Рецензии на произведение «Вероотступники. Историческая повесть»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Вера верой, а история у Вас, Галина, нанесла ущерб художественности.
Очень горько мне это наблюдать. Есть часть произведения высокохудожественная.
Это ,когда от начала повести идет повествование до переезда из Москвы
семейства Зыковых.
Там все моменты хороши, выполнены просто блестяще и прочно запоминаются,
вызывают сочувствие, понимание и даже восхищение.
Но когда заканчивается изложение художественное, без пера художника
смазываются лица, перестают быть интересны судьбы людей...
Вот начинается разговор девушки с морем.
Проникаешься, девушка становится интересной, читателю хочется пойти
с ней, но...Автор начинает "протокольную" речь и больше нет автору
дела до этой Анны.
В общем , идем строем просто по истории уже не с художником и творцом,
а с экскурсоводом. Конечно, художником быть сложнее, чем экскурсоводом,
но зато под пером художника
возрождается жизнь, оживают люди!
И читателю предоставляется возможность
какое-то время пожить среди них, подышать их воздухом, увидеть их
внутреннюю жизнь и ее развитие , напитаться новыми мыслями, подумать
самому, даже, может, поспорить с героями, выбор свой сделать.
Художественное произведение в руках мастеров слова-вещь ВЕЛИКАЯ и нужная
людям.
Спрашивается: почему бы Толстому не описать историю войны и мира того времени в Вашем духе? Зачем корпеть над образами Пьера, Наташи и других. Ну, зачем
ему рисовать этого Даву в сарае, как он работает за столом ,которым стала перевернутая дверь на чурбаках? Или как после Бородина Пьер сидел на обочине дороги, а солдат дал ему поесть "бардачку", облизав свою ложку. протянул ее графу Безухову....Зачем такие нюансы?
и т д. А уж письма Жюли и Марьи зачем??? Да и любовь описывать ЗАЧЕМ? Когда можно сказать о ней коротенько, как Вы, в протокольном варианте?
Война вломилась в жизнь людей (как и тот раскол в церкви), перетасовала
их судьбы, а ведь интересны
сами люди, и только тогда интересно все, что происходит там, где они есть!
В художественном произведении нам подавай ЖИВОЕ, на то и нужен художник
СЛОВА. Публицистика не сможет его заменить, у нее руки связаны!
А художник-это возможность полета, преодоление веков и разногласий, у него есть крылья...И раз уж Вы показали в начале возможности Вашей художественной кисти, не стоило ее выбрасывать!
Марина Славянка 21.01.2022 13:32 Заявить о нарушении
С уважением, Галина.
Галина Пономарева 3 22.01.2022 07:37 Заявить о нарушении
здравствуйте, Галина
прочитал повесть "Вероотступники"..уже давненько, но пишу вам отклик только сейчас
понимаю, что вами, в первую очередь, двигало желание сохранить для младого поколения историю своего рода, так сказать, откуда есть пошла династия - и вам это удалось в полной мере
жаль только, что я начал читать со второй части), а закончил первой
знаете, читаешь и просто диву даёшься, как всё искажено в этом мире - казалось бы, вот она, религия, которая должна стать пробуждением, светом, радостью и надеждой для человеков, вдруг по воле некиих нравственных калек, изородуванных пороками, превращается в беспощадную машину инквизиции, несущую окружающим мрак и горе
а причина проста - вместо жизнеутверждающей веры - религия, вместо общения с Премудрым(познание Которого даёт способность любить не только инакомыслящих, но даже врагов) - попытки поставить Бога на службу политическим интересам определённой группы(то есть, себе), подмять под себя, сделать Его орудием репрессий
но мне хотелось бы увидеть в повести ещё и, так сказать, внутреннее дыхание беспоповцев(хотя я и помню, что вы не совсем близки с религией
тем не менее, вам предложу вам несколько мыслей одного православного богослова(его мнение интересно, хотя я с ним и не совсем могу согласиться, ведь в рассуждениях заметно отсутствие важных нюансов, которые он не состоянии определить):
"Но как быть со старообрядцами? Да, конечно, в православном мире всегда были раскольники, но в том-то и дело, что немалая часть старообрядцев не исповедуют в строгом смысле слова православную догматику. Если сторонников «белокриницкой иерархии» (РПСЦ) еще можно считать «экзотической ветвью» православия, то вот старообрядцев-беспоповцев – вряд ли. Уже многочисленные толки и согласия в этой ветви старообрядцев – скорее напоминает радикальных протестантов, чем православных. Кроме того, их вероучения довольно далеко ушло от православия: отрицания священства, и, как следствие, отрицание таинств – это тоже напоминает радикальный протестантизм. Правда, крещение сохранено, но крестят миряне (как и в случае исповеди в некоторых группах). Православие без литургии, без Евхаристии – это противоречие в определении. Тем не менее, даже если считать беспоповцев чем-то вроде «русской реформации» (встречается и такая точка зрения), то как раз с реформацией здесь не все так просто. Да, в быту тут тоже присутствует «пуританство» - как у строгих баптистов или амишей. Но догматически беспоповцы ни в коме случае не могут быть названы протестантами, - скажем, «баптистами православного обряда». Они не разделяют доктрину спасения по вере, молятся святым, почитают иконы и т.д. Т.е. если это и «протестантизм», то «православный», «восточный», с «обрядоверием», совершенно не свойственным протестантизму настоящему.. Так как же быть: куда девать старообряцев, особенно беспоповцев? Назовем ли мы их «пост-православием» или «маргинальным православием», - дела не меняет. Ясно, что они не полностью «вмещаются» в православный мир."
