Рецензии на произведение «Мой символ Истины»

Рецензия на «Мой символ Истины» (Алина Черникова)

Алина, - почтение на Планете!

Вижу устремлённость Души вашей к познанию,
и сие - радует сердце!

"Вообще проблема теодицеи - проблема существования в бренном мире зла при благости и человечности Бога, это большая, очень серьезная и интересная философская проблема, но это не тема данной конкретной этой статьи."

Решение проблемы теодицеи - ключ на пути к Просветлённости,
Алина.

В моих работах Вы можете попробовать со-идти к её постижению и решению,
ежели пожелает сердце.

Творческих силы Прикосновенности, - Алина!..

Юлиус Гольштейн Анандамурти   01.03.2016 15:06     Заявить о нарушении
Сердечно благодарю Вас, дорогой Юлиус!
У меня есть друг Андрей, он на прозе под ником (насколько побуквенно помню) Пиротъхник (он и меня в ИЗБРАННЫХ в конце списка) - легко найдете.
Так вот, Андрей увлекается духовным просветлением, медитациями, буддизмом, эзотерикой и собирается переселиться в индию в Ауровиль.
Возможно Вам будет интересно с ним содержательно духовно пообщаться. :)
С уважением и симпатией,

Алина Черникова   01.03.2016 18:03   Заявить о нарушении
Алина, - пригласите Андрея, ежели будет ему во истинную радость сердца -
читать и слышать пишущего Вам.
Я был в Ауровиле... многое испытал,
в том числе и магическую силу Кристала во Храме...
Но говорю сие не к тому, что мне скучно в тиши...
(Кстати, я сознательно не стал пока делать Индийских зарисовок)
Андрею укажите вот на какую работу:
http://www.proza.ru/2015/04/24/1336
А Вы сами можете также попробовать увидеть и написать содержательно мне и всем со мною, то бишь публично.

Творческой силы Прикосновенности!..

Юлиус Гольштейн Анандамурти   01.03.2016 18:18   Заявить о нарушении
Вот это да!
Светлейший Юлиус, но Вас нечаянно дезинформировали (пускай, из лучших побуждений!)
Совсем я не буддист.
Оболтус, шалопай и тормоз!
Я понял. Мы будем обсуждать Ауровиль, когда придёт пора. Сдаётся мне, - не тот уже Ауровиль, что был в 80-х...
И я не тот, наверное.
Алине - благодарность. Её понятна мотивация.
Всех благ.

Пиротехъник   10.03.2016 15:24   Заявить о нарушении
...ничего, Андрюша, -
значит пора изучать основы Буддизма
и его огроменную вселенскую сострадательность!..

Для самого-самого начала:
http://www.proza.ru/2016/02/24/738

Юлиус Гольштейн Анандамурти   11.03.2016 23:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мой символ Истины» (Алина Черникова)

Здравствуйте, Алина!
Спасибо за интересную и полезную публикацию, осмысливающую действительность в столь широком диапазоне - от рождения и существования Вселенной до смысла жизни отдельного человека. Читала и удивлялась сходству наших мировоззрений. Думаю, некое сходство было изначально, а теперь, в процессе общения и обмена мыслями оно увеличилось.
Считаю правильным связывать и изучать великое и непостижимое, такое, как Космос, и относительно малое - человеческую жизнь. Ведь в Мире все связано, вот только найти эти связи не так просто, они не очевидны.
Хочется поделиться скромными космологическими фантазиями по поводу прочитанного в Вашей публикации. Не взыщите на мои микроскопические познания - в данной области я знаю мало, но ведь и муравью иной раз хочется порассуждать на темы, находящиеся за пределами ареала его обитания. Антропный принцип существует. Кажется, это уже доказано и даже очевидно в силу точной "подгонки" физических параметров Сущего. Но так ли все просто. Недавно смотрела фильм о Мультивселенных, где ученый-физик объясняет таким, как я, можно сказать детям в области космологии, некоторые особенности устройства мира. На примере сыра он показал устройство Мега Вселенной. Собственно субстанция сыра это некая не изученная среда в которой и из которой рождаются Вселенные. Наша Вселенная одна из мульти-миллиардов других Вселенных. Они возникают в огромном количестве, возможно постоянно. Но в большинстве своем, в абсолютном большинстве параметры их существования таковы, что они не могут существовать больше какой-то билисекунды и просто схлопываются. Но поскольку их миллиарды миллиардов, рано или поздно возникает Вселенная с одним из вариантов устойчивых параметров. И одна из этих Везунчиков - наша Вселенная. Как мне кажется, эта теория не противоречит антропному принципу, а представляет его, как нечто более сложное. Это все равно, как глубокое понимание Эволюции на Земле не противоречит видению в Мире движущей силы Божественной сущности.

