентское землетрясение тысяча девятьсот шестьдесят шестого года разрушило мой двор, мои улицы, мой район, мой город. Осталось цело здание нашей школы и, модное когда-то, кафе-стекляшка в скверике. А вокруг сплошь новостройки без конца и края.
Искренне жаль, что дворы нашего детства рассыпались на современные, безликие квартиры.
Правда, герой повести Валька со своей семьей от нашего двора жил наособицу. Таких в те годы называли «частниками». Свой домик, свой дворик, свой садик. Вы бы видели, как он выхаживал каждую посаженную им травинку-былинку. Как трясся над каждым фруктовым деревцем! А чего было трястись? Пусть в наших палисадниках фрукты-овощи не росли. Нам это было до фонаря. Яблоневые, персиковые, вишнёвые деревья свободно росли над всеми журчащими арыками вдоль ташкентских улиц. Срывай, не хочу. Мы даже думали меж собой, может он в ботаники хочет податься?
Однако ташкентское землетрясение тысяча девятьсот шестьдесят шестого года решило Валькину судьбу по-своему. Он стал строителем. Вы скажите, что же здесь такого? Стоило ли из-за этого огород городить? Уверяю вас, стоило. Повесть эта написана по жизненно важной для меня причине. Мой герой до сих пор жив - здоров и крепко держит в руках мастерок.
И я убеждён: держи крепко и уверенно свой мастерок, честно занимайся своим делом, беззаветно люби свою Родину, встань на её защиту каждый из нас, когда в проклятые девяностые годы в наш общий Двор пришла беда, не пришлось бы многим из нас эмигрировать в «ближнее зарубежье». И я не оставил бы мой родной Узбекистан, где на погостах покоятся люди разных национальностей, так много сделавших для этой, потерянной теперь для нас навсегда земли. Земли, в которой покоятся и мои близкие. Земли, которую я так люблю.
И я не хочу, чтобы подобное повторилось с моим нынешним Двором. С Россией. Другого такого Двора, другой такой прекрасной Страны у нас тогда уже точно не будет.
Мальчишка пропал
Геннадий Киселев 25.11.2023 10:55 Заявить о нарушении
Алла Изрина 25.11.2023 11:25 Заявить о нарушении
Геннадий Киселев 25.11.2023 12:10 Заявить о нарушении
Прекрасный гимн старому патефону. Я помню, как родители слушали и Утёсова, и Шульженко, и Бернеса.
И я, конечно, слушал! И в памяти осталось, а ты напомнила, Спасибо!
С теплом,
Андрей.
Кросс Роуд 06.10.2023 15:11 Заявить о нарушении
Алла Изрина 06.10.2023 21:59 Заявить о нарушении
На странице "стихи.ру" у меня есть стих "Пластинкам"- перекличка с вашим "Музыка из патефона" В рецензии на мой стих есть ссылка от Никиты Поздняков "Старые пластинки"-"Мы с вами вздыхаем порой о старинке.
Когда ещё были в почёте пластинки".
В общем, мы с вами дети одного времени!
Понравилось,
Галина Причиская 20.12.2023 09:21 Заявить о нарушении
Ах, как же счастье оплатить???
Его тепло в душе хранить!
И близким всем любовь дарить!!!!
Алла! Замечательные строки у вас! Зелёная кнопка! Творческих успехов и радости вдохновения Вам желаю! С уважением, Альбина
Альбина Алдошина 21.08.2023 08:19 Заявить о нарушении
Алла Изрина 21.08.2023 08:53 Заявить о нарушении
Алла! Очень мне понравилось Ваше стихотворение. Оно напомнило мне студенческие годы, когда, отмечая день рождения однокурсника или однокурсницы или, иное праздничное событие, мы собирались у кого-нибудь на кварире, чтобы и событие отпразднивать, и потанцевать под музыку из патефона. Не забываемое было время, студентиы умели и вечернку организовать на высоком уровне, и весело провести время с играми и розыграшами.
Старый патефон действительно исчез из быта и найти его теперь стало проблемой. Об этом у меня имеется рассказ под назвчанием "Старый патефон" (http://proza.ru/2012/04/02/562). Прчтите на досуге, если появится желание.
