Рецензии на произведение «Оперу не смотрят, оперу слушают»

Рецензия на «Оперу не смотрят, оперу слушают» (Вадим Прохоркин)

С большим удовольствием и легкостью прочитал этот небольшой рассказ, Вадим! Открыл для себя еще одну грань вашего таланта - умение СЛУШАТЬ и ПОНИМАТЬ сущее. К сожалению не являюсь поклонником оперы и балета, хотя и люблю. Дело в том, что большую часть жизни провел на природе, слушая мелодию ветра, журчание ручейка и т.д. Спасибо за удовольствие, которое вы доставили! Дай бог вам здоровья и сил! С уважением А.Г.

Александр Грунский   02.04.2021 12:40     Заявить о нарушении
Александр, привет!
Ты в своих интересах не одинок. Если заглянешь в отзывы, увидишь, что многие другие читатели не являются поклонниками оперы и балета. На вкус и цвет товарища нет. Вообще-то и я, скитаясь по гарнизонам, не имел возможности бывать в театре, только во время отпуска (см.у меня «В отпуск в СССР из ГДР» - http://proza.ru/2014/10/06/823). А служба в РВСН на объектах, расположенных в лесах, имела свои прелести: природа, чистый воздух, грибы и т.д. Об этом у меня тоже кое-что опубликовано.
К сожалению, хвори мои никак меня не оставляют, не одно, так другое…
А тебе здоровья и успехов!

Вадим Прохоркин   31.03.2021 14:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Оперу не смотрят, оперу слушают» (Вадим Прохоркин)

Вадим Иванович, спасибо за интереснейший рассказ!
Поздравляю Вас с везением и такими замечательными впечатлениями!
Я также случайно попала в Венскую Оперу во время командировки,
а вот в Большой уже давно не мечтаю. Впрочем сейчас можно попасть,
были бы большие деньги. Или, если только доживу до пенсии.
Московским пенсионерам иногда достаются приглашения.
Захватывающе Вы рассказали и про даму, любительницу опер, и
про "Золотого петушка"! Мне как раз кажется, что у Градского
оперный голос, по крайней мере мощный, красивый и уникальный,
и в этом Вам тоже повезло! Оперу люблю, но в театр Оперетты и
на Балет побегу с бОльшим удовольствием.

С уважением и наилучшими пожеланиями,

Лана Сиена   29.07.2020 20:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Лана, за визит, прочтение и отзыв!
Что касается предпочтений, то между оперой, балетом и опереттой я тоже выбрал бы балет, на "Золотого петушка" не променял бы ни на что другое.

С поклоном -
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   30.07.2020 17:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Оперу не смотрят, оперу слушают» (Вадим Прохоркин)

О нет, я не читала это с точки зрения литературного критика! Только как неравнодушный к театру человек! И всё, что прочла, - с волнением и даже умилением! - было понятно и узнаваемо!
Люблю всё, что связано с театром! Абсолютно ВСЁ! Даже хочу написать серию статей о театрах. О московских, о ташкентских.
В калужских не была пока. У меня в Калуге две дочери живут, - как приеду в Россию, в Калугу, - обязательно побываю!

Инна Люлько   13.07.2020 20:33     Заявить о нарушении
Калугу можно назвать театральным городом. Первый театр появился в Калуге в 1777 году по указу Екатерины Великой. Театр, который я помню, был построен в 1875 году. Это был очень уютный, с хорошей акустикой театр. В нём играли такие знаменитости, как М.С.Щепкин, П.М.Садовский, В.Ф. Комиссаржевская. В театр мы ходили всей семьёй. Почему-то запомнился спектакль "Мещанин во дворянстве" Мольера. Театр был разрушен при наступлении немцев. Я видел его развалины, когда мы вернулись из эвакуации. В конце 50-х годов в центре города был построен новый театр. Вот в нём Вам и надо побывать.
На калужской земле все наши корни, а в Калуге живут мои брат и сестра.
А каким ветром занесло Ваших дочерей в Калугу? Давно ли они там живут и чем занимаются?

