Рецензии на произведение «Мореходка. Повесть. Часть 1. Приказано выжить!»

Рецензия на «Мореходка. Повесть. Часть 1. Приказано выжить!» (Вадим Осипов 2)

Приветствую Вас, Вадим!

Меня на вашу страницу «поселил» наш общий знакомый коллега Николай Прощенко.
Ну, а поскольку вы уже и сами вышли на мою страницу и, вероятно, копнули уже страницы моей «Мореходки», то мне становится проще говорить с вами.
Мой интерес к вашему творчеству вполне естественен. Поскольку пишем мы, по сути, об одной и той же системе. Вот только воплощение темы у нас разнится. Мною за основу написания взят подход с точки зрения художественной составляющей, у вас же писания больше сугубо классического мемуарного повествовательного толка.
Читая мои страницы, вы, не смотря на одну и ту же училищную систему и на основные похожести курсантской жизни (что не должно удивлять), наверняка заметили, что некоторые своеобразные различия во внутреннем распорядке и даже режиме наших мореходок имели место. Не буду на них подробно останавливаться и уж тем более зацикливаться. Если хватит сил и желания дойти в моих писаниях до конца мною написанного (а произведение пока тормознулось на первом году обучения), то легко и сами заметите эти некоторые отличия.
Скажу лишь, что роман «Дети лейтенанта Шмидта» задумывался мною как художественная лента о жизни и амурных приключениях курсанта мореходки с элементами описания бытия и устоев мореходного училища. Где-то получилось 50 на 50 и того и другого.
В целом для меня ваши мемуары интересны прежде всего в профессиональном плане – описание жизни курсантов-радистов и вообще вашего училища, сравнивая со своим, тем более, что времена вы описываете более позднего периода, спустя три года после моего выпуска. Поэтому, конечно же, с превеликим удовольствием прочту и остальные части вашей «Мореходки».