Марина Лебедь   15.01.2016 15:59     Заявить о нарушении
Большое спасибо, дорогая расчудесная Марина!
По правде сказать, моей научной интуиции наиболее симпатична вот какая гипотеза-интерпретация антропного принципа - концепция тонкой настройки Вселенной (прицитирую Википедию):
Тонкая настройка Вселенной[К 1] (от англ. fine-tuning) — концепция в теоретической физике, согласно которой в основе Вселенной и ряда её составляющих лежат не произвольные, а строго определённые значения фундаментальных констант, входящих в физические законы. В состав минимального списка этих фундаментальных мировых констант обычно включают скорость света (c), гравитационную постоянную (G), постоянную Планка (h), массы электрона и протона m_e, m_p и заряд электрона (e).

Замечено, что изменение значения констант в пределах порядка или исключение одного из внутренних квантовых чисел ведёт к невозможности существования атомов, звёзд и галактик[1]. В связи с этим возникают две проблемы:

все ли константы независимы друг от друга? Если нет, их количество можно уменьшить;
случайны ли наблюдаемые нами значения фундаментальных констант или существуют неизвестные нам законы, делающие одни значения более вероятными, чем другие?

Концепция тонкой настройки Вселенной стала обсуждаться учёными, философами и теологами в первой половине 1970-х годов[2], хотя её отдельные аспекты затрагивались и ранее. Причина тонкой настройки неоднозначна. Ряд учёных (Пол Дэвис[en], Хью Росс[en], Ричард Суинбёрн) полагает, что в основе существующих закономерностей лежит разумный замысел; другие (Мартин Рис, Игорь Новиков) считают тонкую настройку случайным образованием в гипотетической мультивселенной. Существуют и другие предположения — в частности, более общая теория. Философ Робин Коллинз[en], занимающийся вопросами взаимодействия религии и науки, предложил следующие три аспекта тонкой настройки Вселенной: настройка законов природы, настройка констант и настройка начальных условий Вселенной[3].

