Рецензии на произведение «Юбилей»

Рецензия на «Юбилей» (Душкина Людмила)

Я запамятовал о нашей короткой переписке на несколько лет, и тут наткнулся на Вас по рецензии. Ну что сказать? Я просто отдохнул, читая это текст. Вот почитайте, товарищи, чтобы понять насколько замусорена проза остоем! Вот это- настоящий крепкий текст! Для меня главное - форма. Я считаю, что поскольку содержание все равно каждый видит свое, о нем бессмысленно беспокоиться, кто там герой, а кто - анти- герой. Тем более, что сетевая литература это особая ветка, требующая с одной стороны краткости, с другой - ярких запоминающихся образов и обязательно диалогов. Не буду разбирать по кусочкам, но тем не менее хорош- портсигар, хорошо- "пойдем рыбки нажарим", оно как бы закругляет все предыдущее. Вообще диалоги хороши! В кои-то веки герои разговаривают естественным русским языком вместо диалога типа- "я полагаю, что те, которые блаблабла обладают нечеловеческим бла-бла-бла, вызванным тем то и тем то, который....". Отлично! Вернусь!


Николай Дали   15.03.2022 22:47     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Николай! Точно, было дело, общались, я прекрасно помню Ваш магический по воздействию рассказ про наводнение) Спасибо за отклик и похвалу, меня не часто балуют) Соглашусь с Вами: когда написано коряво, тогда и о смыслах нет смысла (ха-ха) беспокоиться. Но, согласитесь и Вы, что внутри все ж-таки что-то должно лежать, улавливаемое читателем. И вложить это что-то в текст задача автора. Я видела, Вы ещё кое-что у меня почитали, спасибо! Жаль, что пренебрегли "Коробкой" - на мой авторский взгляд она очень даже ничего, хоть и первая проба в драматургии) Спасибо!

Душкина Людмила   07.09.2021 20:03   Заявить о нарушении
Коробку посмотрю обязательно! Конечно, красивая бессмыслица не входит в мою классификацию, хотя, знаете, если это очень красиво...Я в молодости дослужился до к.м.с по водному поло. Мне тренер все время повторял "Если красиво, значит правильно" и почти всегда оказывался прав. Хотя, конечно, гол, забитый копчиком ничем не отличается от гола забитого в падении через себя (это я уже про футбол). Здесь намечается диалектическое противоречие,
которые, возможно и должна включать литература.

Николай Дали   08.09.2021 15:26   Заявить о нарушении
Не-не-не, Николай, ради бога - никаких обязаловок, это я так, просто слегка посетовала)))

Ася Брянская   08.09.2021 20:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Юбилей» (Душкина Людмила)

Так вот, инициировал я небольшое обсуждение этого рассказа, ибо он мне понравился очень. Исследование моё показало: читатели видят в рассказе разное.
И это не странно. Так и происходит всегда с хорошими литературными текстами. Кто-то там из великих сказал: "Я пишу лишь половину, остальное - сам читатель. Ну, как в том бородатом анекдоте про солдата и кирпич - что у кого в голове, то он и видит, что ты ему не покажи.
Расскажу что прочиталось мне, а ты, Люда, напиши что на самом деле сказать хотела.
Да знаю, что с неэтичными просьбами объяснить свои произведения могут обращаться к автору только малограмотные быдловатые ПТУ-шники. Так это как раз я и есть.

Вообще рассказ о, совершенно верно предсказанном Марксом, кризисе капитализма.
(кто уже понял, что я псих, дальше можете не читать)

Не зря же на сцене нашего спектакля пахнет мазутом. Именно нефть дала энергию для бурного развития капитализма. А мазут - предпоследний продукт её крекинга, то бишь - разложения.

Так вот Маркс говорил что капитализм неминуемо приходит к кризису перепроизводства и разлагается. Таки перепроизводство уже давно наступило, а хитрый капитализм отодвигает свою кончину перепотреблением. Породив ротожопную цивилизацию. Которой необходимо как можно быстрее высрать съеденное ой, извините,- выкинуть купленное, чтобы купить новое.