а знаете, Галина, ведь прежде этого раскола, о котором вы рассказываете на примере своего рода, на Руси задолго до Авакума началось протестное движение
начиная с XII–XIII веков в народной среде заявляли о себе сильные религиозные брожения
следы этих брожений можно обнаружить в таких древних духовных сочинениях, как "Предисловие покаянию" и "Трифоновский сборник"
"Ныне же соль земли испрахнела есть", – подчеркивают авторы этих произведений, выражая резкое недовольство обмирщением церковной иерархии, низким моральным уровнем православного духовенства
активные христиане из народа ратуют за право проповеди для достойных мирян: "Лепо же есть всем славить Бога и проповедати учение Его"
по городам и весям Святой Руси начинают странствовать "миряне-христолюбцы", охваченные внутренним рвением к проповеди
В XIV столетии разрозненные вспышки религиозного протеста выливаются в крупное протестное движение, известное под названием стригольничества
стригольники требовали совершать все духовные требы бесплатно, опираться на Новый Завет как на первоисточник христианской веры, не уповать только лишь на внешние обряды, но созидать внутренние храмы в сердцах людских
и мне кажется, что и беспоповцы в своё время начали дышать именно этим
спасибо, Галина), вам за историческую повесть, которая несомненно ценна для будущего
с уважением
Хрисанф 20.08.2020 16:25 Заявить о нарушении
Рада Вашему появлению на Прозе и письму. Многое написала Вам, используя телефон, но что-то видимо задела, и всё исчезло. Теперь я села за компьютер и попробую написать вновь.У нас уже ночь! За окном ночным звёздным небом разлился август. Скоро осень.... Пошли дожди.... Вот такое у меня благодатное настроение! Может быть это поможет мне написать.
Говоря о беспоповцах, я тоже вижу достаточно многое сближающее их с протестантами. И Вы правы, вспоминая историю первых протестов против официального православия. Видите ли, мы с Вами говорим об одной эпохе - средневековья. В России в силу ряда причин, большей частью объективного характера, данная эпоха задержалась в сравнении с Западом. Закономерностью средневековья стало торжество христианства, но и протесты против него тоже. Но почему мы всякий раз, говоря об исторических процессах, в том числе и рассматривая историю христианства, пытаемся определить Истину за чем-то единственным? Ведь Истина, как философская категория, относительна! Думаю, что и религиозная тоже. Считаю только нравственные истины должны быть восприняты сознанием человека, как абсолютные. Эту точку зрения и разделяли беспоповцы (я могу говорить об этом только на примере своей семьи). Беспоповцы не отрицали "священства", и "таинства" и не были "пуританами". Они не приняли священников - никонианцев, и вынуждены были избирать их среди членов общин. Отступление? Да! Но такова была их крепость! Такова была их вера! Всё это я и пыталась показать в своих повестях. Возможно, что не убедительно. Но меня как раз больше привлекали два аспекта:
1. Исторический и культурно-исторический вклад беспоповцев в развитие Руси, а затем и России;
2. Нравственный аспект веры.
Название повести " За Камнем" является не только географическим фактором. Камень - символ крепости веры и нравственности беспоповцев.
Я являюсь историком, хотя идеологический смысл беспоповцев мне интересен. Занимаясь изучением документов, которые мне удалось сыскать, я наткнулась ещё на одного замечательного человека из нашей семьи. Он был последним, кто возглавлял Поморскую Церковь, провёл два объединительных общероссийский съезда беспоповцев. Он умер в 1913 году. У Ивана Ивановича, таково его имя, есть собрание сочинений в четырёх томах. Это материалы его дискуссий с представителями РПЦ, где и рассматриваются вопросы "чистого православия". Но мне не удалось найти их в открытом доступе, хотя книги находятся в библиотеках РАН в Санкт-Петербурге и в Москве. Однако они ещё не оцифрованы. У меня в планах есть мечта написать о нём повесть, но это только если найду его книги!
