Рецензии на произведение «Бог мыслью творил? И мы - тоже!»

Рецензия на «Бог мыслью творил? И мы - тоже!» (Ольга Антоновна Гладнева)

Здравствуйте, уважаемая Ольга Антоновна! С большим интересом прочитал Вашу преинтереснейшую публикацию и полностью согласен с Вами. Что мы, прежде, чем что-то сделать, сотворить-вначале "творим" мысленно. И очень жив Ваш пример, например, с швеёй-закройщиком, ибо мне сейчас же вспомнилась известная мудрая пословица "семь раз примерь-и только после этого один раз отрежь". А иначе можешь напортачить, а уже отрезанное склеить при ошибке будет весьма сложно. Иной раз уже и невозможно. Или взять лично меня, рассказы пишущего. Ведь вначале возникает ИДЕЯ, МЫСЛЬ, которую я тут же записываю в записной книжечке, а придя домой, развиваю, додумываю, затем воплощая в жизнь более детально на бумаге. Словом, мне понравился ход Ваших мыслей! Доброго здоровья Вам и всех благ в творчестве! С уважением к Вам,

Виктор Сургаев   23.06.2020 20:17     Заявить о нарушении
Спасибо за взаимопонимание, уважаемый Виктор. Ведь оно как получается - человек (некоторые) и о существовании библии-то и то слышал, ни разу не держа её даже в руках. И само слово - "библия" - произносит не без внутреннего страха, совершенно не зная, что в переводе на рус.яз. это слово означает - "книга". Отсюда и - библиотека -книгохранилище. А уж о содержании её... В лучшем случае - что услышал ( да и то, если верно понял)от священника в церкви во время службы в день, в который попал туда или посетил в субботу...Чтобы хоть чуть понимать , что библия - это своего рода - история становления еврейского государства - надо, конечно, быть знакомым хотя бы с азами - мировой истории, социологии, психологии, политэкономики и т.д. А так - раскрыв и читать - или в мистику ударишься, или ничего не поймёшь, или - просто бросишь читать. Да, хотелось бы мне сказать своё слово о библии и библейских "истинах", опираясь на другие, широко известные источники или жизненный опыт каждого, но ... Но мало времени, а дел много. Спасибо вам ещё раз за прочтение и верное понимание и - всего вам доброго!

Ольга Антоновна Гладнева   26.06.2020 00:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Бог мыслью творил? И мы - тоже!» (Ольга Антоновна Гладнева)

Это не полемика на тему звуков, но размышления «в связи и по поводу».

Очень интересно. Замечу лишь, что, (таки да!), дикий предок на стене пещеры творил, перебирая и комбинируя готовые образы из прошлого опыта. Так же почти всегда действуют и современные конструкторы, и в этом нет ничего унизительного. Используют багаж полученного технического образования и накопленного своего и чужого опыта. Книги, интернет. Т.е. уже существующую информацию. Формула изобретения выглядит так: «Устройство, состоящее из… и отличающееся тем, что…». Притом, это творчество направлено на решение заданной задачи, простите за тавтологию. Инженер Архимед имел боевую задачу и информацию о свойствах зеркал, так что в этом плане мало отличался от художника в шкурах.
Однако так бывает не всегда. Творчество инженера Леонардо отличалось тем, что задачи он ставил перед собой сам. «А не изобрести ли чего-нибудь!». «Позыв к творчеству» в чистом виде. Правда, определённый багаж «технических» знаний у него, как и у Архимеда был.
Заметим, что и у Архимеда, и у Леонардо, (таки да!), вначале складывался в уме образ, схема, призванная реализовать принцип нужного действия, которая потом обрастала подробностями, деталями, технологией. Так же и у современного инженера. Но – не сразу, не сразу! Многое «прирастает» или изменяется уже на бумаге. А кое-что – только уже у станка.
Самым же гениальным изобретением было колесо – каток в древней технике появился в результате наблюдений, но нигде в природе не было диска, посаженного на ось. Никакого опыта не было. А был интеллектуальный прорыв, «чистое» творчество, озарение, «интуиция», в несколько ином, чем у Вас, значении слова. Правда, можно предположить, что был опыт использования мыслительного аппарата. Возможно, особенный опыт. (Недаром были народы с весьма развитой цивилизацией, которые, тем не менее, колеса не знали).

Теперь искусство. Мастера, творящие натюрморт, портрет, пейзаж, скульптуру Сфинкса или «Девушку с веслом», тоже имеют образец, используют этюды. И, если не работают «с натуры», то имеют в памяти образ одной или многих «натур». Даже сюрреализм – это вывернутый наизнанку реализм.
Однако так бывает не всегда. Художник-абстракционист кладёт на холст мазки, не имея предварительного образа, но имея «нечто», которое выражается мазками и, кстати, порой изменяется вместе с хаосом этих мазков, и в результате получается образ, не имеющий аналогов в натуре – изображённое «нечто». И зритель тоже ощущает «нечто», значит – это «нечто» сотворено, и оно – не «абстрактно», т.к. выражает и внушает вполне конкретное ощущение.

