Рецензии на произведение «Беседы с мудрецами Иоганн Гердер»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Мне иногда жалко философов, умные люди, просто не нашли места, к которому приложить свой ум. Впрочем, эта беда выпала на долю многих людей, не только философов.
Достигнутый уровень технологий второй половина 18-го века ещё допускал иллюзию способности философии конкурировать с естественными науками. Далее на стыке веков происходит качественное изменение, и до сегодняшнего дня философия становится предметом увлечения её любителей. Философия, «повинная» в открытии триады, сама пошла и прошла от прогрессивного к регрессивному и репрессивному этапам своего существования.
Вот, в те последние прогрессивные для философии времена и жил Иоганн Готфрид Гердер, человек он был несомненно более светлый нежели его учитель – университетский профессор Иммануил Кант. Ученик, можно сказать, перешагнув философию, направил свой взор в сторону искусств, и правильно сделал…
Интересно, что Гердер отправлялся в университет с намерением изучать медицину, однако предпочел теологию. А ведь мог, мог стать медиком, может быть даже сподвижником своего современника Эдварда Энтони Дженнера, который разработал первую в мире вакцину против натуральной оспы.
Нам сейчас немного неловко «допрашивать» 270-ти летнего человека. Я бы не стал пугать его дух «машиной времени», а предложил смоделировать беседу с такими же «древними», например, с Томасом Юнгом – создателем волновой теории света, с Пьером-Симоном Лапласом – создателем теории вероятностей, или с Жозефом-Мишелем и Жаком-Этьенном Монгольфье – изобретателями воздушного шара.
Однако не удержусь и, пользуясь случаем, хочу покритиковать дошедшие до нас цитаты. Делаю это в первую очередь потому, что при вынужденном изучении репрессирующего предмета в 60-е годы 20-го века я боялся перечить преподавателям. Стыдно, а что поделаешь, выбор был между улицей и красным дипломом инженера…
Итак, начну.
Во-первых, широко улыбнусь от заявления: «Человек – первый вольноотпущенник творения; он ходит, выпрямившись», которое особо «гармонирует» (прямо светится) рядом с милейшей оценкой про то, что «Большинство людей – животные»!
Во-вторых, если согласиться, что люди - животные, т.е. прямоходящий вид приматов, их невозможно воспитывать, доступна только дрессировка. Тут имеет место существенное противоречие с высказыванием о том, что «цель нашего земного существования заключается в воспитании гуманности». У обезьян нельзя воспитывать человечность, также как у мышей, кур и т.д.
Завершая (на счёт три), придерусь к формуле: «человек – животное коллективное», т.к. считаю её самым главным заблуждением всех времён и народов. Человек, ведь, как никто другой в мире живых жгуче чувствует несвободу, «цепи и верёвки», порождаемые общественными отношениями! Наше положение в стае, в толпе, в коллективе вынужденное и временное. Не в том смысле, что все мы тут временные до поры, когда смерть вступит в свои права, а в том, что пока живы стремимся к свободе и мечтаем о ней!
Всё. Хватит! Наговорил с три короба. Думаю, что и за сказанное буду бит, надеюсь, что подушками (пуховыми).
Извините, спорить не хотел, желал развлечь и развлечься (как и все философы).
Владимир Мельников 06.02.2016 08:37 Заявить о нарушении
В беседах с мудрецами мой медиум-журналист имеет порой дерзость противоречить своим собеседникам, но они как умные люди на него не обижаются.
С уважением,
Елена Пацкина 13.02.2016 14:01 Заявить о нарушении
Кланяюсь Вам и благодарю за беседы!
Владимир Мельников 13.02.2016 18:32 Заявить о нарушении
Дорогая Елена! Нынче про Гердера не очень часто вспоминают, а Вы его, можно сказать, воскресили. Он не только ожил и заговорил, но и показал себя мыслителем вполне современным.Исходный материал непростой, а диалог виртуозный. Спасибо!
Ирина Кузнецова
Ирина Дмитриевна Кузнецова 04.02.2016 16:01 Заявить о нарушении
Елена Пацкина 04.02.2016 17:10 Заявить о нарушении