Вадим Прохоркин   14.07.2020 15:42   Заявить о нарушении
Две дочери с семьями приехали в Калугу лет пять назад, по программе переселения.
Одной дочери помогли родные зятя, поэтому через год они смогли купить квартиру. А другой повезло не так. Они до сих пор живут на съёмной квартире за 12 тысяч с четырьмя детьми, - год назад получили в деревне участок земли для постройки дома, а теперь ждут субсидии, так как за три года просто истратили деньги, вырученные за ташкентскую квартиру. Зять серьёзно заболел, работать не может, а дочка бьётся как рыба об лёд: старшему ребёнку - 11 лет, младшему - третий год.
Вот так встречает Россия переселенцев! Как видно, чиновникам совершенно не нужны перспективные молодые семьи...

Инна Люлько   14.07.2020 16:52   Заявить о нарушении
Калугу я покинул очень давно, когда она была еще почти такой, какой я описываю её в своих воспоминаниях о друге детства поэте Валентине Берестове (http://proza.ru/2011/08/25/443). Часто ездил туда, а теперь уже не ездок, и годы не те, и здоровья нет.

Вадим Прохоркин   15.07.2020 12:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Оперу не смотрят, оперу слушают» (Вадим Прохоркин)

Здравствуйте, Вадим Иванович!
С интересом и легкостью я прочитал Ваш рассказ. О его достоинствах уже сказали Ваши читатели и их мнение я полностью разделяю. Количество рецензий, всколыхнувших воспоминания, не оставивших равнодушными их авторов, говорит о многом. Кстати, мне было интересно почитать эти отзывы, из которых могло бы получиться самостоятельное литературное произведение - воспоминания театралов. Вами прекрасно подобрано место повествования, купейный вагон поезда, позволившее раскрыть непростую тему оперного искусства и образы пассажиров, любящих пооткровенничать, излить душу незнакомому человеку.
Теперь о моем отношении к теме рассказа. В восприятии оперы я ценю ВСЕ её составляющие: и музыку, и игру актеров, которая, а в этом я уверен, должна присутствовать непременно, и работу художника, и труд осветителей. Мне приходилось слушать оперу в концертном исполнении при игре потрясающих оркестров. Но... Шеренга неподвижных певцов в повседневной одежде с напрочь отсутствующими эмоциями смазывала впечатление.
Сейчас, находясь в самоизоляции, я послушал и ПОСМОТРЕЛ постановки Большого театра, которые регулярно выкладывались на театральном сайте ("Садко", "Катерину Измайлову", "Светлый ручей") и получил удовольствие от театра в целом. Потрясающие постановки, скажу я Вам!
Как видите, и меня Ваш рассказ не оставил равнодушным, а Вас я вписал в список своих избранных авторов. Здоровья Вам и новых рассказов, в том числе и театральных!
С уважением

Юрий Минин   15.06.2020 13:10     Заявить о нарушении
Юрий, добрый день!
Ваш отзыв, за который великое Вам спасибо, прочитал давно, но с ответом задержался, не обессудьте, причина – были проблемы со здоровьем.

Вы прочли не только сам рассказ, но и читательские отзывы. Я тоже придерживаюсь такого же правила, поскольку отзывы других читателей способствуют более объективному восприятию прочитанного.
Ваше мнение о рассказе, да и мнения других читателей, не может меня не радовать. Рассказ получил хорошие отзывы и я его отношу к числу своих наиболее удачных произведений.

От Вас впервые узнал о существовании театрального сайта. А потому и не воспользоваться самоизоляцией для просмотра постановок Большого театра и постановок других известнейших храмов искусств, как это сделали Вы. Телеканалы, в их числе и канал "Культура", оперу не транслируют. А ведь в довоенное время даже по радио транслировались оперные спектакли. Вспоминаю как мы с моим другом Валентином Берестовым слушали трансляции из Большого театра опер «Риголетто», «Запорожец за Дунаем», «Руслан и Людмила» и др., а также слушали арии в исполнении таких корифеев оперной сцены, как Пирогов, Козловский, Лемешев, Барсова, Нежданова.

Всё это было, было. А что теперь предлагают нам главные телеканалы? Попсу, да малаховскую пошлость. Наболело...

Юрий, отдельное спасибо Вам за включения меня в список избранных авторов. Отвечаю Вам тем же.

С поклоном -

Вадим Прохоркин   18.06.2020 15:56   Заявить о нарушении
Описка. Вместо "не может" читать "не могут"

Вадим Прохоркин   18.06.2020 15:59   Заявить о нарушении
Вадим Иванович, некоторые постановки Большого театра я успел скачать. Это красивые и талантливые вещи, которые не могут оставить равнодушным зрителя. Если хотите, я могу прислать Вам.
С уважением,

Юрий Минин   18.06.2020 16:45   Заявить о нарушении
Пришлите, буду благодарен.

