Рецензии на произведение «Набоков. Лолита. заметки»

Рецензия на «Набоков. Лолита. заметки» (Валерий Кувшинчиков)

Валерий,

Редко встретишь тут на прозеру подобный подробный разбор лит. текста.

Позвольте, так сказать, пройтись по главам. Комплименты опускаю: Вы не хуже меня знаете, где у Вас хорошо написано, а где очень хорошо.

НАБОКОВ. ЛОЛИТА. ЗАМЕТКИ.
Дал слово не писать о достоинствах и тут же нарушаю его. Мне очень понравилось Ваше меткое сравнение с "Песнь Песней". Кажется, нигде похожего о Набокове не читал, хотя прочел о нем не мало.

Хотел бы высказать СВОЕ мнение о языке русской версии: Набоков, безусловно, прав в своей оценке, хотя возможно, эмигранту-современнику не показались бы странными некоторые "непереводимые" на тот момент термины, как "джинсы" и т.п. Хотя, на мой взгляд, "бензопой" куда веселее и благозвучней, чем заикающаяся бензозаправка или уменьшительно-неласкающая бензоколонка. Порой некоторые дореволюционные слова выпирают из современного набоковского текста как занозы.

Уподобление (хоть и по-детски) хитрой нимфетки бабочке, по-моему, несколько неуместно, если вдуматься.

ЛОЛИТА И ФРЕЙД
По какой причине Набоков не терпел Фрейда - так и не ясно из текста, но такой цели Вы, вероятно и не ставили, хотя пишите "А сейчас о Фрейде и Набокове." Думаю, это опечатка, имелось ввиду "о Фрейде и Лолите". Будучи сторонником Набокова в этом вопросе, не стану с Вами спорить.

Фильм хорош, но и тут я согласен с Набоковым - это имеет мало общего с книгой, с ее духом.

НАБОКОВ И ДОСТОЕВСКИЙ
Вы совершенно точно описали причину нелюбви Набокова к Д: корявость языка Д., подавляющее количество малохудожественного текста, кот. вкупе с параноидной выспренной дидактичностью, и превращают тексты Д. в пошлость. Но далее Вы проводите сравнения и задаете вопросы, касающиеся, так сказать, технических деталей: об источнике, о морали, и т.д. Но в том и дело, что для Набокова важно не ЧТО, а КАК. Именно это КАК и имел он ввиду, ругая Д. Толстой, к примеру, тоже был чрезвычайно дидактичен и писал порой (нарочно) коряво. Но, тем не менее, Набоков восхищался им. Предлагаю подумать над этим.

НАБОКОВ И ФИЛОСОФИЯ
Не могу комментировать по незнанию и абсолютному непониманию предмета.

МИСТЕР КУ. КЛЭР КУИЛЬТИ
Очень верно: Куильти - это сам Гумберт в кривом зеркале. Очень по-шекспировски это отражение. И очень по-набоковски эта двойниковость.

Прошу простить за многословность, но так редко бывает возможность поговорить с интересным человеком (как это ни банально звучит). К тому же, я как раз в эти дни перечитываю "Лолиту", что и помогло мне, не страдающему долговременной памятью, собрать так много слов в один более или менее связный текст.

С уважением.

Семен Сухолуцкий   09.12.2021 01:20     Заявить о нарушении
Семен - спасибо!!! так радует, что твоя работа нашла настоящего читателя... а все разные детали в смысле толкования - не столь существенны, главное - их разнообразие и возможность думать серьезно, вдумчиво над текстами великих писателей... да, Достоевский тяжел для чтения (пока не "вьехал", что это 150 лет назад написано интеллигентом старорусской закваски), но ведь гений... никто так не будоражит психику и мозг как ФМД...

Валерий Кувшинчиков   09.12.2021 18:08   Заявить о нарушении
Гений - не гений, кто может понять и определить степень гениальности художника? Могу еще как-то понять "гениальность" произведений (хотя, я бы называл их по-другому, "супершедеврами", например).
Сколько "гениальных" вещей должен создать человек, чтобы считаться гениальным? А если у него есть слабые произведений, тогда как?
Предлагаю оценивать с художественной точки зрения ("гениальный") только сами вещи, но никак не авторов.

Семен Сухолуцкий   09.12.2021 19:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Набоков. Лолита. заметки» (Валерий Кувшинчиков)

Валерий, Куильти - это же Свидригайлов. Пусть не точная копия, но до чего же похож. Раскольников на Гумберта Гумберта похож намного меньше, конечно. Но я подумал: "Чёрт, а ведь не только Гумберт и драматург, но и Свидригайлов с Раскольниковым - антиподы-двойники. Раскольников вроде бы в иную сторону глядел. Он ставил перед собой другие задачи. Но. Я обратил внимание на его выбор возлюбленной. Вот о Сонечке Мармеладовой цитатка:
"...несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях."
Может быть, если бы Гумберту попалась не Гейзиха с дочерью, а Соня, то всё сложилось бы по другому? А если бы Раскольникову повстречалась Гейзиха с Лолитой? Подумал также, а поднялась бы рука с топором у Раскольникова, если бы вместо кроткой Лизаветы в комнате появилась (ему не знакомая) Сонечка?

Ваше /Гумберт, великий грешник с нежным сердцем, измученный своими сомнениями, переживший великую Любовь, в его словах больше нежности и Жизни, чем в большинстве героев современной литературы.
Незабываемый Гумберт./... Да, Гумберт, конечно, незабываемый. Великая Любовь и нежность... Набоков - могучий соблазнитель. Но опять же, у меня аналогия с Раскольниковым Достоевского: убить одну, осчастливить многих, В случае Гумберта, здесь убить одну (детскую душу), осчастливить, пусть с неимоверными страданиями, себя любимого. Да, я помню, Гумберт у Лолиты не первый, она достаточно инициативна, да. Но это же двенадцатилетняя девочка. Я не уверен, что своей нежностью и Любовью Гумберт Гумберт не надломил в ней что-то важное для неё.