Кто-то из Ваших читателей упомянул в отзыве "Тарелку". В 40-50-ые годы "Тарелки" имелись в каждой квартике и в ккждом доме. Хорошо это помню. О "Тарелке" у меня тоже имеется рассказ под названием "Старинные вещи. Громкоговоритель "Тарелка". Думаю, что Вам он толже будет интересен, узнете, какие интересные передачи в те годы передавали по радио. На всякий слчай даю и на рассказ ссылку: http://proza.ru/2022/04/23/1197. Впрочем, я не настаиваю, всё на Ваше усмотрение.
Я еще к Вам заглячу с ответным визитом.
Желаю Вам доброго здоровья, благополучия и творческих успехов!
С уважеием -
Вадим Иванович
Вадим Прохоркин 13.07.2023 20:57 Заявить о нарушении
Спасибо за приглашение- зайду почитать Ваши произведения.
Благодарю Вас за интересный отклик на мой стих, мне было приятно его прочитать. Будьте здоровы, счастливы и не только в творчестве. С уважением,
Алла Изрина 13.07.2023 23:34 Заявить о нарушении
Воспоминания о молодости у нас с Вами схожи и это меня радует.
С поклоном -
Вадим Иванович.
Вадим Прохоркин 14.07.2023 11:21 Заявить о нарушении
Рэтровый экспромт...На винтажном патефоне -иголкой по чёрному кружалову.
Юрий Николаевич Горбачев 2 14.09.2022 20:33 Заявить о нарушении
Алла Изрина 14.09.2022 21:23 Заявить о нарушении
Юрий Николаевич Горбачев 2 14.09.2022 23:22 Заявить о нарушении
Алла Изрина 22.09.2022 11:10 Заявить о нарушении
Вечера доброго Вам!
Подумалось, ведь не только песни, музыка какого-то периода времени передают атмосферу тех лет, но даже сами инструменты, используемые в те времена порой имеют весьма характерное звучание. Более того, некоторые мелодии моментально ассоциируются с вполне конкретной звуковой аппаратурой.
Наверное, поэтому, услышав ту или иную песню, популярную в тридцатые-сороковые годы прошлого столетия, в сознании мгновенно возникает образ патефона.
С глубочайшим уважением,
Сергей Макаров Юс 25.08.2022 20:54 Заявить о нарушении
Алла Изрина 26.08.2022 12:20 Заявить о нарушении
«Как много девушек хороших, как много ласковых имен…»,
и музыка так много может, она не чувствует времен."
Как точно сказано! Музыка умеет нас в миг переносить во времени, и вызывать из памяти связанные с ней картинки.
С теплом души,
Людмила Нор-Аревян 11.03.2022 19:06 Заявить о нарушении
Алла Изрина 11.03.2022 20:05 Заявить о нарушении
Прекрасное ностальгическое произведение!!! Спасибо, Аллочка!
Марина Попенова 08.11.2021 21:40 Заявить о нарушении
Алла Изрина 08.11.2021 23:33 Заявить о нарушении
У нас не было патефона, их имели только богатые. Патефон был в нашем садике-яслях. Наша воспитатель всё крутила пластинку "Улетел мой дружок далеко, улетел мой дружок высоко. Скрылась в небе точечка самолёта, буду ждать я лётчика из полёта". А меня садили на одеяло на печку и я слушала эти песни и вдыхала чудесный аромат хрома, которым был обшит патефон. Всё помню. У нас в семье была чёрная тарелка. По ней мы слушали всё: и новости и песни и арии из опер, которые я запоминала, сидя на комоде под этой тарелкой. И транслировали футбольные матчи, которые слушал только отец, он знал все команды и всех игроков. Мы в это время читали книги. Позже отец купил радиолу "Серенаду" и выписал из Посылторга ящик пластинок. Мы слушали песни Утёсова, Мордасовой, Лидии Руслановой, сестёр Фёдоровых, Петра Лещенко, Ивана Козловского, Бунчикова и многих популярных в те годы певцов.Вот жизнь была! И песни те мы помним до сих пор. А сейчас песни-то разовые, даже молодёжь их не запоминает, а поют наши, старые.
Спасибо, Аллочка, за Ваше стихотворение, которое навеяло столько воспоминаний. Вы чудесно его написали.
Творческих успехов, дорогая!!!
С теплом Эмма.
Эмма Рейтер 28.09.2021 21:53 Заявить о нарушении
Алла Изрина 28.09.2021 22:17 Заявить о нарушении
Николай Хребтов 14.10.2021 03:36 Заявить о нарушении
Алла Изрина 14.10.2021 09:51 Заявить о нарушении