Рецензии на произведение «Вероотступники. Историческая повесть»

Рецензия на «Вероотступники. Историческая повесть» (Галина Пономарева 3)

Вера верой, а история у Вас, Галина, нанесла ущерб художественности.
Очень горько мне это наблюдать. Есть часть произведения высокохудожественная.
Это ,когда от начала повести идет повествование до переезда из Москвы
семейства Зыковых.
Там все моменты хороши, выполнены просто блестяще и прочно запоминаются,
вызывают сочувствие, понимание и даже восхищение.
Но когда заканчивается изложение художественное, без пера художника
смазываются лица, перестают быть интересны судьбы людей...

Вот начинается разговор девушки с морем.
Проникаешься, девушка становится интересной, читателю хочется пойти
с ней, но...Автор начинает "протокольную" речь и больше нет автору
дела до этой Анны.
В общем , идем строем просто по истории уже не с художником и творцом,
а с экскурсоводом. Конечно, художником быть сложнее, чем экскурсоводом,
но зато под пером художника
возрождается жизнь, оживают люди!
И читателю предоставляется возможность
какое-то время пожить среди них, подышать их воздухом, увидеть их
внутреннюю жизнь и ее развитие , напитаться новыми мыслями, подумать
самому, даже, может, поспорить с героями, выбор свой сделать.
Художественное произведение в руках мастеров слова-вещь ВЕЛИКАЯ и нужная
людям.
Спрашивается: почему бы Толстому не описать историю войны и мира того времени в Вашем духе? Зачем корпеть над образами Пьера, Наташи и других. Ну, зачем
ему рисовать этого Даву в сарае, как он работает за столом ,которым стала перевернутая дверь на чурбаках? Или как после Бородина Пьер сидел на обочине дороги, а солдат дал ему поесть "бардачку", облизав свою ложку. протянул ее графу Безухову....Зачем такие нюансы?
и т д. А уж письма Жюли и Марьи зачем??? Да и любовь описывать ЗАЧЕМ? Когда можно сказать о ней коротенько, как Вы, в протокольном варианте?
Война вломилась в жизнь людей (как и тот раскол в церкви), перетасовала
их судьбы, а ведь интересны
сами люди, и только тогда интересно все, что происходит там, где они есть!
В художественном произведении нам подавай ЖИВОЕ, на то и нужен художник
СЛОВА. Публицистика не сможет его заменить, у нее руки связаны!
А художник-это возможность полета, преодоление веков и разногласий, у него есть крылья...И раз уж Вы показали в начале возможности Вашей художественной кисти, не стоило ее выбрасывать!



Марина Славянка   21.01.2022 13:32     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Марина. Спасибо Вам за прочтение повести и ценную для меня рецензию! Вы, наверное, имеете отношение к литературе? Для меня Ваша критика крайне полезна. Я согласна с Вашими замечаниями. Всё так.... Но дело в том, что пишу я по историческим документам. Это результат многолетней работы в архивах, которую я продолжаю. Так случилось, что мне посчастливилось документально подтвердить историю своей семьи. Документ, историческая достоверность в повествовании для меня первичны, но персонажи превращаются в литературных героев. Мне хотелось бы соединить документальное повествование с художественным словом, писать на слиянии истории и литературы. Может быть это не по канонам литературы! Не знаю.... Мне подобным образом ответили из журнала "Роман-газета", куда я отправила свою повесть "За Камнем", но алтайские зарисовки редактору понравились, обещали опубликовать. Марина, я понимаю, что не вписываюсь в традиционную художественную литературу, но я являюсь историком, литературный "экскурс", как Вы пишите, вещь сложная. Я не пытаюсь оправдать свой стиль изложения! Есть опыт публикации в алтайском журнале "Огни над Бией", вышла книга в издательстве "Вече". Попробую переписать повесть "За Камнем" в пользу художественного слога. Если после этого её издадут, то верно стоит писать именно так. Спасибо, спасибо за Ваши слова! Я обязательно буду думать и пробовать!
С уважением, Галина.