Алина Черникова   15.01.2016 20:45   Заявить о нарушении
2. Тонкая подстройка физических постоянных во Вселенной. Все началось с “наивного” вопроса: почему так называемые физические постоянные (ФП), например, постоянной Планка, имеют такие, а не какие-нибудь иные значения, и что случилось бы со Вселенной, если бы эти значения оказались другими? Увеличение постоянной Планка более чем на 15% лишает протон возможности объединяться с нейтроном, т. е. делает невозможным протекание нуклеосинтеза. Тот же результат получается, если увеличить массу протона на 30%. Изменение значений этих ФП в меньшую сторону открыло бы возможность образования устойчивого ядра 2Не, следствием чего явилось бы выгорание всего водорода на ранних стадиях расширения Вселенной. Требуемое для этого изменение существующих значений величин не превышает 10%. Но на этом не заканчиваются “случайные” совпадения. Совокупность многочисленных случайностей называется "тонкой подстройкой" Вселенной. Не менее удивительные совпадения встречаются и при рассмотрении процессов, связанных с возникновением и развитием жизни. Таким образом, наука столкнулась с большой группой фактов, раздельное рассмотрение которых создает впечатление о необъяснимых случайных совпадениях, граничащих с чудом. Вероятность каждого подобного совпадения очень мала, а уж их совместное существование и вовсе невероятно.Ситуация напоминает остро отточенный карандаш, который вертикально стоит на остром грифеле. Под таким углом зрения сам факт существования направленно развивающейся Вселенной предстает как маловероятный. Но ведь никто не заставляет нас считать подобные факты случайными совпадениями. Вполне обоснованной представляется постановка вопроса о существовании пока непознанных закономерностей (со следствиями которых мы столкнулись), способных организовывать Вселенную определенным образом. УЧЕНЫЕ ВСЕ ЧАЩЕ СОГЛАШАЮТСЯ С ТЕМ, что удивительная "точная настройка" природных законов и констант, а так же огромное количество "совпадений", в результате которых жизнь получила возможность развиваться, говорят о том, что, очевидно, вселенная возникла в результате преднамеренного планирования и работы некоего разума. На самом деле эта "точная настройка" проявляется настолько ярко, а "совпадений" так много, что многие ученые вынуждены были согласиться с "Антропным принципом" согласно которому с самого начала своего существования вселенная была предназначена для рождения человека. Даже те, кто не признает Антропный принцип, допускают тем не менее существование "точной настройки" и приходят к выводу о том, что вселенная "слишком мудро построена", чтобы быть результатом действия случайных факторов. В научно-документальном фильме БиБиСи "Антропный принцип" самые выдающиеся научные умы нашего времени говорят о современных открытиях, подтверждающих этот вывод. Доктор Дэннис Скания, выдающийся заведующий Обсерваториями Кембриджского Университета: "Если вы совсем немного измените законы природы, или чуть-чуть модифицируете природные константы - к примеру заряд электрона - тогда путь развития вселенной изменится настолько, что разумная жизнь вряд ли получит возможность развиться". Доктор Дэвид Д. Дойч, Институт Математики, Оксфордский Университет: "Если мы слегка подтолкнем какую-нибудь из физических констант в одну сторону, то звезды смогут существовать всего миллион лет до того, как сгорят, и времени для эволюции не останется. Если мы подтолкнем эту константу в другом направлении, то в природе больше не будет элементов тяжелее гелия - они просто не смогут формироваться. Не существует углерода - значит, нет жизни. Никакой химии не будет и в помине. Вообще не будет никакой структурной сложности". Доктор Пол Дэвис, выдающийся писатель и профессор теоретической физики Университета Аделаиды: "Самой удивительной вещью является не то, что жизнь нашей Земли балансирует на лезвии бритвы, а то, что вся вселенная по сути дела балансирует на лезвии бритвы. Вселенная превратилась бы в полный хаос, если бы хоть одна из природных констант была слегка изменена. Понимаете, - добавляет Дэвис, - даже если вы отмахнетесь от человека как от случайного явления, тем не менее вам никак не перечеркнуть правду, заключающуюся в том, что вселенная кажется поразительно хорошо приспособленной для существования жизни. Она словно бы специально разработана для этого, вы даже можете назвать ее заранее спланированной работой". Согласно современным научным гипотезам, материя вселенной произошла из огромного взрыва энергии - так называемого "Большого Взрыва". В самом начале во вселенной существовали только водород и гелий, которые затем сгустились и превратились в звезды. Все остальные элементы образовались впоследствии внутри звезд. Самыми распространенными (в порядке убывания) химическими элементами являются водород, гелий, кислород и углерод. Когда сэр Фред Хойл исследовал зарождение углерода в "домнах" звезд, его расчеты показали, что очень сложно объяснить, как все-таки звезды смогли произвести необходимое для жизни на Земле количество углерода. Хойл обнаружил, что существование множества единовременных "благоприятных" стечений обстоятельств доказывает, что для производства необходимого количества углерода в физические и химические законы были внесены целенаправленные "корректировки". Астрофизик Фред Хойл суммирует свои открытия следующим образом: " ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФАКТОВ С ПОЗИЦИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА ПРИВОДИТ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВЫВОДУ: ВО-ПЕРВЫХ, КАКОЙ-ТО "БОЛЬШОЙ НАЧАЛЬНИК" ВМЕШАЛСЯ В ФИЗИКУ, ХИМИЮ И БИОЛОГИЮ; ВО-ВТОРЫХ, НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИКАКИХ ДОСТОЙНЫХ УПОМИНАНИЯ СЛЕПЫХ СИЛ ПРИРОДЫ. Я ДУМАЮ, ЧТО ЛЮБОЙ ФИЗИК, ОЗНАКОМИВШИСЬ С СУЩЕСТВУЮЩИМИ ДАННЫМИ, ПРИШЕЛ БЫ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ О ТОМ, ЧТО ЗАКОНЫ ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ БЫЛИ СПЕЦИАЛЬНО РАЗРАБОТАНЫ С УЧЕТОМ ДЕЙСТВИЯ ЭТИХ ЗАКОНОВ ВНУТРИ ЗВЕЗД".

