Рецензии на произведение «Плохой хороший танк Т-34 и катастрофа 1941 года»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Возможно статью следовало дополнить историей создания танка? Главный конструктор Кошкин создавал гусеничный танк на свой страх и риск, имея задание от РККА на гусенично-колёсный танк, хорошо зарекомендовавший себя в Испании. Сталин на жалобу военных на своеволие Кошкина отреагировал Соломоновым решением:пусть делают два, потом выберем лучший. Кошкин, имея за плечами машиностроительный техникум кондитерского оборудования, проявил незаурядные способности, как идеолог стратегической концепции в конструкции танка, его форм, ходовой части и использования дизельного двигателя. Может этого не достаёт в статье?
Роман Заблудший 21.05.2020 21:27 Заявить о нарушении
Александр Бурьяк 22.05.2020 14:16 Заявить о нарушении
Капитальный анализ и объективная критика. Хотелось бы узнать ваше мнение относительно причин неудач наших танковых битв. В 1941 году в районе городов Дубно-Бровцы-Слуцк произошла танковая битва, где РККА применяла около 300 танков разных типов и Т-34 тоже, а вермахт выставил всего около 70-80 танков и наши проиграли битву по странным причинам.
В прохоровском сражении за два дня были выбиты 70% танков 5-й ТА Ротмистрова
- в основном Т-34-76, а немцы потеряли пару десятков. Поле боя осталось за ними. Прорыв немцев остановили, но получилось вроде "пирровой победы". Сталин выслал комиссию для разбирательства и Ротмистрова хотели под суд, но обошлось, пока Черняховский его совсем не снял с командования.
В чем причины неудач этих танковых битв?
Алекс Савин 09.05.2020 17:20 Заявить о нарушении
а Ваша, А. Савин, интересная рецензия вспомнила о небольших книгах Ю.И. Мухина "Война и мы":
(он танкист по роду войск) :
слабая (а иногда и вредительская от снабженцев) мысль о информационном управлении танком и танками как группы:
нет раций, нет обзора у конкретного танка.
- наши трофейные танки Т34 немцы сразу переделывали: достраивали обзорную башенку наверху.
Нет оснащения радиосвязью в целом частей для их взаимодействия. А европейские гитлеровцы имели опыт нескольких лет войны. Эти вопросы уже решили исходя из именно практики.
.....
Вот и сейчас - не россияне же хозяины даже на своей территории в интернете.
Но
вы к примеру - об этом же не поднимаете вопрос. Почему ?
Аналогия ?
Георгий Сотула 09.05.2020 18:32 Заявить о нарушении
Или Вы хотите сравнить моё объяснение с чьим-то другим?
У меня материал про танки - с частичными ответами на Ваши вопросы - есть здесь: http://bouriac.ru/ARTICLES/Sage.htm#12.
...и здесь: http://bouriac.ru/CRP/Kotin.htm
Александр Бурьяк 09.05.2020 18:42 Заявить о нарушении
А у нас типа не было Халхин-Гола и войны с "белофиннами" в 19939-1940 гг.
Александр Бурьяк 09.05.2020 18:44 Заявить о нарушении
Броня крепка и танки наши быстры...
Олег Михайлишин 10.01.2020 07:55 Заявить о нарушении
Начали про танк, а закончили про...
Т-34 был действительно средний танк. Не тяжёлый и не лёгкий. Это его официальный класс.
Основное его преимущество в огромной модернизированной базе, благодаря которой он сумел пройти всю войну и быть основным танком РККА. Хлопот он немцам доставил столько, что Гитлер приказал бомбить кладбище, на котором захоронен его конструктор. По версии Дискавэри он признан лучшим танков всех времён. Это мнение западных специалистов - не наших. При чём тут распутица и все остальные проблемы РККА?
Роман Дудин 02.01.2020 18:50 Заявить о нарушении
"Дискавэри" - это, простите, что? Какой-то коллективчик "британских учёных"?
Я опираюсь на обоснованные мнения Уланова, Шеина и Мощанского - НАШИХ специалистов.
Александр Бурьяк 02.01.2020 22:40 Заявить о нарушении
«Огромный выпуск танков Т-34 (около 55 000 шт. в 1940-1945 гг.)