Галина Пономарева 3   22.01.2022 07:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вероотступники. Историческая повесть» (Галина Пономарева 3)

здравствуйте, Галина

прочитал повесть "Вероотступники"..уже давненько, но пишу вам отклик только сейчас

понимаю, что вами, в первую очередь, двигало желание сохранить для младого поколения историю своего рода, так сказать, откуда есть пошла династия - и вам это удалось в полной мере

жаль только, что я начал читать со второй части), а закончил первой

знаете, читаешь и просто диву даёшься, как всё искажено в этом мире - казалось бы, вот она, религия, которая должна стать пробуждением, светом, радостью и надеждой для человеков, вдруг по воле некиих нравственных калек, изородуванных пороками, превращается в беспощадную машину инквизиции, несущую окружающим мрак и горе

а причина проста - вместо жизнеутверждающей веры - религия, вместо общения с Премудрым(познание Которого даёт способность любить не только инакомыслящих, но даже врагов) - попытки поставить Бога на службу политическим интересам определённой группы(то есть, себе), подмять под себя, сделать Его орудием репрессий

но мне хотелось бы увидеть в повести ещё и, так сказать, внутреннее дыхание беспоповцев(хотя я и помню, что вы не совсем близки с религией

тем не менее, вам предложу вам несколько мыслей одного православного богослова(его мнение интересно, хотя я с ним и не совсем могу согласиться, ведь в рассуждениях заметно отсутствие важных нюансов, которые он не состоянии определить):

"Но как быть со старообрядцами? Да, конечно, в православном мире всегда были раскольники, но в том-то и дело, что немалая часть старообрядцев не исповедуют в строгом смысле слова православную догматику. Если сторонников «белокриницкой иерархии» (РПСЦ) еще можно считать «экзотической ветвью» православия, то вот старообрядцев-беспоповцев – вряд ли. Уже многочисленные толки и согласия в этой ветви старообрядцев – скорее напоминает радикальных протестантов, чем православных. Кроме того, их вероучения довольно далеко ушло от православия: отрицания священства, и, как следствие, отрицание таинств – это тоже напоминает радикальный протестантизм. Правда, крещение сохранено, но крестят миряне (как и в случае исповеди в некоторых группах). Православие без литургии, без Евхаристии – это противоречие в определении. Тем не менее, даже если считать беспоповцев чем-то вроде «русской реформации» (встречается и такая точка зрения), то как раз с реформацией здесь не все так просто. Да, в быту тут тоже присутствует «пуританство» - как у строгих баптистов или амишей. Но догматически беспоповцы ни в коме случае не могут быть названы протестантами, - скажем, «баптистами православного обряда». Они не разделяют доктрину спасения по вере, молятся святым, почитают иконы и т.д. Т.е. если это и «протестантизм», то «православный», «восточный», с «обрядоверием», совершенно не свойственным протестантизму настоящему.. Так как же быть: куда девать старообряцев, особенно беспоповцев? Назовем ли мы их «пост-православием» или «маргинальным православием», - дела не меняет. Ясно, что они не полностью «вмещаются» в православный мир."

а знаете, Галина, ведь прежде этого раскола, о котором вы рассказываете на примере своего рода, на Руси задолго до Авакума началось протестное движение

начиная с XII–XIII веков в народной среде заявляли о себе сильные религиозные брожения

следы этих брожений можно обнаружить в таких древних духовных сочинениях, как "Предисловие покаянию" и "Трифоновский сборник"

"Ныне же соль земли испрахнела есть", – подчеркивают авторы этих произведений, выражая резкое недовольство обмирщением церковной иерархии, низким моральным уровнем православного духовенства

активные христиане из народа ратуют за право проповеди для достойных мирян: "Лепо же есть всем славить Бога и проповедати учение Его"

по городам и весям Святой Руси начинают странствовать "миряне-христолюбцы", охваченные внутренним рвением к проповеди

В XIV столетии разрозненные вспышки религиозного протеста выливаются в крупное протестное движение, известное под названием стригольничества

стригольники требовали совершать все духовные требы бесплатно, опираться на Новый Завет как на первоисточник христианской веры, не уповать только лишь на внешние обряды, но созидать внутренние храмы в сердцах людских

и мне кажется, что и беспоповцы в своё время начали дышать именно этим

спасибо, Галина), вам за историческую повесть, которая несомненно ценна для будущего