Вадим Прохоркин   18.06.2020 20:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Оперу не смотрят, оперу слушают» (Вадим Прохоркин)

Вадим Иванович, спасибо за интересный рассказ о своём отношении к опере. У Вас прекрасный литературный язык, текст читается легко, интерес к сюжету не угасает. Хороший язык и интересные мысли. Должен Вам заметить, что родился и жил в искусстве (так случилось) Мать с отцом актёры. Отец драматический (засл артист РСФСР), мать балерина, а с возрастом и драматическая актриса и режиссёр телевидения. Бабушка - художник, А упомянутый Вами И. Билибин преподавал у неё рисунок в Императорской школе поощрения художеств в Петербурге, а директор школы был Н.Рерих. Моя сестра- тоже художник, пишущей в стиле романтического импрессионизма, живёт в Париже уже много лет.
Театральное искусство всё имеет свои условности и говорить, что в опере главной: вокал или игра не корректно. Там органика. Если её нет - значит будет "перекос" в ту или иную плоскость. Вот история на эту тему: известный итальянский бас после спектакля в Миланской опере зашёл в гримёрку Шаляпина, исполняющего арию Демона в опере Рубинштейна. Сказал, что понял так сказать "технологию" успеха Шаляпина: она заключалась в его роскошном костюме... Шаляпин молча подарил ему этот костюм, в котором тот спел и не имел успеха. Задумался и сказал, что он не понял главного.
Спасибо, получил удовольствие от прочтения.

Вадим Гарин   04.02.2020 13:35     Заявить о нарушении
Дорогой тёзка!
Великое спасибо за интересный, развёрнутый, заинтересованный и лестный отзыв.
Оценка моего рассказа читателем из творческой семьи и разбирающимся в театральном искусстве, для меня очень ценна.
Признаюсь честно, в опере, да и в балете разбираюсь на уровне дилетанта. Но оперу люблю, а балет люблю еще больше. Возможно, такому отношению к балету поспособствовала моя юношеская любовь к девушке, учившейся в Москве в балетной студии при театре Станиславского и Немировича-Данченко. Кстати, об этом увлечении у меня опубликован новелла под названием "Несостоявшаяся любовь". На тот случай, если возникнет желание с ней познакомиться, даю ссылку: http://www.proza.ru/2011/10/25/1156.

Всего наилучшего!

Вадим Прохоркин   04.02.2020 15:21   Заявить о нарушении
Вадим Иванович! Как бывший военный наверно знаете, что Оперу ещё и пишут. С флотским приветом. Александр

Александр Анфилатов   22.03.2020 08:56   Заявить о нарушении
Как говорят, это дело вкуса.

Вадим Прохоркин   22.03.2020 15:25   Заявить о нарушении
Александру и тёзке Вадиму анекдот, как пишут оперу:
Чапай спрашивает Петьку, что он пишет? Петька отвечает:
- Оперу пишу Василий Иванович!
- А про что?
- А про всё, про тебя Василий Иванович, про Фурманова, про Анку!
- Молодец, Петька! А куда пошлёшь?
- Как куда, Василий Иванович, нашему опер. уполномоченному и пошлю!
Вот так и пишут оперу!

Вадим Гарин   22.03.2020 19:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Оперу не смотрят, оперу слушают» (Вадим Прохоркин)

Вадим Иванович!
Спасибо за столь обширную информацию.
Не могу сказать, что являюсь фанатом оперного искусства, но всю операную классику прослушала в свое время в Большом театре, в Кремлевском театре, и всегда с удовольствием.
Но, как приятного встретить такую попутчицу или попутчика и поговорить об этом прекрасном искусстве.
В последнее время чаще посещаю консерваторию и слушаю исполнение оперной музыки, в том числе.
Вообще ,искусство облагораживает и придает новый импульс нашей жизни!
Хотя "Черный квадрат" Малевича к искусству никак отнести не могу!
С симпатией и наилучшими пожеланиями. Жанна.

