Рецензии на произведение «17 Цветомузыка стиха»

Рецензия на «17 Цветомузыка стиха» (Ирина Петал)

Привет, Ирина! Ещё раз попробую ответить здесь, миновав каприз машины.

Тема для меня увлекательная, как я мог не заглянуть на огонёк. Ирина, я думаю, что тут прозвучал сплошной формализм. В целом - цветомузыкальный мир живёт и развивается с незапамятных времён. Я лишь коснусь малого кусочка этого волшебного действа, как вижу сам.

Слова в текстах имеют самые разные ударения. Скажем в разговорном английском они сливаются или редуцируются, во французском тем паче ударения звучат в определённой группе слов - тоже самое и в русском языке. Либо слово может иметь несколько ударных слогов. Словно два процесса - синкопа и редуцирование. У текста есть мелодика. Присутствует громкость звуков, стиль передачи, тембр - идёт неповторимое выражение. И эту свето-музыку каждый может решить согласно своему видению.

Неважно какой цвет приписан букве - важно как это передаётся на волновом потоке.

В любом случае, каждый из нас может задуматься о том, какие оттенки света будут в его вечерней комнате, какие слова он скажет своему собеседнику. Как будут звучать слова, окрашиваясь светом. Быть может достаточно будет и свечей около фужеров. Ну, а когда придёт время концерта нашей любимой группы, то лазерной стихии будет предостаточно.

Правильных нам слов, которые подсвечивают ночь.

И доброго дня, Ирина,

Кристен   05.08.2021 10:59     Заявить о нарушении
Да, каждый из нас всё видит в своём свете и цвете :))

Я недавно услышала о Скрябине (1872-1915), повелителе цветозвука. Признаюсь, ранее о нём не слышала. Философ и музыкант Александр Скрябин был человеком разносторонним: попытки соединить несколько видов искусства в единое целое привели к созданию светомузыки. Именно ей, основанной на способности человека ассоциировать звук с цветом, музыкант посвятил большой период своего творчества. Александр Скрябин стал первым, кто в истории мировой музыкальной культуры совместил в одном произведении звук, цвет и свет.

Что такое «цветной слух». В конце XIX века музыкально-цветовой синестезией ученые называли разновидность хроместезии или «цветного слуха», то есть особенности, при которой музыкальные звуки вызывают у человека определенные цветовые ассоциации. «Цветным слухом» обладали многие музыканты: русские композиторы Н.А. Римский – Корсаков, А.А. Кенель и Б.В. Асафьев, литовский художник и композитор М.К. Чюрленис, француз О. Мессиан и австриец А. Шенберг. Каждый музыкант «видел» тональности, окрашенными по-разному. Например, у Б.В. Асафьева ре-мажор приобретал изумрудный оттенок, а у Н.М. Римского-Корсакова он был золотистым. Ре-бемоль мажор в представлении А.А. Кенеля был лимонно-желтым, в то время как Б.В. Асафьев изображал его красным, пылающим словно огненное зарево.

Система «раскрашивания» музыки у каждого композитора тоже была своя. Н.А. Римский – Корсаков делал музыку очень изобразительной, наделял ее «графической звукописью», основываясь на собственных чувствах и задумках, тогда как австрийский композитор Арнольд Шенберг сопоставлял краски с музыкальными тембрами различных инструментов симфонического оркестра.

Синтез искусств. Благодаря способности «цветного слуха», Александр Николаевич Скрябин создал собственную систему цветотональности, в которой обозначил до-мажор красным цветом, ре-мажор — желтым, соль-мажор — оранжево-розовым, а ля-мажор — зеленым. В специальной таблице композитора первые тональности полностью повторяли цветовую гамму радуги, остальные обозначались производными цветами.

Еще до создания своего первого светомузыкального произведения А.Н. Скрябин при описании музыки часто использовал световые метафоры. В одном из эпизодов Сонаты №3, созданной в 1898 году, автор «объяснял» музыку через выражение «здесь звезды поют». А ремарки «светоносно» и «мрачно» он применял в своей «Божественной поэме», которую писал с 1902 по 1904 года. Полностью воплотить замысел синтеза искусств композитору удалось в 1910 году в музыкальной поэме «Прометей» («Поэме огня»), которая стала первым светомузыкальным произведением в мировой истории.

Загадка световой строки. По замыслу А.Н. Скрябина, Прометей олицетворял собой символ творческого начала, образ ницшеанского «сверхчеловека», который на пути к идеалу преодолевает все трудности и препятствия. Александр Николаевич хотел визуально воссоздать в произведении «образ пламени» - некоего очистительного огня, способного привести человечество в царство счастья и красоты. И для этого композитор «изобрел» новые музыкальные средства выразительности - свет и цвет, которые воплотил в «световой строке».

Для исполнения поэмы «Прометей» нужны были оркестр, хор, орган, фортепиано и специальный световой аппарат. Последнему отводилась особая роль – воспроизвести партию света «Luce», в которой обычными нотами были записаны условные обозначения цветов. В партитуре произведения А.Н. Скрябин расписал «световую строку» для исполнения двумя голосами. Верхний голос был более подвижным и отвечал за смену гармонии. Нижний – за философскую составляющую. В световой строке также доминировали два цвета – фиолетовый и красный. Первый ассоциировался со сферой духа и нематериальным началом, второй выступал как его противоположность и обозначал материю. По задумке композитора, в конце партии света происходил выход за пределы материального мира, поэтому финал произведения был решен в фиолетовом цвете. А систему всего «Прометея» музыкант представлял в виде кольца «дух-материя-дух».