говорит не о том, что танк был особо хорош и заслуживал такого
внимания, а скорее о том, что он быстро расходовался»
Конечно, что если бы все экипажи были талантливые и подготовленные, а все военачальники безошибочные, он бы не расходовался в таких количествах, и его бы не пришлось столько производить. Но только одно из его важнейших достоинств было в том, что его в таких количествах производить было МОЖНО. Немцы, при всей толковости и организованности своих производителей не могли свои пантеры производить в таких количествах при всём своём желании. Потому, что конструкция их была такова, что её нельзя было клепать с такой скоростью, как Т-34. И это одна из причин, по которой они проиграли. Простота и дешевизна конструкции Т-34 самортизировала на себе целую кучу недостатков всей остальной военной системы. Вы же этот момент упустили.
Так же все танки, с которыми немцы начинали войну, к середине её оказались настолько устаревшими, что никакими модернизациями дело спасти было нельзя, и пришлось начинать производство новых моделей. Что означало не только задержку в связи с запуском новых линий, но и торможение получения опыта боевыми экипажами, которым при пересадке на новые танки приходилось заново приспосабливаться к их особенностям. И опять Т-34 здесь давал преимущество, на протяжении всей войны избавляя от этих проблем.
Ну а «коллективчик британских учёных» я упомянул потому, что не вижу у них мотиваций льстить чужому танку.
Роман Дудин 03.01.2020 03:09 Заявить о нарушении
И солдаты у нас многовато расходовались тоже потому, что зато они были дешёвые?
Гибель танка - это, как правило, и гибель его экипажа - частичная или полная. Или несколько тяжёлых инвалидов.
Александр Бурьяк 03.01.2020 06:29 Заявить о нарушении
Солдаты у нас много расходовались потому, что иногда слишком сильно к ним относились, как к расходному материалу.
При чём тут гибель экипажа? Если на смену старой модели приходит новая, то экипаж, что, не могут пересадить без гибели?
Роман Дудин 03.01.2020 07:08 Заявить о нарушении
Если танк массово выпускался и брал числом и дешевизной, значит, и массово расходовался. А расходование (не поломка!) означало гибель экипажа. А экипаж, может, предпочёл бы дорогую, но менее уязвимую машину.
Александр Бурьяк 03.01.2020 07:17 Заявить о нарушении
А я что, говорил, что Т-34 массово не расходовался? Я только лишь обратил внимание на то, что он мог массово производиться, а простота и дешевизна производства – это отдельное достоинство.
Дорогую, но менее уязвимую машину делали немцы. И проиграли. Потому, что пока они делают одну дорогую, наши успевали сделать несколько дешёвых. А когда несколько дешёвых встретятся с одной дорогой, то они просто разберут её тем вернее, чем больше их будет. И повысят свой шанс на выживание. Тут вопрос в оптимальности соотношения цены и качества. У Т-34 было определённое соотношение. А если он массово расходовался, то надо сначала выяснять, по причине чего это было. Если по неопытности экипажей или бестолковости командования, то это проблемы системы, а не танка. Вы уверены, что если бы у нас были более дорогие танки, но в меньше количестве и с такими же неопытными экипажами, им было бы лучше?
Роман Дудин 03.01.2020 08:09 Заявить о нарушении
Александр Бурьяк 03.01.2020 08:25 Заявить о нарушении
А с чего бы экипажам быть неопытными, если они успевали бы набраться практики в более дорогих (= менее уязвимых машинах), а не сгорали в первом же бою?
Александр Бурьяк 03.01.2020 08:36 Заявить о нарушении
Насчёт пз - замечание принято. Был неправ, признаю.
Роман Дудин 03.01.2020 08:47 Заявить о нарушении
Что же касается ПЗ, которые, оказывается достигли в 44м своего пика, то пик этот был такой же низкий, как и всё остальное. Говорит ли их количество о том, что они расходовались так мало, что больше их просто было и не нужно? Как по мне, так это говорит о том, что даже больше их просто не успевали при всём желании. Потому и проиграли.
Зы. А ещё кстати немцы с начала войны производили Маусы. На этих можно было порвать любой танк, не опасаясь за безопасность экипажа. Успели произвести аж целых штуки 3, что ли.
Роман Дудин 03.01.2020 17:06 Заявить о нарушении
Но спасибо за желание помочь. С Вашей поддержкой я статью значительно улучшил.
Александр Бурьяк 04.01.2020 09:29 Заявить о нарушении
Кстати, есть ещё такой фактор, как износ. Танк - не автомобиль, и через несколько сотен км пробега он просто хлам. Его нужно разбирать-перебирать, а на фронте это делать может быть просто некогда и некому. Проще привезти с завода новый. Старый можно везти обратно на завод и там им заниматься, а можно просто тупо бросить. Не удивлюсь, если Т-34 был сконструирован так, что собирать его было легко, а разбирать сложно. Он одноразовый.
