Рецензии на произведение «Набоков. Лолита. заметки»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Валерий,
Редко встретишь тут на прозеру подобный подробный разбор лит. текста.
Позвольте, так сказать, пройтись по главам. Комплименты опускаю: Вы не хуже меня знаете, где у Вас хорошо написано, а где очень хорошо.
НАБОКОВ. ЛОЛИТА. ЗАМЕТКИ.
Дал слово не писать о достоинствах и тут же нарушаю его. Мне очень понравилось Ваше меткое сравнение с "Песнь Песней". Кажется, нигде похожего о Набокове не читал, хотя прочел о нем не мало.
Хотел бы высказать СВОЕ мнение о языке русской версии: Набоков, безусловно, прав в своей оценке, хотя возможно, эмигранту-современнику не показались бы странными некоторые "непереводимые" на тот момент термины, как "джинсы" и т.п. Хотя, на мой взгляд, "бензопой" куда веселее и благозвучней, чем заикающаяся бензозаправка или уменьшительно-неласкающая бензоколонка. Порой некоторые дореволюционные слова выпирают из современного набоковского текста как занозы.
Уподобление (хоть и по-детски) хитрой нимфетки бабочке, по-моему, несколько неуместно, если вдуматься.
ЛОЛИТА И ФРЕЙД
По какой причине Набоков не терпел Фрейда - так и не ясно из текста, но такой цели Вы, вероятно и не ставили, хотя пишите "А сейчас о Фрейде и Набокове." Думаю, это опечатка, имелось ввиду "о Фрейде и Лолите". Будучи сторонником Набокова в этом вопросе, не стану с Вами спорить.
Фильм хорош, но и тут я согласен с Набоковым - это имеет мало общего с книгой, с ее духом.
НАБОКОВ И ДОСТОЕВСКИЙ
Вы совершенно точно описали причину нелюбви Набокова к Д: корявость языка Д., подавляющее количество малохудожественного текста, кот. вкупе с параноидной выспренной дидактичностью, и превращают тексты Д. в пошлость. Но далее Вы проводите сравнения и задаете вопросы, касающиеся, так сказать, технических деталей: об источнике, о морали, и т.д. Но в том и дело, что для Набокова важно не ЧТО, а КАК. Именно это КАК и имел он ввиду, ругая Д. Толстой, к примеру, тоже был чрезвычайно дидактичен и писал порой (нарочно) коряво. Но, тем не менее, Набоков восхищался им. Предлагаю подумать над этим.
НАБОКОВ И ФИЛОСОФИЯ
Не могу комментировать по незнанию и абсолютному непониманию предмета.
МИСТЕР КУ. КЛЭР КУИЛЬТИ
Очень верно: Куильти - это сам Гумберт в кривом зеркале. Очень по-шекспировски это отражение. И очень по-набоковски эта двойниковость.
Прошу простить за многословность, но так редко бывает возможность поговорить с интересным человеком (как это ни банально звучит). К тому же, я как раз в эти дни перечитываю "Лолиту", что и помогло мне, не страдающему долговременной памятью, собрать так много слов в один более или менее связный текст.
С уважением.
Семен Сухолуцкий 09.12.2021 01:20 Заявить о нарушении
Валерий Кувшинчиков 09.12.2021 18:08 Заявить о нарушении
Сколько "гениальных" вещей должен создать человек, чтобы считаться гениальным? А если у него есть слабые произведений, тогда как?
Предлагаю оценивать с художественной точки зрения ("гениальный") только сами вещи, но никак не авторов.
Семен Сухолуцкий 09.12.2021 19:23 Заявить о нарушении
Валерий, Куильти - это же Свидригайлов. Пусть не точная копия, но до чего же похож. Раскольников на Гумберта Гумберта похож намного меньше, конечно. Но я подумал: "Чёрт, а ведь не только Гумберт и драматург, но и Свидригайлов с Раскольниковым - антиподы-двойники. Раскольников вроде бы в иную сторону глядел. Он ставил перед собой другие задачи. Но. Я обратил внимание на его выбор возлюбленной. Вот о Сонечке Мармеладовой цитатка:
"...несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях."
Может быть, если бы Гумберту попалась не Гейзиха с дочерью, а Соня, то всё сложилось бы по другому? А если бы Раскольникову повстречалась Гейзиха с Лолитой? Подумал также, а поднялась бы рука с топором у Раскольникова, если бы вместо кроткой Лизаветы в комнате появилась (ему не знакомая) Сонечка?