Жанна Светлова   28.11.2019 18:18     Заявить о нарушении
Жанна!
За свою долгую жизнь удалось побывать на оперных спектаклях в четырёх театрах: в Большом в Москве, имени Кирова (Мариинка) в Ленинграде, Одесском и Киевском. А в консерватории ни разу не был. Пять лет учился в академии в Москве, побывал в Большом, во МХАТе, в театре Ромен, в цирке, а посетить консерваторию так и не сподобился. Теперь очень сожалею.

Что касается "Чёрного квадрата", то Малевич не являлся первопроходцем. До него, в 1893 году, то есть на 22 года раньше, додумался нарисовать чёрный квадрат французский писатель и журналист Альфонс Алле, назвав картину для прикола: “Битва негров в глубокой тёмной пещере тёмной ночью”.
И еще интересная деталь. Всего Малевичем было написано СЕМЬ (!) «чёрных квадратов» в разное время, разных размеров и слегка разных цветов. Для чего столько?..

С взаимной симпатией и искренним уважением -
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   29.11.2019 15:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «Оперу не смотрят, оперу слушают» (Вадим Прохоркин)

Прочитала Ваш рассказ. Конечно, правильно говорить "слушал оперу", на для меня, лично это не так важно. Мне не режет слух, если кто-нибудь скажет "смотрел оперу".
Это не так важно. В рассказе много интересной информации. Понравилось.Очень много могла бы ещё написать, но боюсь, что зависнет компьютер.
Обязательно зайду к Вам что-нибудь почитать.
С уважением,

Наталия Тимченко   14.08.2019 15:57     Заявить о нарушении
Наталия!
Великое Вам спасибо за прочтение моего опуса и отзыв.
Слушать оперу или смотреть оперу - эту тонкость оставим решать фанатам-театралам. Главное - иметь возможность бывать в опере, а у меня, к примеру, такой возможности, к сожалению, нет и давненько не было.

Вашим визитам буду очень рад. Милости просим, заходите. Постараюсь ответить тем же.

Здоровья Вам и творческих успехов.
С поклоном -
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   15.08.2019 15:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Оперу не смотрят, оперу слушают» (Вадим Прохоркин)

Здравствуйте, Вадим Иванович!
Очень содержательное произведение! Балет и опера моя слабость и я нашла здесь много интересного для себя.
К примеру о пении Градского в опере даже не подозревала, но явно представила
исполнение партии Звездочёта его волшебным голосом!
В Москве, будучи в командировке В ГОСКОМЦЕН, мне дважды улыбнулась удача.
Узнав, что одно из редких выступлений Майи Плисецкой выпадает на день моей командировки, решила во что бы там ни стало побывать на её спектакле.
Моё желание было так сильно, что не преминуло сбыться в этот вечер.
Кто-то к кому-то не пришёл на свидание и мне достался счастливый билетик на "Лебединое озеро"
На другой день я слушала "Князя Игоря" в Кремлёвском Дворце Съездов.
Ну и, конечно, смотрела яркие незабываемые половецкие пляски!
Спасибо Вам, за то, что возбудили в моей памяти приятные воспоминания!
С искренним уважением, Варвара.

Варвара Можаровская   18.07.2019 23:50     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогая Варвара!
Вы, как я смог убедиться, тоже поклонница оперы и балета, о чём свидетельствует Ваш чудесный отзыв на мой рассказ. Большое Вам за него спасибо!
В оперу "Золотой петушок" Градского пригасил её постановщик Евгений Светланов. Больше, насколько мне известно, Градский ни в одной опере не пел. Впрочем... Мало кто знает, что Градский является автором рок-оперы "Мастер и Маргарита" по одноимённому роману Михаила Булгакова. На сцене она поставлена не была и существует в виде единственной аудиозаписи 2009 года, выполненной со звёздным составом, в который входили Иосиф Кобзон, Валерий Золотухин, Олег Табаков, Геннадий Хазанов, Александр Буйнов, Леонид Ярмольник и многие-многие другие известные артисты. Причем, все принимавшие участие в записи исполнители, работали бесплатно. Сам Градский исполнял сразу четыре партии: Мастера, Воланда, Иешуа и кота Бегемота. И это было его второе участие в опере.