Об этом рассказывает неудобное, как гвоздь в ботинке слово "переизбыток", вбитое в самом начале повествования в голову читателя. И тот факт,что главный герой зарабатывает производством именно туалетной бумаги.
Да и дальше повествование не отличается красотой слов. Оно всё написано новоязом улицы, что чётко обозначает время и сбивает пафос повествования. Да - пафос. Ибо это нифига не рассказ о разговоре буржуя с бомжом. Это притча о счастье. О том, что счастье штука крайне не материальная. И встретился в этой притче человек, которого обманули, сказав, что будет ему счастье, когда он купит робота уборщика в огромный собственный дом, и человек, которому, по совету Конфуция, дали не рыбу, но удочку для её ловли. И выяснилось, что у человека соответствующего( костюмом, столом, машиной, домом и проведением отпуска) всем канонам этой самой ротожопной цивилизации, вытянувшего из себя все силы для этого соответствия, вовсе не больше возможности для счастья, чем у нищего, имеющего лишь удочку. Которой он извлекает пропитание не только для себя, но и других нуждаюшихся. И ему не страшно! Не надо бояться, что рука потная, что он не успеет, что его бросят, скандала, что он не соответствует.
Да у него ещё есть возможность посочувствовать, помочь. Они оба сбежали из Родины. За счастьем. Туда где есть "зачётный виски", только Семён не смог соответствовать и остался лишь с удочкой. У него возможности купить виски нет, а возможность им наслаждаться есть. А у Саши нет. Потому, что уже не лезет. Пресыщенность. И называться именем, отцом данным, у Семёна возможность есть, а у Берга - нет.

И вся эта Семёна биография в одной фразе: "зачётный вискарь" . Потому, что бомж-алкаш так никогда не скажет. Алкаш напитки характеризует просто по крепости. А Семён не только знает вкус самого элитного спиртного, но и понимает его уровень.

Это уровень подбора правильных слов!

И воспоминаний. Берг помнит обиду на страну, из которой бежал. Его не отпустили на похороны отца. Ему нужна эта обида для оправдания побега за счастьем. Который счастья не принёс.

Потому, что Маркс был не прав! Счастье не в материальной базе и даже не в правильности её распределения. Счастье в совершенно нематериальных вещах. В ощущении нужности. Тебя, твоих дел. В свершении. Человеку нужно зажигать путеводные огни, а не клепать то, что сразу выкинут, подтёршись. Клепать, клепать, клепать. Чтобы соответствовать, чтобы потреблять. Чтобы Ленке потреблять. Которая всё ещё Ленка - девчонка, с которой росли в одном дворе и так как-то дружба и перешла в брак(если бы влюблённость в него перешла, то всё же звалась Лена).
И тут я мог бы пустится в пространные рассуждения что женщины в силу гендерных особенностей психотипа как раз и склонны к потребительству и потому в нынешнем мире занимают всё более значительное положение, пока мужики рефлексируют и спиваются, что руководство женщинами, как раз и есть верный признак конца..., но не буду - всё это полная чушь, как и та, что была в головах китайских императоров, которые на высокие государственные должности назначали только евнухов. Потому что высокие должности достаются очень немногим, а остальным, без толкающих в спину жён и дочерей, достаётся лишь обретание в заброшенных складах...

А Маркс, конечно не прав. Вместе с Энгельсом и последующим Лениным. Капитализм рухнет не по причине материального кризиса. А по причине нематериальной обиды. Обиды на то, что обманули. Потому, что человеку нематериальное важнее. И обидно ему не потому, что недодали, а потому, что не пустили. На похороны отца. Он уже забыл как отец учил его говорить "хожу", а не плаваю, и не называть "кораблём" пассажирский катер, а обиду помнит.

Потому, что не материальное нам важнее.