И Вам спасибо. Благодаря дискуссии восполнил кое-какие проблемы в знании темы.
Роман Дудин 04.01.2020 13:40 Заявить о нарушении
И спасибо, что напомнили про "Маус": я вспомнил про свою недописанную статейку и рискнул всё-таки выложить её: http://bouriac.ru/ARTICLES/Maus.htm
Александр Бурьяк 04.01.2020 14:45 Заявить о нарушении
Александр Бурьяк 04.01.2020 14:51 Заявить о нарушении
А про мышь - это ещё цветочки. Они ещё крысу планировали ;)
Роман Дудин 04.01.2020 15:09 Заявить о нарушении
Роман Дудин 04.01.2020 15:40 Заявить о нарушении
Александр Бурьяк 05.01.2020 17:04 Заявить о нарушении
Роман Дудин 05.01.2020 17:24 Заявить о нарушении
Поскольку танк Т-34 выпускался в годы войны массово, в довольно
упрощённом варианте, делался грубовато и был дешёвым, напрашива-
ется вопрос, не был ли он, случаем, ОДНОРАЗОВЫМ танком?
"Одноразовый" -- отнюдь не значит сразу "плохой": эффективными
могут быть РАЗЛИЧНЫЕ стратегии применения изделий, и при некото-
рых условиях может оказываться лучше именно одноразовость.
Танк Т-34 был, конечно, не "одноразовым" -- и даже был оснащён
ЗИП-ом -- "запасным имуществом и принадлежностями" (попросту
запчастями и инструментами). Но во всяком случае, он находился
ближе к одноразовости, чем, например, противостоявший ему танк
PzKpfv-IV. Вот что располагает к такому выводу:
- огромное количество Т-34 покидало заводы, а в войсках
количество Т-34 было умеренным или недостаточным;
- эвакуационные средства в танковых войсках были недораз-
витыми;
- ремонт Т-34 был налажен хуже, чем ремонт PzKpfv-IV;
- оборудование у Т-34 было минимальное: отсутствовало всё,
без чего можно было более-менее обойтись;
- ЗИП, входивший в комплект Т-34 был очень ограниченным;
- моторесурс у Т-34 был небольшой: 25-125 часов у Т-34-76,
190-300 часов у Т-34-85; для сравнения: у PzKpfv-IV он
составлял 300-400 часов (взято у А. Мелехова, ст. "Загадка
'ограниченного моторесурса'");
- ходовая часть у Т-34 была не износостойкая;
- Т-34 изготавливался грубее аналогичных иностранных танков;
- в качестве достоинства Т-34 поклонники этого танка дружно
указывают его дешевизну.
Разумеется, минимализм оснащения, грубость изготовления и огра-
ниченность ЗИП-а у Т-34 были "вынужденными мерами", но они ведь
делали танк приближенным к "одноразовому". И сама "одноразовость"
могла рассматриваться как вынужденная мера -- почему бы нет? Иное
дело, насколько она была вынужденной и единственно возможной, и
не лучше ли было уходить от "одноразовости" как можно скорее? И
ведь таки несколько ушли от неё -- году к 1944-му.
Одноразовость -- это, конечно, образное выражение: это зачастую
означает всего лишь нерассчитанность на долгий срок службы и на
сложный ремонт. На самом деле даже "одноразовый" пластиковый ста-
канчик может использоваться многократно (что, кстати, защитники
природы и рекомендуют делать).
Кстати, заметим, что вообще боевая машина мирного времени и бо-
евая машина периода большой войны -- это немного разные боевые
машины: первая может эксплуатироваться десятилетиями и неодно-
кратно модернизироваться, вторая зачастую живёт недолго: от нес-
кольких дней до нескольких месяцев. Такое различие не может не
отражаться на конструкции и качестве машин номинально одного и
того же образца.
Александр Бурьяк 05.01.2020 19:08 Заявить о нарушении
У немцев было туго с топливом, поэтому они были вынуждены ограничиваться концепцией "пусть мы будем лучше воевать меньшим числом танков, но такими, которые будут побеждать". У наших таких рамок не было (сколько надо, столько и заправим), и в этой "свободе" и родился Т-34. И как показала история, концепция "я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит танк" победила;)
Роман Дудин 05.01.2020 19:26 Заявить о нарушении
Александр Бурьяк 05.01.2020 20:13 Заявить о нарушении