Если моей первой оперов была "Иоланта", то первым балетом явилось "Лебединое озеро", балет смотрели тоже в Большом. Кто исполнял партии Одетты, Одиллии и принца Зигфрида не помню. Я долго хранил программу, но при многочисленных моих перемещениях по службе она пропала. На балете мы с супругой сидели в первом ряду партера, и, хотя билеты купили в кассах, полагаю, они предназначались не для нас, простых смертных, и были проданы нам как невостребованные. Билет стоил 30 руб. Приличные деньги по тем временам (1954 год).

А "Князя Игоря" слушал дважды, первый раз в Москве в Большом, второй - в Киеве в Театре оперы и балета им.Шевченко.

Вот и Вы возбудили в моей памяти приятные воспоминания!

С признательностью и низким поклоном -
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   19.07.2019 15:33   Заявить о нарушении
Добрый вечер!
Да, Вадим Иванович, люблю и оперу и балет, так как я в своё время имела счастье танцевать под руководством бывшей танцовщицы Ансамбля Вирского - Констанции Феликсовны Лукашовой.
Она на всю жизнь привила нам любовь к танцам и музыке.
Нашла в ГУГЛе информацию о рок-опере Градского - интереснейший для меня материал!
И сама опера там есть, выделю специальное время для этого и послушаю.
Спасибо Вам за Ваши знания, которыми Вы делитесь!
С наилучшими пожеланиями счастья и здоровья!
С признательностью, Варвара.

Варвара Можаровская   19.07.2019 21:47   Заявить о нарушении
Варвара! Вы упомянули Ансамбль Вирского. А Вы лично имели какое-нибудь отношение к нему и не была ли Вам известна преподаватель Ансамбля по имени Лидия Ивановна? Прочтите у меня новеллу "Несостоявшаяся любовь" и Вы поймёте, почему я этим интересуюсь.

Вадим Прохоркин   19.07.2019 23:26   Заявить о нарушении
Вадим Иванович, к сожалению к Ансамблю Вирского прямого отношения не имею и преподаватель с именем Лидия Ивановна мне не знакома, но я обязательно почитаю то, что Вы рекомендуете! Спасибо!
С теплом, Варвара.

Варвара Можаровская   19.07.2019 23:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Оперу не смотрят, оперу слушают» (Вадим Прохоркин)

Виктор Комосов меня сразил наповал своей рецензией!!! Я с ним согласен. Советские времена были несравнимо лучше теперешних. По теле можно было посмотреть оперетту и оперу, и спектакли, и балет, а сейчас я утешаюсь по субботам тем, что смотрю "Романтику романса", попса надоела до смерти, теперешние "звёзды и звездюльки" так зазвездились, что, временами, аж тошнит от них! Некоторые передачи - явно "ниже плинтуса"... Тоска... Р.Р.

Роман Рассветов   01.07.2019 13:34     Заявить о нарушении
Виктор Комосов откликнулся на мой рассказ очень интересным и содержательным отзывом. Надо бы заглянуть на его страницу, да недосуг, времени на всё явно не хватает.
Что касается нашего ТВ, то оно точно в упадке. Смотреть совершенно нечего, смотрибельных передач мизер. На этот счёт еще в 2013 году я опубликовал заметочку "Ужастики из телевизора". С тех пор ничего не изменилось. Смотреть по ТВ по сути нечего. Годами нас пичкают одними и теми же передачами. Что касается эстрады, то и там полный застой. Эстрадная мафия оккупировала ТВ и никого туда не допускает за редким исключением. Потому-то мы и вынуждены на всех праздничных концертах лицезреть одних и тех же "королей" и "королев" эстрады. Ты прав - некоторые передачи явно ниже плинтуса. Повторю за тобой: "Тоска".

Вадим Прохоркин   01.07.2019 17:27   Заявить о нарушении
Да, Вадим Иванович! Возьмём передачу Вл.Соловьёва: одни и те же лица украинцев, уже надоевшие до ужаса, когда они начинают нести свою хрень, перебивая других и не давая им возможности говорить, я не выдерживаю и переключаюсь на другой канал. Одновременно кричат несколько человек, ни черта нельзя понять, разве могут так себя вести взрослые люди? Это же просто хамское поведение! А сколько Зла и Подлости стало в телефильмах? Советские фильмы очень редко показывают. "Баллада о солдате", "Аты-баты, шли солдаты" и т.п. фильмы уже сто лет не показывали... Роберт.