Кстати, об исследовании истории своей семьи! Уверяю Вас, "Вероотступники" написаны на основе документов. Это подлинное документальное повествование. И это было нелегко! Несколько лет ушло на поиски документов и их историко-хронологическое осмысление. Однако, писать историю своего рода и только? Это для меня мелковато! Я уже писала Вам, что только совсем недавно эта тема стала доступной. Историческая наука только сегодня занялась изучением наследия беспоповцев. Я читала один автореферат докторской. Теперь уже доктор исторических наук (это женщина) защищалась как раз,изучая период Русского Севера в жизни беспоповцев. Очень интересные выводы!
Не знаю, удалось ли мне несколько расширить Вашу оценку на написанные мною повести? Пора заканчивать! Я, наверное, утомила Вас? Мы с Вами подходим к оценки староверов-поморов с разных сторон! Порой не понимаем друг друга, я это чувствую.
Хорошего Вам вечера! Посылаю Вам пожелание из далёкой-далёкой Сибири!
С уважением, Галина.
Так хочется спросить о Вашем благополучии? Когда-то в трудный послеоперационный период Вы поддержали меня. Я очень ценю Вашу поддержку!
Галина Пономарева 3 20.08.2020 18:18 Заявить о нарушении
Андрей Геннадиевич Демидов 21.08.2020 19:36 Заявить о нарушении
Один из рецензентов Улин пишет что раскол из-за мелочей - как креститься...
Отнюдь, дело совсем в другом в неподчинении центру в праве на жизнь независимую.
В этом суть. В этом же и суть протестантизма в Европе.
Восхищен мужеством всех этих людей, не только в отстаивании веры, но и в борьбе в столь жесточайших условиях севера. Просто герои.
Надо это все рассказывать пропагандировать, восстанавливать историю и подчеркивать, что только независимый народ может достичь благополучия.
Вам мое глубокое уважение.
Михаил Гольдентул 14.04.2020 18:53 Заявить о нарушении
Спасибо Вам за интерес к моему скромному творчеству.
С уважением,Галина.
Галина Пономарева 3 14.04.2020 19:08 Заявить о нарушении
Прочитала с большим интересом. Мне не так важна абсолютная историческая достоверность, но как описан уклад жизни, говор, радение за веру, природа, отношения людей; то,каким простым, русским языком написано. Отдохновение души!!! Спаси Бог вас, Галина!
Галина Заковряшина 22.02.2020 07:07 Заявить о нарушении
С уважением,тоже Галина.
Галина Пономарева 3 22.02.2020 07:25 Заявить о нарушении
Много интересного узнал я из вашего повествования о временах раскола. Удачи вам во всех делах.
Владимир Сорокин 3 23.12.2019 13:17 Заявить о нарушении
С уважением, Галина.
Галина Пономарева 3 23.12.2019 13:21 Заявить о нарушении
Доброго времени, Галина Ивановна! С интересом почитал историю возникновения вашей семьи. Большой труд вы провели! Мой неродной дед был старообрядцем. Была у него книга Лествица на церковнославянском языке. Дед довольно быстро ее читал.
В нашем районе, где я жил до сих пор есть поселение баптистов.
Сергей Лукич Гусев 12.11.2019 06:05 Заявить о нарушении
С уважением, Галина.
Галина Пономарева 3 12.11.2019 07:27 Заявить о нарушении
Здравствуйте Галина, с большим интересом прочел,Вероотступники, Истоки. Очень хорошо описана мало известная жизнь старообрядцев, их самоотверженность за сохранение своей веры.Очень познавательно, большой труд Ваш вложен в эту повесть. С уважением Александр.
Александр Шевчук2 28.06.2019 14:42 Заявить о нарушении
С уважением, Галина.
Галина Пономарева 3 28.06.2019 16:48 Заявить о нарушении
Спасибо, Галина, за ваш труд!
Вы сумели изложить историю так правдоподобно, используя особый старинный русский говор, что возникает ощущение полного погружения в жизнь и быт того далёкого времени.
С уважением,
Натали
Натали Тат 09.09.2018 16:09 Заявить о нарушении
Вам огромное спасибо за внимание к повести и отзыв. Благополучия Вам, дорогая Натали.
С уважением, Галина.
Галина Пономарева 3 09.09.2018 16:17 Заявить о нарушении
Пойду читать дальше.
Николай Хребтов 28.10.2018 13:45 Заявить о нарушении