Можно предположить, что так же сотворяется музыкальное произведение. Хотя в музыке есть каноны и образцы, однако новая музыка всё же начинается «с нуля». «Из головы». Предварительный «проект» отсутствует. «Цыганские напевы» Сарассате, «Венгерские рапсодии» Листа, «Вальсы» Шопена – частный случай. Правда, надо признать, что базовая информация всё равно присутствует, хотя бы о звуках. Оглохший Бетховен «слышал» ноты, но глухой от рождения и песенки не сочинит.

.Теперь литература. «Чукча не читатель, чукча, однако, писатель!» В этом деле бывает всяко. Задание или готовая «история из жизни» является «проектом», который преобразуется в письменный или устный текст. Но бывает, что всё начинается с импульса, которым может быть событие, впечатление, мысль, весьма ограниченные по объему первоначально, а дальше структура растёт, как кристалл-дендрит, приобретая не предугаданную заранее форму, ветвится, прирастает ветвями. Потом, (или параллельно), начинается «отделка», правка, – ну, эта технология Вам знакома. На выходной продукт влияют личные качества автора, – опыт, интеллект, вкусы, темперамент, грамотность и «слух»… да мало ли, что ещё. Однако я имею в виду алгоритм процесса.

Что ещё хочу добавить. Техническое творчество напрямую связано с инстинктом самосохранения. Творчество литературное, даже и не письменное, тоже работает на самосохранение, поскольку является одним из средств коммуникации, которая необходима сообществу, значит – и индивиду. А вот творчество в искусстве в огромной мере связано с инстинктом самовыражения, (который, впрочем, может быть приведён к тому же самосохранению, но очень опосредствовано. А порой самовыражение вредно – социум сопротивляется «выскочкам»).

И, наконец. Как показано, в любом виде творчества, даже в том случае, когда нет предварительного проекта, в большем или меньшем объёме присутствуют базовая «внешняя» информация. У Бога такой базы не было, Он творил только «из головы». Мыслью.
…Творя на листе бумаги ,
На белом поле его
В дерзновенной отваге
«Нечто» – из «ничего»,

В надежде взор поднимал я
К Создателю моему,
Радостно принимая
Уподобленье Ему!

http://www.proza.ru/2009/11/11/1513

Марк Олдворчун   26.09.2018 15:11     Заявить о нарушении
С Новым годом, уважаемый Марк. Радости и крепкого здоровья Вам!
Только вот я не пойму - к чему тут всё вами написанное?Оно говорит мне только об одном - Вы читать вдумчиво с рассуждением мою статью не постарались. Поняли - как поняли и ... Что Вы хотели сказать мне? Возразить в чём-то? Но,как видно по содержанию - невольно Вы подтвердили мои мысли, что:
на первых стадиях своего развития (цивилизации) Человек ( человечество) мыслил образами.Этот процесс лежал в начале нашего современного уровня мышления ( и к слову - не утрачен организмом и до сих пор).
И мыслью - творил. И сейчас творит, что вы и подтверждаете примерами своими.

И этот первоначальный процесс образного ( не только -предметов, но образы чувств, состояния и т.д.)мышления есть основа такого научного понятия, как ПЕРВАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА.

С развитием же и формированием речи, развивается наряду с образным мышлением и мышление и общение посредством внутренней и внешней речи ( слов), что ныне в научном (медицине , например) мире называется - второй сигнальной системой.
А на счёт вашего: "У Бога такой базы не было, Он творил только «из головы». Мыслью." - а Вы-то откуда знаете, что у Него такой базы (наблюдения)не было?
Бог, что - вам об этом лично доложил?

А откуда Вы знаете, что во истину кроется за понятием Бог? Божество?
Дедушка на облаке сидящий, смотрящий на Землю и улыбающийся, видя что тут происходит?

Ладно - пусть даже такое у вас представление о Боге, то скажите мне пожалуйста, жизнь на других планетах людей с более совершенней цивилизацией и гораздо старшей, чем Земля - не Им же ли уже была сотворена?

Или - у каждой планеты свой Бог творец, который до момента сотворения ничего подобного в Космосе не видел? Тогда почему ж называют Бога - всевидящим ( в широком смысле)?

Мыслью творят тогда, когда в мозгу есть запас "материала" из чего творить - образно представлять задуманное дело.

С пустой головой (месячный ребёнок, у которого ещё нет предметно-образных представлений в памяти мозга, хотя чувственные уже успели немного накопиться в утробный период его существования; или несчастный с параличом мозга)ничего сотворить нельзя.

Вы , если есть время и желание, ещё разок, вдумчиво, прочтите мою статью. В ней изложена сама СУТЬ вопроса. А вы - просто перечисляете где это применяется и как оно зависит от уровня развития мышления какого-то субъекта.

Ольга Антоновна Гладнева   05.01.2019 01:35   Заявить о нарушении