Роман Рассветов   02.07.2019 12:19   Заявить о нарушении
Я тоже против этой "оппозиции" с Украины. Ведут себя по-хамски, льют грязь на Россию и всячески её очерняют. И за всё это ТВ выплачивает им гонорары, говорят, довольно приличные. Если бы мало платили, они давно бы умотали во свояси.

Вадим Прохоркин   02.07.2019 15:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Оперу не смотрят, оперу слушают» (Вадим Прохоркин)

Неожиданный у вас железнодорожный разговор получился:) смеюсь Обычно случайные попутчики попроще себе темы выбирают, а вы вон на какие высоты замахнулись, но это было интересно.

Оперу можно не только слушать, смотреть, но и все заграничные деньги потратить, не оставив ни цента на подарки. :)))) смеюсь

Так поступила моя однокурсница Лена Н. Её послали в австрийскую командировку в Вену, так она, в свободное время, все свои командировочные доллары промотала на походы в знаменитую венскую оперу. По приезду, домашние её совершенно не поняли, в ожидании "бесценных" жвачек и заморских шмоток. Только у меня она нашла понимание, как у прожжённого рокера, которого рок-музыка вывела в люди и научила любить классику Чайковского, Баха, Вивальди, Листа...: ))) смеюсь
Как женщина, Лена чувствовала себя в заморском оперном зале не очень уютно, среди роскошных театральных нарядов и бриллиантовых колье, но, как человек она получила огромное удовольствие и духовное наслаждение. Забравшись на галёрку эта славянская девушка полностью растворялась в мире сценического таинства. И ей совершенно не важен был незнакомый язык певцов потому, что гениальная гармония звуков и зрелищных образов - самодостаточны и не знают языковых границ.

Мне этот поступок-состояние души напомнил Мамины студенческие годы в Одессе.
Процитирую строки из своего рассказа "Зоя в школе, институте. Бесплатный хлеб 50-х годов" (ссылку не даю, чтобы не быть навязчивым):
"...Одесский инженерно-строительный институт (ОИСИ). Занималась с 1953г. по 1959 г., специальность – водоснабжение и канализация.

Институтские годы. Послевоенное время было трудное, голодное, страну возрождали из руин. Но было это время и весёлым. Все думали так: «Война позади, урок недругам мы преподнесли хороший, трудности сейчас есть, но это временное, преодолимое явление». Всё строится, развивается, жизнь налаживается. Программа развития страны предусматривала постоянное снижение цен на товары и продукты. Каждый год объявляли о снижении цены того или иного товара. В период маминого студенчества хлеб в столовых отпускался бесплатно.

Студенты того времени жили скромно. Стипендии были небольшие, плюс посильная помощь родителей, которые тоже не шиковали. Обычный состав домашней посылки: сало, крупы, сахар, печенье, конфеты, бублики-сушки, банки с вареньем, консервы… Получали из дома и небольшие денежные переводы. Но время молодое – хочется всё и сразу. Хочется, по возможности, модно выглядеть, одеваться, нужны развлечения. Тем более, где? В курортном портовом городе. Одесса – ворота в модный заграничный мир, театральный, культурный центр. Поэтому денежные средства использовали не очень рачительно: покупалась помада, тушь для ресниц, пудра, какие-то модные небольшие вещицы (прозрачный газовый платок, театральные перчатки…).

Обязательным условием жизни было посещение театральных представлений. Особенно посещаемым был оперный театр. Билеты покупались, исключительно, на галёрке, но это совершенно не портило впечатлений. Или в виде контрамарок – билетный абонемент на все концерты, в этом случае цена каждого билета существенно снижалась. Таких зрителей, по-моему, рассаживали на свободные места. Искусство в Союзе было доступнее, чем в наше время. Тогда каждый мог себе позволить регулярно наведываться в кино и театр, было бы желание. Студенты получали стипендию в пределах 40 рублей. В те годы, самый дорогой билет в театр стоил в пределах двух рублей, ну максимум трёх (мама вспоминала, что за 1 рубль 80 коп. они сидели в первых рядах), а на галёрке это составляло всего несколько десятков копеек. При популярной, в то время, зарплате (порядка 100 рублей) можно было сходить в театр с шиком 50 раз! В кино (цена билета до 50 коп за односерийный фильм) можно было смотаться 200 раз!!!! В наше время искусство перестало принадлежать народу, уровня театрального шика не будем касаться (заоблачные цены). При «популярной» (в Украине 2005 года) зарплате в пределах 2000 грн. и минимальной цене театрального билета 200 грн. заглянуть в Одесский театр удастся всего 10 раз!!!!!!!!!!