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=16478

Алина Черникова   15.01.2016 20:49   Заявить о нарушении
4. Высказывания ученых об антропном принципе. Открытие во Вселенной замысла такого уровня произвело на астрономов глубокое впечатление. Как мы уже отмечали, Хойл пришел к выводу, что "высший разум сыграл шутку с физикой, химией и биологией", а Дейвис пришел к заключению что "законы [физики] ... кажутся сами продуктом исключительно гениального замысла". Далее он пишет: «Для меня совершенно очевидно, что за всем этим что-то стоит. ... Создается впечатление, что кто-то великолепно все рассчитал прежде, чем сотворить вселенную. ... Невероятное ощущение замысла» Астроном Джордж Гринстайн в своей книге "Симбиотическая Вселенная" высказывает следующие мысли: «Когда изучишь все свидетельства, неминуемо возникает мысль, что какая-то сверхъестественная Сила стоит за всем этим. Возможно ли, чтобы внезапно, сами того не желая, мы наткнулись на научные доказательства, того, что есть Высшая Сущность? Не Бог ли так умело и заботливо сотворил для нас космос?» А Тони Ротман, физик-теоретик, так подытоживает свою статью об антропном принципе (принципе, согласно которому Вселенная обладает очень точными характеристиками, обеспечивающими естественную среду для жизни человека): «Средневековый теолог, смотревший в ночное небо глазами Аристотеля и видевший ангелов, летящих в гармонии через сферы, стал современным космологом, который смотрит в то же небо глазами Эйнштейна и видит перст Божий не в ангелах, а в константах природы. ... Когда лицом к лицу сталкиваешься с порядком и красотой, царящими во Вселенной, и со странными совпадениями в природе, велик соблазн перейти от веры в науку к вере в религию. Я уверен, что многие физики этого хотят. Желаю им набраться смелости и признаться в этом». Физик Фримэн Дайсон определил свою трактовку антропного принципа следующим образом: "Проблема здесь заключается в том, чтобы сформулировать некоторые положения относительно смысла и цели возникновения Вселенной. Другими словами, целью является прочитать мысли Бога". Вера Кистяковски, физик Массачусетского Технологического института и недавний президент Ассоциации женщин в науке, дает свой комментарий: "Безукоризненная упорядоченность, продемонстрированная нашим научным пониманием физического мира, вызывает ощущение присутствия Божества". Арно Пензиас, получивший Нобелевскую премию по физике за открытие космического фонового излучения, заметил: «Астрономия подводит нас к уникальному открытию: мы живем во Вселенной, которая возникла из ничего, которой необходимо очень тонкое равновесие для того, чтобы обеспечить условия для существования жизни, Вселенной, в основе которой лежит (можно сказать "сверхъестественный ") план». Задолго до падения коммунистического режима Александр Поляков, теоретик и научный работник Московского Института им. Ландау, заявил: "Мы знаем, что природа описывается наилучшей математикой потому, что природу создал Бог. Поэтому существует шанс, что эта математика будет создана в результате попыток физиков описать природу." Космолог Эдвард Харрисон делает следующий вывод: «Это космологическое доказательство существования Бога — концепция замысла Пэйли — только усовершенствованное и обновленное. Поразительная гармоничность Вселенной обеспечивает прямое доказательство Божественного замысла. Выбирайте: слепой случай, который требует бесчисленного множества вселенных, или замысел, по которому требуется лишь одна ... Многие ученые, когда признаются в своих взглядах, склоняются к теологической концепции, или концепции замысла». Аллан Сэндидж, лауреат премии по астрономии Крэфорда (эквивалент Нобелевской премии), заметил: «Я нахожу совершенно невероятным, чтобы такой порядок произошел из хаоса. Должен быть какой-то организующий принцип. Бог для меня тайна, но Он является объяснением чуда появления чего-то из ничего» Пожалуй, астрофизик Роберт Джастроу дал лучшее описание того, что произошло с его коллегами, после того как они измерили космос: «Для ученого, который жил верой в мощь разума, все кончается, как плохой сон. Он всю жизнь карабкался на высокую гору знаний; он уже готов покорить главную ее вершину; и когда, сделав последний рывок, он оказывается наверху, его встречает группа теологов, сидевшая там в течение столетий» 5. Возражения атеистов. Роберт Гриффитс, который получил премию Хейнеманна по математической физике, сказал: «Если для дискуссии нам нужны атеисты, я иду их искать к философам. На физическом факультете атеистов не найти».