73!
С уважением и добрыми пожеланиями,
Вячеслав Морозов

Мореас Фрост   05.06.2019 23:14     Заявить о нарушении
Здесь решил дать некоторые комментарии по стопам прочитанной 1-й Части. Всегда удобно комментировать по ходу повествования.
Просто удивили совершенно шаровой медомиссией в лице лишь одной сердобольной медсестры, замеряющей давление. У нас была медкомиссия по полной программе со всеми врачами. И она была у нас на следующий день после сдачи всех экзаменов. Т. е. медкомиссию проходили все, кто сдали, где-то около 200 абитуриентов, потому как кое-кто непременно отсеивался по здоровью или срезался на мандатной комиссии.
У нас официальный конкурс получился просто ажиотажно зашкаливающим - 23 претендента на место, а если отминусовать от всего набора в 150 человек около 60-и льготников, то отбор получался ещё куда жёстче - порядка 35-и человек на одно место. Немало перекочевало ребят, не прошедших в одесскую «вышку» по разным причинам.
На мандатной комиссии, а она была сразу после медицинской, в тот же день и ещё на следующий, у нас тоже кое-кто не смог проскочить из-за сомнительных заграничных родственников. Но у себя в повествовании я упустил этот нюанс, надо будет докропать, тоже ведь немаловажный и интересный момент.
Нет, мы своего командира сразу никак не могли знать, и уж тем более не попадали в его объятия. Его на момент просто ещё не было официально. Приказ о зачислении поступивших был через неделю после мандатной комиссии, где-то ближе к 20 августа, когда все близко проживающие давно по-разъезжались по домам до предстоящего сбора 31 августа. И никого лишних, кроме зачётных в Приказе 150 человек, у нас не предполагалось. Видимо, оттого, что была параллельная рота 8-классников, изначальный их набор был из 120 человек. В декабре 1975 года у нас был выпуск дуплетом вместе с ними, пришедшими в училище на год раньше нас. И в вашем училище непременно должен был быть подобный двойной выпуск, но уже годом позже, в 1976. Можете по своим каналам проверить этот факт. В итоге нас выпустилось с обеих рот порядка 220 человек. Остальные были потеряны по разным обстоятельствам.
Вадим, у вас вкралась серьёзная ошибочка по поводу набора на радиоспециальность на базе 10-летнего образования. Это случилось не в 54-м году, а значительно позже – в 1972 году - как раз именно набор моей роты был самым первым экспериментальным по всей системе средних мореходок в стране, где готовили радистов. Мы как раз стали первопроходцами, подопытными кроликами, на нас отрабатывалась новая учебная программа обучения на базе 10 классов. Почему именно на нас опробовали? А наше училище было в те времена образцово-показательным учебным заведением в Системе. И уже с 1973 года повсеместно по стране все мореходные училища начали принимать на РТС (а при нас звучала именно так – радио-техническая специальность) исключительно на базе 10-летки и, что характерно, ротами численностью именно по 150 человек и сразу на второй курс.
Да, были у нас свои традиции в училище. Карантин у нас длился по времени чуть больше одного месяца. День рождения нашего училища всегда отмечался во вторую субботу октября. В этот же день все первогодки торжественно и официально принимались в курсанты. До этого дня мы ходили без гюйсов. С момента принятия присяги, становления полноценными курсантами, заканчивался карантин и начиналась эра наших официальных увольнений в город.
Мы ещё застали стипендию в 6 рублей, но с третьего курса она поднялась до 9 рублей.
Очень своеобразный оказался ассортимент специальностей в вашей мореходке. Удивлён, что у вас не готовили судомехаников. И было всего-то две чисто морских специальности. А у нас были все четыре сугубо морских, без вкрапления «береговых».
А вот лаборантского движения среди курсантов у нас не было, стало быть, и шарового ажиотажа по этому поводу. И, кстати, уборка по роте, включая и места общего пользования, производилась силами дневальной службы у тумбочек или «залётчиками», которых первое время всегда хватало. Уборка в кубриках осуществлялась проживающими в них в порядке очерёдности.
Участие в праздниках для нас было далеко не рядовым событием. Для нас это был натуральный парадный выход, открывающий общую демонстрацию трудящихся. Коробки были мощные, стандартные парадные, 10 шеренг по 12 человек в каждой. Ходили мы на парадах идеально. Я это у себя описывал. Но нас почти месяц перед тем мучили каждодневными тренировками по утрам и по вечерам.
Конечно, очень удивлён низким отношением начальника ОРСО к ротным офицерам. У нас такого оголтелого свинства в офицерской среде не наблюдалось. Ведь, по сути, такой же офицер, как и все остальные… И, как правило, начальник ОРСО - это был выходец из их же офицерской среды. Хотя мы ещё застали персонально присланного к нам начальником ОРСО – солидного вида был и достойный офицер, уважаемый всеми. Правда, через год дембельнулся, и на должность выдвинулся его зам. Тот, конечно, слыл в курсантских кругах попротивнее.
Ещё, Вадим, надо бы вам исправить, норматив оператора второго класса – 120 знаков в минуту. Именно на нормативе таковой скорости приёма смыслового текста мы выпускались.
Своего стадиона у нас не было, как, впрочем, и зимнего спортзала тоже. Зато была водная станция с хорошей инфраструктурой и с множеством спорплощадок и, естественно, гребной базой, и ещё в Экипаже (он у нас был отдельно расположен от учебных корпусов) – где-то на расстоянии километра – тоже была футбольная площадка между жилыми корпусами.
Во все отпуска мы уходили полным составом. Даже не знаю, кто именно из курсантов вёл караульную службу в наше отсутствие. Конечно, были и «залётчики». А ещё были ребята без родителей, из школ-интернатов, которым ездить было некуда, и они оставались на довольствии в училище круглый год. И их было немало. Кстати, невзирая на отпускные периоды курсантов, столовая наша функционировала круглогодично, естественно, с мизерной нагрузкой в отпускные периоды.
Особых летних миц и белых курсовок у нас никогда не было. И после, когда регулярно наведывался с морей в отпуска в Херсон, я не замечал на курсантах ничего такого, отличного от нашего прошлого.

Мореас Фрост   06.06.2019 19:05   Заявить о нарушении
Такие книги ценны продолжением традиций. Чтобы не только Житков нас просвещал, а и мы сами, но только те, кто не забыл все эти события. Морской язык отличается от сухопутного. "Уборка" это в гражданской жизни или может в армии. На флоте говорят "приборка". Так уж повелось. И ещё очень много таких отличий. К примеру не кокарда, а эмблема. Об этом даже жаркие диспуты у нас были с Вадимом. Даже пришлось выкатывать доказательную базу в виде http://www.vedomstva-uniforma.ru/mmf1981/mmf1981.html -но в книге все равно "кокарды". Но в любом случае все эти инициативы с написанием книг очень похвальны. Хотя бы из-за того, что внуки смогут прочитать чем это там дедушка занимался в своей юности и как это было.

Андрей Николаевич Рощин   06.06.2019 21:51   Заявить о нарушении
Да, точно, Андрей Николаевич, насчёт "уборки" - "приборки". Признаю, прокол вышел...