Ваше /Гумберт, великий грешник с нежным сердцем, измученный своими сомнениями, переживший великую Любовь, в его словах больше нежности и Жизни, чем в большинстве героев современной литературы.
Незабываемый Гумберт./... Да, Гумберт, конечно, незабываемый. Великая Любовь и нежность... Набоков - могучий соблазнитель. Но опять же, у меня аналогия с Раскольниковым Достоевского: убить одну, осчастливить многих, В случае Гумберта, здесь убить одну (детскую душу), осчастливить, пусть с неимоверными страданиями, себя любимого. Да, я помню, Гумберт у Лолиты не первый, она достаточно инициативна, да. Но это же двенадцатилетняя девочка. Я не уверен, что своей нежностью и Любовью Гумберт Гумберт не надломил в ней что-то важное для неё.
Михаил Троекуров 11.11.2021 00:43 Заявить о нарушении
"что было бы если бы..." не обсуждаю... цельный роман... дальше дело за читателем...
Валерий Кувшинчиков 11.11.2021 16:31 Заявить о нарушении
Михаил Троекуров 11.11.2021 17:32 Заявить о нарушении
Я не люблю книги,в которых Герои тотально белые или глубоко темные как снаружи так и изнутри. Разве так в жизни реальной бывает? Как же тогда обдумывать, сравнивать и сопоставлять книжных героев и реальных людей? У Набокова герои разноцветные. Я их понимаю. Чувствую. А, вот, Чехова не воспринимаю. Это все из-за личного опыта? Не знаю. Просто что-то " твое" изначально, а что-то так и остаётся чужеродным даже после тщательного анализа и препарирования )))
Наталия Воропай 14.12.2020 08:09 Заявить о нарушении
Валерий Кувшинчиков 14.12.2020 11:04 Заявить о нарушении
Наталия Воропай 14.12.2020 11:11 Заявить о нарушении
Валерий, спасибо за такое глубокое прочтение и анализ Набокова "Лолита".
Захотелось перечитать этого мастера. В соё время это произведение
оставило в моём сознании одно лишь разочарование.
Рада что посетила на Вашу страничку.
Галина Поливанова 25.09.2020 11:13 Заявить о нарушении
Валерий Кувшинчиков 25.09.2020 17:57 Заявить о нарушении
Как большой любитель Набокова, могу сказать:
отличная статья, глубокая и широкая. Терпеть
не могу, когда Гумберта называют просто
развратником/сластолюбцем/маниаком. Он
трагическая фигура архетипического уровня,
и вы чётко это уловили в своём тексте.
Про Пастернака статья тоже, к слову, понравилась.
Садовник Асечкин 11.08.2020 14:03 Заявить о нарушении
здесь в основном - писатели, творцы...::))
Валерий Кувшинчиков 11.08.2020 15:40 Заявить о нарушении
Солидный труд, Валерий.Во многом солидарна с Вами, с Вашим видением Великого Мастера и его романа. Мне всегда очень нравится, когда автор стремится нетривиально смотреть на произведения, вещи или проблему, это вызывает уважение.
Спасибо
Дарина Сибирцева 22.05.2020 21:52 Заявить о нарушении
чтение этих заметок - это нелегкий труд...
нужно знать и любить оригинал, и нужно углубляться...
Валерий Кувшинчиков 23.05.2020 14:47 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Валерий!
На мой взгляд, получилось интересное и тонкое эссе на необычный и провокационный роман. Представляю, как Вам было непросто. Спасибо.
Имя Гумберт стало нарицательным. Персонаж давно вышел из текста и живет среди нас. К сожалению, это не тот Гумберт, которого создал Набоков, скорее это Куильти. В свое время мне не понравилась «Лолита», но после вашего великолепного эссе захотелось перечитать.
Конечно, Набоков блестящий стилист. Настолько блестящий, что я могу его роман «Ада» начинать читать с любой страницы.
С уважением, Александр
Александр Галяткин Юлия Фадеева 05.02.2020 19:34 Заявить о нарушении
Валерий Кувшинчиков 05.02.2020 19:59 Заявить о нарушении
Валерий Кувшинчиков 05.02.2020 20:04 Заявить о нарушении
Александр Галяткин Юлия Фадеева 05.02.2020 20:18 Заявить о нарушении