с уважением

Хрисанф   20.08.2020 16:25     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Хрисанф!
Рада Вашему появлению на Прозе и письму. Многое написала Вам, используя телефон, но что-то видимо задела, и всё исчезло. Теперь я села за компьютер и попробую написать вновь.У нас уже ночь! За окном ночным звёздным небом разлился август. Скоро осень.... Пошли дожди.... Вот такое у меня благодатное настроение! Может быть это поможет мне написать.
Говоря о беспоповцах, я тоже вижу достаточно многое сближающее их с протестантами. И Вы правы, вспоминая историю первых протестов против официального православия. Видите ли, мы с Вами говорим об одной эпохе - средневековья. В России в силу ряда причин, большей частью объективного характера, данная эпоха задержалась в сравнении с Западом. Закономерностью средневековья стало торжество христианства, но и протесты против него тоже. Но почему мы всякий раз, говоря об исторических процессах, в том числе и рассматривая историю христианства, пытаемся определить Истину за чем-то единственным? Ведь Истина, как философская категория, относительна! Думаю, что и религиозная тоже. Считаю только нравственные истины должны быть восприняты сознанием человека, как абсолютные. Эту точку зрения и разделяли беспоповцы (я могу говорить об этом только на примере своей семьи). Беспоповцы не отрицали "священства", и "таинства" и не были "пуританами". Они не приняли священников - никонианцев, и вынуждены были избирать их среди членов общин. Отступление? Да! Но такова была их крепость! Такова была их вера! Всё это я и пыталась показать в своих повестях. Возможно, что не убедительно. Но меня как раз больше привлекали два аспекта:
1. Исторический и культурно-исторический вклад беспоповцев в развитие Руси, а затем и России;
2. Нравственный аспект веры.
Название повести " За Камнем" является не только географическим фактором. Камень - символ крепости веры и нравственности беспоповцев.
Я являюсь историком, хотя идеологический смысл беспоповцев мне интересен. Занимаясь изучением документов, которые мне удалось сыскать, я наткнулась ещё на одного замечательного человека из нашей семьи. Он был последним, кто возглавлял Поморскую Церковь, провёл два объединительных общероссийский съезда беспоповцев. Он умер в 1913 году. У Ивана Ивановича, таково его имя, есть собрание сочинений в четырёх томах. Это материалы его дискуссий с представителями РПЦ, где и рассматриваются вопросы "чистого православия". Но мне не удалось найти их в открытом доступе, хотя книги находятся в библиотеках РАН в Санкт-Петербурге и в Москве. Однако они ещё не оцифрованы. У меня в планах есть мечта написать о нём повесть, но это только если найду его книги!
Кстати, об исследовании истории своей семьи! Уверяю Вас, "Вероотступники" написаны на основе документов. Это подлинное документальное повествование. И это было нелегко! Несколько лет ушло на поиски документов и их историко-хронологическое осмысление. Однако, писать историю своего рода и только? Это для меня мелковато! Я уже писала Вам, что только совсем недавно эта тема стала доступной. Историческая наука только сегодня занялась изучением наследия беспоповцев. Я читала один автореферат докторской. Теперь уже доктор исторических наук (это женщина) защищалась как раз,изучая период Русского Севера в жизни беспоповцев. Очень интересные выводы!
Не знаю, удалось ли мне несколько расширить Вашу оценку на написанные мною повести? Пора заканчивать! Я, наверное, утомила Вас? Мы с Вами подходим к оценки староверов-поморов с разных сторон! Порой не понимаем друг друга, я это чувствую.
Хорошего Вам вечера! Посылаю Вам пожелание из далёкой-далёкой Сибири!
С уважением, Галина.
Так хочется спросить о Вашем благополучии? Когда-то в трудный послеоперационный период Вы поддержали меня. Я очень ценю Вашу поддержку!

Галина Пономарева 3   20.08.2020 18:18   Заявить о нарушении
К оценке... Чувствуется,что писала ночью!

