Рецензии на произведение «Мое крымоведение. Мифы и легенды»

Рецензия на «Мое крымоведение. Мифы и легенды» (Мила Пархоменко)

Поработаю корректором.

"судьбы десятков и сотни народов,"
сотен народов.

"... корни европейской цивилизации, и ее восприятия окружающего мира..."
После "цивилизации" запятая не нужна. Корни цивилизации - нормально сказано, но корни восприятия - не очень (на мой взгляд).

Замечания по существу:
"мифологическую историю Древней Эллады."
У народа Древней Эллады есть мифология; мифологической истории у Древней Греции, на мой взгляд, нет.

«Там киммериян печальная область, покрытая вечно влажным туманом и мглой облаков…Ночь безотрадная там искони окружает живущих». Не похоже на современный образ солнечного Крыма, не правда ли?"

Мы любим цитаты, вырванные из контекста. География странствий Одиссея (вышеприведенная цитата взята из "Одиссеи" Гомера) в высшей степени запутана, чтобы не сказать фантастична. Еще Плутарх и Страбон полагали, например, что остров нимфы Калипсо (Огигия) располагался в Атлантическом океане, к западу от Британских островов. По Гомеру, получается, что Одиссей "переплывает поперек Океан" (разве замкнутое Черное море - Океан?; ведь греки называли его Понтос Авксинос, где "понтос" - именно море, заключенное в берега) и "достигает низкого берега, где дико растет лес из ракит и из черных тополей". Где тут Крымские горы, южные отроги которых украшают зеленые кипарисы? Даже если это восточный Крым (Керчь), всё равно не похоже. Гомер в поэме рисует "мглистую область", в которой бегут то ли ручьи, то ли речки впадающие в Стикс, реку, ведущую в обитель мертвых - Аид. О том, что место действия в данном случае - Крым, свидетельствует упоминание о киммерийцах. Ученые до сих пор спорят, идет ли в поэме речь о реальном этносе, известном по ассирийским источникам начиная с 8-го века до н.э., либо о неких сказочных людях, живущих в преддверии царства мертвых. Гомер, возможно, решил назвать их киммерийцами, потому как достоверных сведений об этом, ушедшем из Причерноморья народе, в Греции 8-го века не было.

"аргосская царевна Ио. Спасаясь от преследования, беглянка переплыла современный Керченский пролив, который эллины стали называть «коровьим бродом»- Боспором Киммерийским. Есть и другие гипотезы."

Общепринятой является "другая" гипотеза, согласно которой Ио переплыла Босфор (Боспор Фракийский), а не Керченский пролив. Вряд ли оба "Боспора" можно было преодолеть в брод, как о том говорят их названия (коровий брод). По мнению историка, специалиста в области истории Боспорского царства, В.И. Гуляева, "название "Боспор" греки перенесли с пролива Боспор Фракийский (совр. Босфор между Мраморным и Черным морями) на современный Керченский пролив между Черным и Азовским морями, назвав его Боспор Киммерийский, поскольку, по представлениям эллинских авторов, земли в Северном Причерноморье, заселяемые колонистами из Малой Азии, принадлежали ранее киммерийцам."

"Именно эти священные животные и дали будто-бы название горной стране полуострова –Таврика, Таврида. Видимо, с легкой руки развеселого эллинского бога, и по сей день растут виноградники в наших живописных долинах"

Во-первых, это лишь одна из версий происхождения названия полуострова. Вторая - по этнониму "тавры" - названию обитавшего в Крыму народа, с которым столкнулись греческие переселенцы. Третья - потому что созвездие Тельца по форме напоминало грекам очертания Крыма. Во-вторых, не Дионис научил древних обитателей Крыма виноделию, но колонисты-греки, культивировавшие лозу везде, где создавали свои колонии (а уж их, еще в ахейские времена, 18-13 вв. до н.э., виноградарству якобы научил Дионис - на самом деле обитатели древних государств Ближнего Востока). В-последних, Дионис не был таким уж развеселым богом, поскольку время от времени лишался рассудка и убивал невинных людей, включая собственного сына, а жрицы бога во время дионисий имели обыкновение в пьяном виде зверски убивать одиноких путников, попадавшихся им на пути.

"В качестве доказательства скифского происхождения Ахилла историк обращает внимание на покрой его накидки, которая скреплялась застежкой, белокурые волосы и светло- синие глаза."

Насчет крымского происхождения Ахилла. Вы снова выбираете версию, причем самую позднюю (византийских времен, когда древнегреческая религия канула в Лету), чтобы притянуть древнегреческую мифологию в Крыму. Каноническая версия, которую можно найти в поэмах Троянского цикла, заключается в том. что отцом Ахилла был некий эгинец (Эгина - остров рядом с Аттикой), затем фессалийский царек Пелей. Что касается белокурости и голубоглазости, то греки смутно помнили о том, что обрели свою родину на Балканах, придя туда откуда-то с севера, из-за Дуная. Историк проф. Л.С. Клейн доказывает, что за несколько тысячелетий до н.э. в Северном Причерноморье обитали предки "палеобалканских народов" (греков, фригийцев, фракийцев, македонян, армян, иллирийцев) и индоариев. Как представители индоевропейского этноса, они в массе своей были белокуры и голубоглазы. По мифам и легендам древних греков, их олимпийские боги были внешне именно такими (например, голубоглазая Афина). Белокурым был, в частности, Менелай, брошенный прекрасной Еленой. Так что мнение византийского историка о происхождении Ахилла у меня лично вызывает лишь скептическую улыбку. Ахилл, кстати, почитался как бог-покровитель моряков еще во времена архаики, поэтому привязка его к крымским легендам носит поздний характер.

