Рецензии на произведение «К открытию Достоевского через Открытия Достоевског»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Слишком много букв. Нет сформулированной цели представленной работы и нет итога. Обо всем и ни о чем.
Александр Ляхов 10.11.2021 19:21 Заявить о нарушении
Бармин Виктор 10.11.2021 19:59 Заявить о нарушении
Конкретно о конректной проблеме.
Александр Ляхов 10.11.2021 21:25 Заявить о нарушении
У вас замечательная и довольно интересная публикация, к которой обязательно дам отзыв. Но, понимаете, у вас слишком написано по-школьному, слишком всё правильно, слишком всё конкретно, всё расставлено по полочкам и сужено. К вам подходит мысль Дмитрия Карамазова, мол, "нет широк человек, я бы сузил". Вот вы и сузили взгляд на проблему человека почти как профессиональный ученый. Только в Науке направлений-то много: так психолог увидит в тесте Д. что-то своё, физик и математик вычленит из текста что-то своё, филолог увидит по-своему, а философ истолкует по-своему. И у каждого своя конкретика проблем и своя цель работы. Например, у профессора Кувакина своя какая-то цель, когда он видит в тексте "Записок" Д. только "феерический скепсис", мол, в постмодернистском контексте, а профессор Кантор видит в тексте только и конкретно противостояние мировоззрению Чернышевского. Но ведь НАД ЭТИМ ВСЕМ и смеётся Автор "Записок из подполья", смеётся литературно, т.е. с тончайшей иронией, которую пропустили все: и филологи, и критики, и литературоведы, даже и сам М.Бахтин пропустил глубочайшую Иронию Достоевского.
Вот вы говорите, что у меня, мол, "нет сформулированной цели представленной работы". И как бы вы и правы, почти, в этом, т.к. текст мой не представляет собой цельную работу, тем более, "школьную", а некий коллаж из разных текстов, которые, в свою очередь, взаимосвязаны между собой. Тем более, еще нужно учитывать жанр текста, который представлен не в виде научной работы или около-научной, а как частная литературная критика в стиле свободного эссе. Впрочем, зачем мне здесь всё вам разжёвывать, когда в тексте моем всё сказано, только бы увидеть читающему. Увы, печально, что вы не увидели или не возжелали увидеть авторский замысел.
Кстати, что касается цели у человека и, так скажем, научной конкретики её определимости, то в "Записках" Автор написал такое:
"...человек существо легкомысленное и неблаговидное и, может быть, подобно
шахматному игроку, любит только один процесс достижения цели, а не самую
цель. И кто знает (поручиться нельзя), может быть, что и вся-то цель на
земле, к которой человечество стремится, только и заключается в одной этой
беспрерывности процесса достижения, иначе сказать в самой жизни, а не
собственно в цели, которая, разумеется, должна быть не иное что, как дважды
два четыре, то есть формула, а ведь дважды два четыре есть уже не жизнь,
господа, а начало смерти".
А дальше глубочайшая Ирония Автора "Записок":
"По крайней мере человек всегда как-то боялся этого
дважды два четыре, а я и теперь боюсь. Положим, человек только и делает, что
отыскивает эти дважды два четыре, океаны переплывает, жизнью жертвует в этом
отыскивании, но отыскать, действительно найти, - ей-богу, как-то боится.
Ведь он чувствует, что как найдет, так уж нечего будет тогда отыскивать.
Работники, кончив работу, по крайней мере деньги получат, в кабачок пойдут,
потом в часть попадут, - ну вот и занятия на неделю. А человек куда пойдет?
По крайней мере каждый раз замечается в нем что-то неловкое при достижении
подобных целей. Достижение он любит, а достигнуть уж и не совсем, и это,
конечно, ужасно смешно. Одним словом, человек устроен комически; во всем
этом, очевидно, заключается каламбур. Но дважды два четыре - все-таки вещь
пренесносная. Дважды два четыре - ведь это, по моему мнению, только
нахальство-с. Дважды два четыре смотрит фертом, стоит поперек вашей дороги
руки в боки и плюется. Я согласен, что дважды два четыре - превосходная
вещь; но если уже все хвалить, то и дважды два пять - премилая иногда
вещица".
"А человек куда пойдет?..
...и дважды два пять -- премилая иногда вещица".
Бармин Виктор 11.11.2021 07:03 Заявить о нарушении
"Можно предположить, что устами Миусова, как и Ракитина, Достоевский предвосхитил изощренное фрейдовское толко-вание, которое опошляет и профанирует не только образ старца Зосимы, но и роман в целом".
Совершенно верно: Достоевский изобразил Фрейда, Ницше и десятки прочих одномерных абстрактных мыслителей, склонных к логическому сатанизму. У всех запечатлено на знамени: "Бога нет, а посему ВСЁ позволено" (т.е. позволено всё НЕдозволенное Божьим заповедями). Не позволено, к примеру, лишать человека творческих способностей, тогда как фрейдовский психоанализ -- лишает...
Борис Пинаев 21.10.2019 22:50 Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор.
Статья изумительна. И вопрос хорош, - Неужели никто не читает Достоевского серьёзно?
Наверное читают, но каждый в своих горизонтах, на своих высотах. Ведь даже перечитывая в который раз одно и тоже произведение, вдруг!!! открываешь в нём новое, которое - ну как же сразу то не заметил?
Восхождение, с каждым шагом новые панорамы, причём восхождение не только в прочтениях. А и восхождение в собственном познании-опыте. Разум, как Вы заметили по примеру Фрейда, спекулятивен, и самолюбив, и ревностен в самозащите даже ошибки. А опыт жизни, он отвергает даже и собственный разум, так повзрослевший смеётся над своим же детским наивом.
И опыт у всех разный.
Ваш горизонт прочтения высок. Но индивидуально специфичен. Ведь даже с одной точки обозрения люди глядят в разные стороны и обнаруживают различные проекции одного и того-же. И эти обзоры в постоянном перетекании.
Спасибо Вам за глубину, нужно читать всё.
Владимир Рысинов 13.08.2019 22:53 Заявить о нарушении
Спасибо Владимир и
с уважением,
Бармин Виктор 14.08.2019 03:41 Заявить о нарушении