Галина Пономарева 3   21.08.2020 12:51   Заявить о нарушении
Христианская церковь не только никогда не боролась с рабством, кроме призывов к милосердному с рабами обращению, но и активного поддерживала рабство, как основу экономики в древние века, в эпоху феодализма и в начале капитализма. Апостол Павел — основатель христианской церкви, однажды просто вернул хозяину его раба-христианина, когда тот просил у него убежища. Это была со стороны апостола мерзкая подлость, поскольку нравы римлян по отношению к смутьянам были ему известны доподлинно, и ярко продемонстрированы изуверской казнью Иисуса Христа, предшествующими этому издевательствами. Сам Иисус ни разу не осудил варварскую практику рабовладения, как не осудила её церковь за 2000 лет своего существования! Чудеса творил, а миллионы рабов освободить и пальцем не пошевелил, и даже не подумал. Христианские храмы строили рабы на деньги работорговцев! Это что за любовь к ближнему такая изуверская? Христианская церковь, вне зависимости от своих различных религиозных течений, получая доходы и пожертвования от рабовладельцев, используя труд рабов, как кандалами удерживая их от неповиновения господам, тесно сотрудничала с работорговцами и рабовладельцами весь период существования Римской империи до VI века, затем весь период существования Византийской империи до XV века, затем Венецианской торгово-рабовладельческой республики до XVIII века, затем Британской империи до отмены там рабства в 1833 году. В Российской империи отмена крепостного рабства произошла тридцатью годами позже. Все 18 веков по всей Европе и Африке, и на Руси, и на Кавказе, а потом в Америке и Азии подлая христианская церковь — вся в крови — получала доходы от рабовладельцев за свою доктрину терпения для рабов, слившись с рабовладельцами и работорговцами в единую неразрывную надгосударственную структуру. Рабовладельцы творили с рабами в течение восемнадцати (!) столетий неимоверные зверства, наподобие гитлеровских палачей СС, но в гораздо больших масштабах. Истребление целых народов Америки яркое тому свидетельство. В современной Великобритании, США, в других ведущих капиталистических странах нет ни одного богатого клана, чьи предки-христиане не занимались бы совместно с церковью работорговлей и рабовладением. Капитализм отказался от рабов только после получения в своё распоряжение более дешёвых машин и резкого увеличения рынков сбыта, который труд рабов уже обслужить не мог. Но не ранее этого. И христианская церковь шла с интересами рабовладения нога в ногу. Не из-за красивых обрядов и алкоголя выбрали заморские захватчики городов на Руси христианство, а чтобы вернее держать в рабстве коренные народы Руси — словен, финнов, галиндов, мокшан, эрдзей, удмуртов, марийцев, коми, карел, ханты, мансы, вепсов, весь и так далее. Изнасилование крещением с убийствами, сжиганием живьём язычников, разрушением святилищ коренных народов продолжалось на Руси много веков, но так и не было завершено до конца. Кресты для распятия — орудия казни не зря устанавливаются на крышах рабовладельческих церковных вертепов — это знак устрашения и мрачный свидетель двухтысячелетнего преступления церкви без наказания и покаяния. Если организация СС за подобное использование и истязание рабов, за миллионы убитых и замученных людей признана преступной организацией, то и христианская церковь за соучастие в использовании и истязании рабов, за ещё большее количество убитых и замученных людей должна быть признана преступной организацией и запрещена. Её лидеры и организаторы должны быть арестованы, осуждены международным трибуналом и повешены, как были повешены нацистские преступники Гиммлер и Геринг за преступления против человечности и человечества. Имущество христианской церкви должно быть изъято, жертвы рабовладельческого и церковного массового террора реабилитированы, их потомки должны получить денежную компенсацию. В РФ почему-то реабилитирует политических осуждённых другой страны только с 1917 года, а следует реабилитировать религиозно осуждённых с года начала преступного крещения Руси — с 988 года. Одно крещение военным преступником князем Владимиром при помощи своей шведской дружины и греческих попов русского Новгорода чего стоит, с массовыми убийствами и сожжениеи домов, безо всякого суда и следствия, без списков, как у НКВД и квот, как в ЦК. Гордо так о тех своих преступлениях убийцы в летописях всё расписали, подробно. Шведские СС так же лютовали в Союзе ССР, украинские каратели так же сжигали Хатынь за то, что люди думали по-другому. Владимир у церковных преступников, естественно, стал святым, ведь столько рабов для церкви произвёл! Так и стоит в центре Москвы ему памятник, поставленный такими же, как он был сам, преступниками, памятник той страшной поре — стоит чёрное идолище преступника, убийцы и насильника — норманнского князя Владимира с устрашающим огромным крестом — не символом веры, но орудием мучительных казней, символом будущих распятий, а в другой руке у него огромный и кровавый его меч. Любому человеку, обратившему внимание на рабовладельческую подноготную христианства, сразу становится понятным, почему захватчики народного добра по всей РФ втыкают, где можно и нельзя, каланчи с крестами — они втыкают в многострадальную русскую землю опорные пункты дикости и рабства. Крещение в рабы всех мастей продолжается.

Андрей Геннадиевич Демидов   21.08.2020 19:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вероотступники. Историческая повесть» (Галина Пономарева 3)

Один из рецензентов Улин пишет что раскол из-за мелочей - как креститься...