Алина Черникова   15.01.2016 21:01   Заявить о нарушении
Милая уважаемая Марина!
Материализм Маркса, Энгельса, Плеханова, Ленина, Сталина и т.д., как хорошо известно, был ИСЧЕРПЫВАЮЩЕ ДЕТЕРМИНИСТСКИМ материализмом.
А нигде не обнаруженную беспричинность они считали несовместимой с материализмом.
Ныне же СОВРЕМЕННЫМИ воинствующими атеистами (хоть что-то соображающими в космогонии и фундаментальной физике) как единственная альтернатива неслучайной заточенности мира под гуманоидов, под человека, на первый план выдвигается именно ИНДЕТЕРМИНИСТСКОЕ объяснение сущего.
Мол, Бога нет, а вся эта удивительная невообразимая прорва точных совпадений возникла не как следствие клубка,ансамбля (причем удивительно сыгранного между собой совершенно ансамбля) каких-либо объективных реальных причин и причиночек, а (якобы) БЕСПРИЧИННО.
Мол вовсе не Творец, а некая неизучаемая необъяснимая шальная полная беспричинность якобы взяла и создала весь этот сбалансированный архимногогранный великий узор мироздания.
А далее следуют невразумительный отсылки к той самой копенгагенской (нильсборовской) интерпретации квантовомеханических процессов и явлений.
Приведу еще одну цитату:
Сравнивая вышеизложенные атеистические (агностические) и христианскую (теистическую) интерпретации антропного принципа, американский ученый, руководитель международного проекта «Геном человека» Ф. Коллинз (Francis Collins) приводит следующую аналогию: «Представим себе, что человека расстреливают из винтовок пятьдесят метких стрелков. Отдается команда, гремит залп, но каким-то образом все пули проходят мимо приговоренного, и тот остается цел и невредим. Каким образом можно было бы объяснить столь примечательное событие?»[35] Первая альтернатива – случайных промах всех стрелков одновременно. Вторая – целенаправленные действия, связанные с нежеланием отнимать жизнь у осужденного. Безусловно, гораздо более простым, а значит, правдоподобным, оказывается второй вариант.

Таким образом, антропный принцип Вселенной, несмотря на продолжающиеся дискуссии, остается весьма весомым доводом в пользу существования сверхразумного Творца.

Алина Черникова   15.01.2016 21:26   Заявить о нарушении
Сильный антропный принцип гласит, что наша уникальная Вселенная со всеми ее точными законами и константами должна быть такой, чтобы на некотором этапе ее эволюции обеспечивалось возникновение человека разумного, то есть "наблюдателя" [21]. Считается, что квантовая механика и квантовая космология не имеют смысла без "наблюдателя".

Появление антропных принципов в науке свидетельствует о попытках ответить на фундаментальные метафизические вопросы, например, почему Вселенная, ее возникновение и эволюция прекрасно описываются точными рациональными законами, обеспечивающими появление жизни? .Кроме того, изучение этих законов породило метафизическую проблему происхождения законов природы и их математического выражения [22]. При попытке ответа на эти вопросы в рамках самой физики возникает "геделевская трудность" [23], и только метафизические предпосылки позволяют как-то обосновать внутреннее совершенство мироздания. Пантеист А. Эйнштейн говорит: "Я не могу найти слова лучше, чем "религия", для обозначения веры в рациональную природу реальности" [24]. Православные же следуют апостолу Павлу: Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое (Евр. 11, 3).