Трудности исполнения светомузыки. Первое исполнение «Прометея» состоялось в марте 1911 года в Москве под управлением дирижера Сергея Кусевицкого, за фортепиано сидел сам А.Н. Скрябин. Но на московской премьере для зрителей не сыграли «световую строку» – в последний момент Александр Николаевич сделал в партитуре «Поэмы огня» пометку: «Может исполняться без световой строки». Композитор объяснил это тем, что светомузыкальный аппарат не успели изготовить в срок, так как его устройство оказалось слишком сложным для воплощения.

Из-за отсутствия необходимой техники «Прометей» долгое время исполнялся как обычная симфоническая поэма. Однако близкие друзья Александра Николаевича все же могли увидеть «Поэму огня» с цветом и светом, но только в домашних условиях. По эскизам композитора его друг, профессор А.Э. Мозер, сконструировал модель светового аппарата «Прометей». Это был деревянный круг с двенадцатью разноцветными лампочками и кнопочной приставкой. Семь лампочек располагались в последовательности чередования цветов спектра, а остальные пять соединяли крайние спектральные цвета, обеспечивая переход от одного оттенка к другому. Этому кругу соответствовал квинтовый тональный круг, согласно которому каждая нота имела свой цвет. Световой круг А.Н. Скрябин подвесил к потолку в своем кабинете. Во время игры за кнопочной панелью сидела жена композитора Татьяна Шлецер и «сопровождала» фортепианные партии Александра Николаевича световыми эффектами.

И все же такой световой круг был несовершенен. Во времена Скрябина использовались лампочки накаливания, которые изначально обладали желтым спектром, поэтому достичь нужного цветового оттенка было очень сложно. Более того, с помощью обычных лампочек невозможно было плавно «перевести» один цвет в другой, например, красный в желтый. Как и плавно изменить напряжение - заставить одну и ту же лампочку гореть или более тускло, или более ярко. Работа с домашним световым кругом создавала много проблем, поэтому было необходимо создать более совершенный световой аппарат, чтобы исполнять произведения не только в кругу друзей, но и для широкой публики.

«Прометей» со световой партитурой в исполнении академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, Петербургского камерного хора, Концертного хора Санкт-Петербурга. Дирижер — Николай Алексеев, солист — Мирослав Култышев, художник по свету — Александр Кибиткин. В Инете можно найти...

По материалам музея А.Н. Скрябина и МОСГОРТУРа

Вот такие были, оказывается, воплощения звука в цвет... Знаешь, я никогда не задумываюсь особо о своих сказанных словах. Может, они и разной масти и окраски, не всегда кому-то по душе, но они были искренны и не желали кому-то зла... И на чужие слова не стоит обижаться...

Ирина Петал   05.08.2021 13:14   Заявить о нарушении
Ирина,
я про такое читал. И началось всё с рок музыки. Там, где люди реально занимались творчеством, (в конце концов жёстко конкурировали в шоу бизнесе)то внимательно изучали наследие классической музыки. Работали со светом и звуком. К примеру, Лед Зеппелин, Пинк Флойд, Кинг Кримсон. Сами музыканты (не только штатные звукорежиссёры)много работали со звуком и эффектами. Люди были виртуозами не только технически, но и в своём мышлении - как представить композицию. Например, обратное эхо. Смычок и гитара. Ноги играют на клавишах басовую партию, как бас-гитара, а руки ведут мелодию как на фортепьяно. Умелое пользование синтезаторами, драм-машинами и лазерными светоустановками.

Я думаю, в юности ты была на дискотеках. По крайней мере во Владивостоке это дело было нормально поставлено. Лампочки, магниевые вспышки в темноте, прожектора с цветными фильтрами, просто звук и настроение танцевать!

Мне очень приятно беседовать с тобой, Ирина. Я знаю, ты девушка с красивым голосом в цвете.

Кристен   05.08.2021 14:42   Заявить о нарушении
Лед Зеппелин, Пинк Флойд, Кинг Кримсон... Надо о них почитать... Спасибо, Крис!

Да, дискотеки со светомузыкой я помню. И в школах пытались ребята сами делать, и в городских дискотеках это было... Иногда, конечно, это чрезмерно быстрое мелькание надоедало... Излишне...

И танцы/ посиделки под живой инструмент, баян или гитару, тоже помню. Мне это как-то ближе, без светомузыки...

Ирина Петал   05.08.2021 15:59   Заявить о нарушении
А мне тоже, Ирина. Просто тема у нас тут о светомузыке... Я хорошо помню, как однажды пришёл на дискотеку и вскоре ушёл, потому как меня раздражало дикое мелькание света по глазам. Просто в нашем обычном окружении об этом больше говорили, чем реально умели делать. Это совсем не простая техника.
*
Мне будет приятно, если ты потихоньку разберёшься с такими вещами, как воплощали звук Цеппелины, Флойды и Кримсон. Это не то, что погромыхать или вогнать в транс диким ритмом - это интересная история поисков в Музыке.

Кристен   05.08.2021 17:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «17 Цветомузыка стиха» (Ирина Петал)

Шедевральное исследование! Запахло нобелевской премией в области если не литературы, то точно в поэзии! Без иронии скажу, что мне понравилось. Хотя, как говорят, на звук и цвет товарищей нет. Ваши наблюдения гениально субъективные. Но возможно такова суть настоящей поэзии.

Виктор Скорых   01.07.2019 14:51     Заявить о нарушении
Это кусок конспекта из книги Александра Павловича Журавлёва «ЗВУК И СМЫСЛ», старой книги для школьников. Всё хочу её полностью прочесть и никак до конца не дочитаю...

Спасибо за интерес к теме. Может, ещё вернусь к ней.

С уважением,
читатель

Ирина Петал   03.07.2019 13:50   Заявить о нарушении