"Впервые Геракл побывал на берегах Тавриды в составе команды знаменитого корабля «Арго»"
Не побывал, поскольку он навсегда покинул аргонавтов на эгейском острове Кеос, чтобы отыскать пропавшего друга. Аргонавты вроде искали руно в Колхиде и тоже в Крыму не объявлялись.

"Змееногая богиня - прародительница скифов, была божеством земли – Апи"
Это имя свидетельствует об индоевропейском происхождении скифов (видимо, не всех, поскольку новейшие генетические исследования показывают, что часть скифских племен была тюркского происхождения). "Апа" (по-румынски "апэ") в праиндоевропейских диалектах означало "вода". Судя по остаткам скифского языка, скифы (и сарматы) Причерноморья говорили на праиранских диалектах. Их родство с индоариями подтверждается обрядом принесения коня в жертву в связи со смертью вождя. У индоариев обряд назывался "ашвамедха" - задушенного коня разделывали на четыре части и клали в могилу вождя. Скифы разделывали коня на две части, поскольку в их время существовали две варны/сословия: вожди/жрецы и воины; у индоариев вожди отделились от жрецов, а к воинам добавились свободные скотоводы.

" под словами Гомера про славную пристань, которую образуют поднимающиеся с обеих сторон утесы, следует понимать именно Балаклавскую бухту Севастополя, утверждают исследователи."

Понимаю, что энтузиастам Крыма хочется притянуть к полуострову как можно больше древнегреческих сказаний. Как сказано в Википедии, "в некоторых источниках констатируется сходство описания бухты лестригонов с Балаклавской бухтой. Эта гипотеза оставила след в художественной литературе, в названии произведения Куприна «Потомки листригонов», посвященном жившим в Балаклаве греческим рыбакам. Евстафий. Комментарий к «Одиссее» Гомера X 86 // Вестник древней истории. 1947. № 1. С.291".
С таким же успехом, можно упомянуть о других не менее "авторитетных" версиях локализации гомеровской "пристани": Артакия у греческого Кизика (эгейское побережье Малой Азии), греческие Леонтины в Сицилии.

"Можно также утверждать, что основой мифов и легенд послужили реальные исторические факты и личности, существование которых подтверждается наукой."

Утверждать подтвержденное, конечно, можно, но не стоит при этом утверждать его тенденциозно. Крым - моя любовь, но объективная истина дороже.

"Р.S. При написании этого и других, предшествовавших очерков, автор использовал многочисленную доступную литературу: от школьных учебников до научных монографий и журнальных статей (особенно рекомендую крымский журнал «Полуостров сокровищ»), и конечно же – информацию, взятую из интернета."

Рецензент - тоже.

Алексей Аксельрод   17.03.2023 11:41     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за прочтение и отзыв)) Постараюсь вычитать эту статью, хотя эти заметки писались восемь лет назад по горячим следам Крымской весны, и с тех пор я к ним не возвращалась. Спасибо за рецензию. Этот текст ни разу не научная работа и не диссертация, а всего лишь вольный пересказ фактов и различных версий, собранный при подготовке к уроку для школьников среднего возраста. А я ни разу не историк, я преподаю естествознание (химию, физику и биологию), но Родину свою люблю, поэтому стараюсь прививать это чувство детям. Изложить все многообразие научных фактов и гипотез за двадцать минут двенадцатилетним детям невозможно, да и не нужно, однако я рада, что Вы тоже заинтересовались. С благодарностью и солнечным теплом, Мила))

Мила Пархоменко   17.03.2023 13:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мое крымоведение. Мифы и легенды» (Мила Пархоменко)

Мила,блестяще,.и очень ...мило!!интересно!!многие и я думаю,--Крыма нет ,есть Таврида,Потемкин не крымский,а Таврический кто и когда ,,изобрел,,Крым??,османы?.

Павел Мисавин-Святкин   16.03.2023 20:19     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и отзыв)) Все тайны раскрываю в этой серии очерков, завтра выложу "Грифоны и золото". Крымоведение было написано сразу по следам Крымской весны, это кое -где заметно в тексте. А вот сейчас в честь праздника (9 лет воссоединения Крыма с Россией), я решила еще раз вспомнить историю, и порадовать читателей Прозы.ру отрывками из крымского цикла. С улыбкой, Мила)

Мила Пархоменко   16.03.2023 20:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мое крымоведение. Мифы и легенды» (Мила Пархоменко)

Очень интересно. Но всё же... змея или русалка? У девы, что на фото, хвост раздвоен. Если предположить, что скифы находились в тесных отношениях со cлавянами, то славянами могли быть заимствованы и божества.
Может быть скифы когда-то не умели плавать? Представляю каким божеством может показаться умеющая плавать красивая девушка! К тому же девушка на фото явно кудрява. А скифы вроде прямоволосы. Нет? Возможно вождь скифов увековечил образ возлюбленной гречанки?

Очень хорошо написана история. Разжигает любопытство. Спасибо.

Людмила Гладкая   23.08.2015 20:49     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв) очень интересную гипотезу Вы выдвинули) ну, а славяне и скифы долгое время соседствовали на землях той же Тавриды. Например, в средние века Керчь была русским городом, называлась Корчев.С уважением, Мила

Мила Пархоменко   18.08.2015 16:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мое крымоведение. Мифы и легенды» (Мила Пархоменко)

Познавательно! Спасибо!

Светлана Юшко   16.08.2015 15:32     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, мне хотелось показать живую историю) здесь она повсюду. С летним теплом, Мила

Мила Пархоменко   16.08.2015 15:35   Заявить о нарушении