Отнюдь, дело совсем в другом в неподчинении центру в праве на жизнь независимую.
В этом суть. В этом же и суть протестантизма в Европе.

Восхищен мужеством всех этих людей, не только в отстаивании веры, но и в борьбе в столь жесточайших условиях севера. Просто герои.
Надо это все рассказывать пропагандировать, восстанавливать историю и подчеркивать, что только независимый народ может достичь благополучия.

Вам мое глубокое уважение.

Михаил Гольдентул   14.04.2020 18:53     Заявить о нарушении
Добрый вечер,Михаил!Правда у нас уже ночь!Спасибо Вам за прочтение повести.Пишу о поморах,удивительные общины!Сколько земель в северных широтах в разных странах освоили!Пробиться на широкую аудиторию сложно. Вышла у меня недавно первая книга "Щит и вера"в серии "Сибириада"небольшим тиражом в издательстве "Вече".Книга продавалась в Канаде,Швеции,Финляндии,России.
Спасибо Вам за интерес к моему скромному творчеству.
С уважением,Галина.

Галина Пономарева 3   14.04.2020 19:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вероотступники. Историческая повесть» (Галина Пономарева 3)

Прочитала с большим интересом. Мне не так важна абсолютная историческая достоверность, но как описан уклад жизни, говор, радение за веру, природа, отношения людей; то,каким простым, русским языком написано. Отдохновение души!!! Спаси Бог вас, Галина!

Галина Заковряшина   22.02.2020 07:07     Заявить о нарушении
Спасибо,Галина,за прочтение повести.Написано на архивных материалах.Всего Вам доброго.
С уважением,тоже Галина.

Галина Пономарева 3   22.02.2020 07:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вероотступники. Историческая повесть» (Галина Пономарева 3)

Много интересного узнал я из вашего повествования о временах раскола. Удачи вам во всех делах.

Владимир Сорокин 3   23.12.2019 13:17     Заявить о нарушении
Владимир, большое спасибо. Мне дороги Ваши слова. Благополучия Вам.
С уважением, Галина.

Галина Пономарева 3   23.12.2019 13:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вероотступники. Историческая повесть» (Галина Пономарева 3)

Доброго времени, Галина Ивановна! С интересом почитал историю возникновения вашей семьи. Большой труд вы провели! Мой неродной дед был старообрядцем. Была у него книга Лествица на церковнославянском языке. Дед довольно быстро ее читал.
В нашем районе, где я жил до сих пор есть поселение баптистов.

Сергей Лукич Гусев   12.11.2019 06:05     Заявить о нарушении
Сергей Лукич, спасибо Вам за прочтение повести и отзыв.
С уважением, Галина.

Галина Пономарева 3   12.11.2019 07:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вероотступники. Историческая повесть» (Галина Пономарева 3)

Здравствуйте Галина, с большим интересом прочел,Вероотступники, Истоки. Очень хорошо описана мало известная жизнь старообрядцев, их самоотверженность за сохранение своей веры.Очень познавательно, большой труд Ваш вложен в эту повесть. С уважением Александр.

Александр Шевчук2   28.06.2019 14:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр. Пишу на основе архивных материалов, в основе лежит история моей семьи. Вам за прочтение и отзыв мои слова благодарности! Удачи!
С уважением, Галина.

Галина Пономарева 3   28.06.2019 16:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вероотступники. Историческая повесть» (Галина Пономарева 3)

Спасибо, Галина, за ваш труд!
Вы сумели изложить историю так правдоподобно, используя особый старинный русский говор, что возникает ощущение полного погружения в жизнь и быт того далёкого времени.
С уважением,
Натали

Натали Тат   09.09.2018 16:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Натали! Повесть носит документальную основу: жизнь реального человека и его семьи, грамоты и Указы Царя, описание старой Москвы. Помог и интернет в поиске необходимых документов и материалов. Основной гипотезой является рассказ моего прадедушки о жизни в Москве и на Русском Севере, о поморах. Эта история - истоки нашей семьи. Можете посмотреть фотографию семьи Зыковых, открыв повесть "Щит и вера". Это продолжение большого повествования.
Вам огромное спасибо за внимание к повести и отзыв. Благополучия Вам, дорогая Натали.
С уважением, Галина.

Галина Пономарева 3   09.09.2018 16:17   Заявить о нарушении
АЙ,да Галина! И удивила, и порадовала! Спасибо!!!
Пойду читать дальше.

Николай Хребтов   28.10.2018 13:45   Заявить о нарушении