Мореас Фрост   06.06.2019 22:53   Заявить о нарушении
Друзья, спасибо за отзывы и замечания. Исправил в тексте на 120 знаков/мин.В отношении начала обучения с 10 класса, пользовался источником с группы выпускников ЛМУ в "Одноклассниках".Другими источниками в то время не располагал, поэтому буду проверять дополнительно. Эмблема - понятие официальное, закреплённое в документах. Но, вряд-ли, многие из нас их читали тогда. Эмблема - понятие широкое, она может находиться на любой форме, в разнообразных местах. А кокарда - только на головном уборе. Поэтому, я и использовал это понятие для простоты восприятия содержания текста. Если это вызывает возмущение, то извиняюсь, не хотел никого обидеть.Больше из читателей никто претензий не предъявлял.Пока. Благодарю за интерес к моему творчеству. Желаю всем дальнейших успехов и благополучия.73! Вадим Осипов.

Вадим Осипов 2   10.06.2019 12:33   Заявить о нарушении
Несколько удивляет переворачивание автором смысловых понятий. Не претензии, какие тут могут быть претензии, а поправки от читателей, подтверждённые доказательной базой. Но, к сожалению, обратная реакция чаще всего превращается в спор "о понятиях". К примеру, сколько труда составило объяснить автору, что не было ещё войны в Афганистане к моменту поступления нас в училище и, следовательно никто из нас не пытался таким образом избежать отправки в горячую точку. До последнего автор сопротивлялся, но никак не хотел исправить эту явно лишнюю "клюковку на торте". Жесткую фразу, надо признать убрал, но упоминание всё равно осталось. Далее заявляется, что "Эмблема - понятие официальное, закреплённое в документах. Но, вряд-ли, многие из нас их читали тогда. Эмблема - понятие широкое, она может находиться на любой форме, в разнообразных местах. А кокарда - только на головном уборе. Поэтому, я и использовал это понятие для простоты восприятия содержания текста." Опять странная трактовка. Документ приведен для доказательства автору, а не подтверждение того, что мы его читали. И писался он только лишь из-за того, что именно так моряки и говорят. И только из-за это входит в официальные документы. "Мы говорим не штормы , а шторма..." так объяснял это явление Высоцкий. И поэтому именно "мАриман", а не "мОреман", как пишут сухопутные, скамеечка превращается в баночку, кокарда в эмблему, ботинки в гады, а кОмпас в компАс. Поэтому и получается, что эта якобы "простота восприятия содержания текста" не нужна, если назначение книги поддерживать морские традиции. Да и не будет проблем у читателя, ведь если он эту книгу читает, то он уже немного "в теме". Мне приводились примеры того, что в современной жизни эти традиции утрачены и мол не надо никому об этом знать. Хорошо, пусть современные парни и девушки (которых в наше время в училище, слава Богу, не принимали) носят вместо бушлатов современные куртки "парки", не выгибают "плевки" (эмблемы т.е.) и не распрямляют бляхи ремня. Это их личное дело, но есть ведь ещё понятие "История". А в силу этого понятия и пишутся такого рода книги.

Андрей Николаевич Рощин   12.06.2019 10:55   Заявить о нарушении
Ребята, не хотелось бы вступать в ваш, видимо, ранний диспут, но вот должен заметить, что в Афганистан страна официально «вступила» в конце декабря 79-го года, а Вадим поступил в училище в 78-м году в конце лета. Это реальные факты.
Но я обеими руками «за» объективность и правдивость. Пусть хоть у нас всё будет на своём месте, и как это было реально тогда у нас положено и повсеместно принято. Действительно, мы в обиходе употребляли не «штОрмы», а «штормА», не «трюмы», а «трюмА», не «борты», а «бортА». Понятно, что у нас на пароходе стояли «компАсы», а не «кОмпасы». И в училище кокарды мы сгибали, а бляхи на ремнях, наоборот, разгибали, ещё и затачивали края. И гады у нас были, правда, лишь нас первом году обучения, и непременно чёрного цвета полуботинки мы носили, и зимние на натуральном меху ботинки, кстати, тоже.
Да, это сейчас у нас, в херсонской Академии, давно уже у парней совсем не флотские суконные брюки с передним клапаном, а непонятно из какого материала самые натуральные гражданского покроя с ширинкой. Хорошо хоть тёмного цвета. И не те, классические бушлаты они сейчас носят, в каких ходили мы, а похожие на них, своего рода, френчи с косыми карманами и без клапанов на них, хотя ряды золочёных пуговиц сохранены. А зимой они не только могут надевать шинели, но и новомодные зимние утеплённые и удлинённые (прикрывающие задницу) куртки с меховыми воротниками. Кстати, очень удачные, надо сказать. Времена меняются, нравы тоже. Прогресс идёт своим чередом. И уж их-то, нынешних курсантов, точно совершенно не волнуют, как нас в своё время, тенденции шика и стиля в форме носимой одежды. Они этим давно особо не заморачиваются. Им-то уж точно глубоко по барабану, как мы будем называть тот или иной предмет или аксессуар обмундирования. Они и приписываемые им головные уборы порой игнорируют, и когда в холодное время года чуток подзадует, их даже можно увидеть по форме идущими, но в обычных вязаных шапочках вместо миц или зимних шапок на голове. Налицо полное нарушение и искажение понятия «форма одежды». И самое главное – некому «поправить и пожурить» подобных ребят-так называемых- курсантов.