Михаил Троекуров   11.11.2021 00:43     Заявить о нарушении
у каждого из нас может быть свое восприятие, образы, аналогии, версии и предположения...
"что было бы если бы..." не обсуждаю... цельный роман... дальше дело за читателем...

Валерий Кувшинчиков   11.11.2021 16:31   Заявить о нарушении
В любом случае, спасибо вам за работу, Валерий. У меня появился интерес вникнуть в то как Набоков, вопреки своим заявлениям о нелюбви к Достоевскому был под влиянием Фёдора Михайловича. В частности, как он обыгрывал тему двойников. И не только. Непростая тема. Пародийные моменты стали интересны. Не только в "Лолите". Моё мнение, что без паралеллей с Достоевским Набокова не понять глубоко. А то что у Гумберта были чувства и нежность, ну это очевидно, мне кажется. Мне этого мало. Впрочем, это дело такое, у каждого свой интерес.

Михаил Троекуров   11.11.2021 17:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Набоков. Лолита. заметки» (Валерий Кувшинчиков)

Я не люблю книги,в которых Герои тотально белые или глубоко темные как снаружи так и изнутри. Разве так в жизни реальной бывает? Как же тогда обдумывать, сравнивать и сопоставлять книжных героев и реальных людей? У Набокова герои разноцветные. Я их понимаю. Чувствую. А, вот, Чехова не воспринимаю. Это все из-за личного опыта? Не знаю. Просто что-то " твое" изначально, а что-то так и остаётся чужеродным даже после тщательного анализа и препарирования )))

Наталия Воропай   14.12.2020 08:09     Заявить о нарушении
Наталия - ты глубоко чувствующий человек... спасибо... а Чехова надо читать не торопясь... это великий писатель...

Валерий Кувшинчиков   14.12.2020 11:04   Заявить о нарушении
Понимаю, что великий писатель Чехов,но...не мой )))не созвучен с моим восприятием мира совершенно

Наталия Воропай   14.12.2020 11:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Набоков. Лолита. заметки» (Валерий Кувшинчиков)

Валерий, спасибо за такое глубокое прочтение и анализ Набокова "Лолита".
Захотелось перечитать этого мастера. В соё время это произведение
оставило в моём сознании одно лишь разочарование.
Рада что посетила на Вашу страничку.

Галина Поливанова   25.09.2020 11:13     Заявить о нарушении
спасибо и вам за посещение и чтение... читайте... я многое натворил:::)))

Валерий Кувшинчиков   25.09.2020 17:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Набоков. Лолита. заметки» (Валерий Кувшинчиков)

Как большой любитель Набокова, могу сказать:
отличная статья, глубокая и широкая. Терпеть
не могу, когда Гумберта называют просто
развратником/сластолюбцем/маниаком. Он
трагическая фигура архетипического уровня,
и вы чётко это уловили в своём тексте.

Про Пастернака статья тоже, к слову, понравилась.

Садовник Асечкин   11.08.2020 14:03     Заявить о нарушении
вот и замечательно, ведь читателей здесь мало, да еще в оригинале понимать надо, первоисточник и есть - первоисточник...
здесь в основном - писатели, творцы...::))

Валерий Кувшинчиков   11.08.2020 15:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Набоков. Лолита. заметки» (Валерий Кувшинчиков)

Солидный труд, Валерий.Во многом солидарна с Вами, с Вашим видением Великого Мастера и его романа. Мне всегда очень нравится, когда автор стремится нетривиально смотреть на произведения, вещи или проблему, это вызывает уважение.
Спасибо

Дарина Сибирцева   22.05.2020 21:52     Заявить о нарушении
спасибо Вам, Дарина::))
чтение этих заметок - это нелегкий труд...
нужно знать и любить оригинал, и нужно углубляться...

Валерий Кувшинчиков   23.05.2020 14:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Набоков. Лолита. заметки» (Валерий Кувшинчиков)

Здравствуйте, Валерий!

На мой взгляд, получилось интересное и тонкое эссе на необычный и провокационный роман. Представляю, как Вам было непросто. Спасибо.
Имя Гумберт стало нарицательным. Персонаж давно вышел из текста и живет среди нас. К сожалению, это не тот Гумберт, которого создал Набоков, скорее это Куильти. В свое время мне не понравилась «Лолита», но после вашего великолепного эссе захотелось перечитать.
Конечно, Набоков блестящий стилист. Настолько блестящий, что я могу его роман «Ада» начинать читать с любой страницы.

С уважением, Александр

Александр Галяткин Юлия Фадеева   05.02.2020 19:34     Заявить о нарушении
спасибо::)) Набоков - это уникальная способность автора видеть мир через душу героев...

Валерий Кувшинчиков   05.02.2020 19:59   Заявить о нарушении
да и вообще добавить-то уже нечего::)) все сказал... было оч.сложно писать...

Валерий Кувшинчиков   05.02.2020 20:04   Заявить о нарушении
Думаю, что Набокову эссе понравилось бы, но он, конечно, сказал бы что-нибудь саркастическое и едкое:)).

Александр Галяткин Юлия Фадеева   05.02.2020 20:18   Заявить о нарушении
Ещё скажу...)))Привет

Мурзёпа   01.03.2020 11:52   Заявить о нарушении