Исходя из всего выше сказанного, в 50-е годы традиционный студенческий обед выглядел так. В столовой брали полную порцию борща (если были деньги) или стакан чая (если денег уже почти не осталось) и садились за стол, на котором хлебница была доверху наполнена хлебом. И «пировали», обильно смазывая бесплатный хлеб бесплатной горчицей. Хлеб съедали весь. Может, кто-то из мальчишек даже прятал его в карманы на вечерний ужин в общежитии с чаем? В общем, выживали от посылки до посылки. У мамы даже случались головокружения от недоедания. Один раз её качнуло на отъезжавший трамвай и он слегка зацепил её (небольшой шрам на носу остался до сих пор). Второй раз было падение на практических занятиях в бетонный отстойник, но высота была небольшая и всё обошлось, без видимых серьёзных последствий. И всё равно они были счастливы и веселы....".

По поводу магии гармонии звука добавлю цитату из своего рассказа: "Зоя, лечебные стихи":
"... Так было заведено родителями в её семье, когда моя Мама была ещё только маленькой Зоей. Вечерней Библией для неё была книга сказок Андерсена – массивный «фолиант» издательства типографии ещё царского времени. Эта книга была выполнена печатниками с огромной любовью к своей профессии. ...", "... А.С. Пушкин был Маминым кумиром до последнего дня её жизни. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что стихи Пушкина были Маминой повседневной молитвой. Так много она знала их наизусть, и так часто читала их на память сама себе, мне или внучке. Сначала я, а потом и моя дочь, сами не замечая этого, выросли под мелодию этих стихов.

Когда у Мамы случился первый инсульт, стихи стали её главным лекарством. Она не отчаялась, а настойчиво декламируя их изо дня в день, восстановила чёткость речи и мимику лица. Это лечение позволило ей полноценно вернуться в строй ещё на восемь лет. Без лекарств и обращений к врачам!?

Стихи (молитва, задушевная песня) произнесённые вслух – это целебная гармония звука. Мало мы знаем об истинной физической природе звуковых волн и их воздействии на человеческий организм. Можем только догадываться, познавать опытным путём.

Теперь, оглянувшись назад, можно предположить, что этот человек прожил 83 года практически без врачей и лекарств (у Мамы даже не было медицинской карточки), в том числе и благодаря повседневной стихотворно-литературной молитве...."

Вот такая текстовая куролесица закружилась по мотивам вашего рассказа, это, если в "двух словах" сказать о своих ассоциативных впечатлениях : ))) смеюсь

С уважением, Виктор

Виктор Комосов   22.04.2019 17:26     Заявить о нарушении
Виктор, добрый день!
Прошу меня извинить за задержку с ответом на Ваш грандиозный, "в двух словах", отзыв, за который примите моё спасибо.
В отзыве я увидел несколько сюжетов для рассказов. Первый из них про однокурсницу, промотавшую все командировочные доллары на походы в знаменитую венскую оперу. Вот это действительно оперная фанатка. Думаю, на её месте многие поступили бы также. Отличный получился бы о ней рассказ. Попробуйте.

Вы вспомнили за Одессу. Впервые я побывал в этом славном городе в начале 80-х годов. Оперный театр был только что отремонтирован и его зал сиял позолотой. В театре я побывал на четырёх или пяти балетных спектаклях и на опере "Евгений Онегин". Сколько в те годы стоил билет уже не помню. А сколько стоил билет в Большой театр в 50-х годах помню хорошо, в первые ряды партера он стоил 30 рублей. По тем временам довольно приличные деньги. Побывал я и в Одесском цирке, театре оперетты с легендарным Михаилом Водяным. Так что об Одесе остались самые тёплые воспоминания.

Всего Вам доброго и до новых встреч.
С уважением -
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   25.04.2019 10:32   Заявить о нарушении
Вы наверное удивитесь, но Лена дома не слыла театралом. Просто она не смогла пройти мимо настоящего очага искусства. Любопытство сыграло с ней шутку - теперь она и дома стала находить такую отдушину. А у нас есть чем угоститься и это не хуже будет, а то и лучше заморских ассов.

Виктор Комосов   26.04.2019 06:38   Заявить о нарушении