Мореас Фрост   12.06.2019 20:13   Заявить о нарушении
Да и у нас всё так. А когда говоришь "краб" они думают, что речь о членистоногих деликатесах а никак не о понтовой эмблеме на головной убор. Ничего не поделаешь, это жизнь. Надеюсь хоть в ВМФ останутся морские традиции. Несколько лет назад я посещал наше Нахимовское училище, даже фильм снял об этом визите. Так вот там их дрючили по-старому. Даже жалко немного было деток. Но даже с того визита прошло много лет и их тоже реформировали. Какое-то слияние Суворовского и Нахимовского, я вообще не понимаю что за эксперименты они исполняют.

Андрей Николаевич Рощин   13.06.2019 12:01   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Вадим!
Подвигло меня написать эту уточняющую реплику то обстоятельство, что вместе с Мореасом Фростом вы неверно пишите о времени начала набора на радиотехническую специальность на базе 10-летнего образования в средних мореходках страны. На правах мамонта, жившего в этот исторический период, позволю себе заявить, что в 1966 году в Ленинградском мореходном училище ещё не знали, что в «образцово-показательном учебном заведении Системы», как называет Мореас Фрост ХМУ, еще не ввели это новшество, и осуществили первый набор в радиотехническое отделение на базе полного среднего образования. Именно в этом году я стал курсантом 6-й роты РТО ЛМУ, а в 1969 году мы вместе с курсантами 5-й роты, которая была набрана на базе неполного среднего образования годом ранее, пополнили армию радиоспециалистов ММФ. Надеюсь, что эта информация окажется для Вас полезной.
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Александр

Александр Попов 7   27.10.2019 12:23   Заявить о нарушении
Добрый день, Александр!
Может, это у вас был некий фрагментарный или, мало ли, какой-то спецконъюнктурный набор? Потому как про нас, когда мы поступали, говорили, что мы - именно первооткрыватели эры по набору после 10-летки. И больше после 8 классов на радиоспециальность уже не набирали. Кстати, тогда же нам говорили, что программы по обучению для нас не было подготовлено, и всё утверждалось по ходу нашей учёбы в Министерстве в рабочем порядке. А программы обучения после 8 классов и 10-летки немало разнились. И сроки военных сборов и плавпрактик у нас с параллельной ротой восьмиклассников тоже отличались по времени, не совпадали.
В конце концов, я лишь утверждал о фактах в том разрезе, в котором нам было преподнесено по этому вопросу свыше. Почему я не должен был верить тому, что нам говорили? Дыма без огня нет...
С уважением,
Вячеслав М.

Мореас Фрост   27.10.2019 16:02   Заявить о нарушении
Привет, Вячеслав!
Мне трудно давать оценку тому, что вам говорили в Херсоне. Тем не менее, в 1966 году я закончил 11 классов средней школы и поступил в Ленинградское мореходное училище, где уже целый год учились ребята из последнего набора на базе 8-летки. До самого выпуска у нас был цикл военно-морской подготовки, но военной стажировки у нас не было. Лично я получил военный билет с присвоенным званием в райвоенкомате, после оформления на работу в БМП, после чего меня не беспокоили.
Кстати, Николай Прощенко учился со мной в одной роте, правда уже будучи радистом, его призвали в погранвойска. Об этом он писал на Прозе.ру
С наилучшими пожеланиями,
Александр

Александр Попов 7   27.10.2019 21:24   Заявить о нарушении
Да тут уже сложно разобраться, что к чему... Как трактовать... Хорошо, ну а после вас, те, кто пришли на следующий год, тоже были с полным средним, тоже поступили сразу на второй курс?
А про армейские мытарства Прощенко я читал. Вот уж кому не повезло в жизни - два года вылетели в трубу. Кстати, не могу понять, как вам давали офицерские звания без военной стажировки (а она у нас была два месяца на четвёртом курсе), и без присяги?

Мореас Фрост   27.10.2019 22:13   Заявить о нарушении