Вместе с тем, кроме как метафизически антропный принцип можно интерпретировать и с религиозной точки зрения [25]. Поскольку эволюция Вселенной подчинена определенной цели - созданию человека разумного, то Вселенная произошла не случайно, а ее гармония и взаимосвязанность свидетельствует о Разуме Творца. Но так как открываемые наукой законы не самодостаточны, то необходимо и богословское понимание эволюции Вселенной и места человека в ней.

Космологический антропный принцип, постулируемый учеными XX века, пытается метафизически обосновать закономерности эволюции Вселенной, приводящие к появлению человека разумного ("наблюдателя"). Однако впервые концепцию астрономического антропоцентризма в XIX веке сформулировал американский биолог А. Р. Уоллес (один из авторов теории биологической эволюции) и придал ей религиозное истолкование [26]. Но уже в Библии предлагается антропология, в которой человек занимает центральное место в Божием творении Вселенной [27].

Алина Черникова   15.01.2016 21:39   Заявить о нарушении
Дж.А. Уилер формулирует «принцип участия», по которому «наблюдатель столь же существен для появления Вселенной, как и Вселенная для появления наблюдателя» (Wheeler J.A. Genesis and Observership // Foundational Problems in the Special Sciences. Dordrecht,1977. Р. 27). Реальной с этой точки зрения будет лишь потенциально «жизнеобеспеченная» Вселенная, т.е. такая, в которой значения физических констант с самого начала гарантируют появление жизни и разума на некотором этапе эволюции. Вселенная как бы «ввергает себя в бытие» посредством наблюдений, осуществляемых на достаточно поздней стадии разумными существами, дополняющих «элементарное квантовое явление» до целого. Все другие «возможные миры», в которых не предусмотрен феномен наблюдения, единственно способный придать всякой возможности статус реальности, не существуют в строгом онтологическом смысле.

Алина Черникова   15.01.2016 21:56   Заявить о нарушении
Второй закон термодинамики гласит, что в замкнутых системах, каковой, в свете современных данных, является наша вселенная, где отсутствует приток внешней энергии, уровень энтропии, то есть степени беспорядка, постоянно возрастает. И любые отклонения по этому закону являются временными, и чем больше отклонение, тем быстрее оно возвращается к норме. Следовательно, должна быть некая сила, противодействующая второму закону термодинамики. Причем сила способная придать материи высокий уровень организации и информационного содержания.

По мнению некоторых ученых, человечество, в связи с замкнутостью пространственно-временного многообразия вселенной, в принципе никогда не узнает, существуют другие вселенные или нет. Но на основании данных анализа нашей вселенной можно утверждать, что у нее и, следовательно, у других вселенных, если таковые имеются, должен быть некий сверхъестественный творец, т.е. Бог.

Вопреки мнению атеистов, теологи, в связи с находками в области замысла вселенной, все же могут сказать нечто об этом Творце.

Гармоничность и закономерность вселенной свидетельствуют о целесообразности и разумности силы его создавшей, следовательно, мир устроен Разумом. Причем Разум этот помимо того, что Он несравнимо более “разумен”, чем человеческие существа, даже учитывая их потенциальные способности, должен быть Личностью, так как только Личность может создать что-то с подобной степенью точности.

Также известна одна из черт Его Личности - это Его забота о живых существах, в особенности о человеческой расе, подтверждение чего мы находим в огромном количестве ресурсов, предусмотренных для поддержания жизни.

Таково мнение не только теологов-богословов, но и многих ученых, занимавшихся изучением этой проблемы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что обнаружение антропного принципа привело к возрождению среди ученых так называемого естественного богословия - попытке узнать что-либо о Боге путем общих рассуждений и наблюдений за миром.

Для христиан антропный принцип служит свидетельством особого положения человека в мироздании, проявлением любви Творца к людям. Наблюдая все новые проявления антропного принципа, мы убеждаемся, что человек - это особая часть Божьего творения, и все элементы мироздания созданы Творцом для обеспечения полной духовной и физической жизни человека. Для обустройства жизни на земле и познания своего Творца Бог дал человеку способность к познанию окружающего мира. Поэтому активность человека как субъекта науки обусловлена его божественным предназначением и также служит проявлением антропного принципа в мироздании.

Алина Черникова   15.01.2016 22:19   Заявить о нарушении