Алексей Земляков   24.07.2020 01:28     Заявить о нарушении
Лешик, привет! Ну ты и гигант мысли...))) Шутка. На самом деле, это как раз то, о чем я и писала, только без Маркса, конечно, о нём я как-то даже и не вспомнила))) И без Конфуция, у меня скорее аллюзии к раннему христианству: рыбаки, рыбы, спасение... Даже имя Семён (Симеон) значимое в христианстве. Кстати, все имена моих героев ко мне приходят сами. Я только сейчас заметила это совпадение. Бомж ли Семён? Или мессия в образе бомжа?.. Честно скажу – не знаю) И, конечно же, тут ты абсолютно прав, этот рассказ не о разговоре буржуя с бомжом. Этот рассказ о поиске счастья, о свободе выбора, о мечте, что уже никогда не осуществится, потому что: «Ночь вошла в права, сгустилась. Ветерок поменял направление и принёс обрывки музыки, пьяный смех и запах горелого масла.»

Об объяснениях. Тут даже дело не в этичности-неэтичности. Очень сложно авторам заниматься толкованием собственных произведений, особенно тем, кто пишет по вдохновению. Поскольку я в своих рассказах многое дело сознательно (не всё!), то я попробую)

Вот если бы ты не попросил меня повременить с ответами на твои вопросы, я бы тебе сказала, что: от слова «переизбыток», пусть оно миллион раз не литературное, я не откажусь ни за какие коврижки, потому что оно - ключевое. Кстати, хотела спросить, а их не смутило стоящее рядом нелитературное слово «забить»? И остальные не академические?..) И слово «плавал» не заменю на «ходил» хоть и знаю, что так правильней (несколько раз дергалась рука это сделать – удержалась)), потому что, да, забыл. И что гражданское судно не называют кораблем я тоже знаю, просто так шутил отец Берга, а слово корабль хорошо запоминается и легче ассоциируется с героизмом.
Мазут. О! Мазута много. Это и запах детства, и радужная дурнопахнущаая плёнка, покрывающая жизнь, и неотъемлимая часть воздуха свободы, и принадлежность порта. Ведь и порт тут неспроста, тоже символ возможных перемен, некий такой порог. Могло случиться – не случилось. Очень непросто сойти с проторенной колеи. Да и нужно ли, Леш?.. Не знаю. Я вообще ничего не понимаю в жизни, потому и все мои прои с вопросами без ответов)))

Вот как-то так. Знаю, что не полно и не обо всем – на работу надо бежать. В три смены по двенадцать часов впахивать)))

Спасибо тебе огроменное! Мы с тобой ещё поговорим об этом рассказе, если, конечно, захочешь)

Душкина Людмила   24.07.2020 07:34   Заявить о нарушении
Хочу добавить) Кем бы Семён ни был, по-любому он в рассказе значимая фигура: ведь это он сделал Бергу подключение - сначала через детское имя Шурик, а потом через портсигар. Является ли Семён антагонистом Берга? Нет, у него в этом рассказе другие задачи, я их не сравнивала и не противопоставляла. И, знаешь, вот задумалась: а искренен ли мой герой в своём пафосном монологе?.. Или просто подвернулся подходящий слушатель? Может, не зря Семён охлаждает его пламенную речь словами: "Где-где. В караганде."?

Ася Брянская   24.07.2020 12:58   Заявить о нарушении
И ещё, я забыла тебя спросить: о какой затасканной теме идёт речь?)

Ася Брянская   24.07.2020 19:55   Заявить о нарушении
Я и сам не знаю точно о затасканности какой темы мне написали две женщины, не знакомые друг с другом. Но одну из них я знаю довольно хорошо, могу предположить что она увидела в рассказе. И это ей не понравилось. Но мы здесь о рассказе...

Маркса я, конечно, приплёл шутки ради, он втянул за собой иронично-пафосный тон, что сделало мою рецу трудноперевариваемой. Но остановиться не смог.

Я так и увидел удочку - как отсыл к христинской философии потребительского минимализма. Но меня поправил человек, который( в отличии от меня) Библию прочёл - Христос никому удочек не давал. Тогда я проконсультировался с тем, кто это самое учение изучал в соответствующем заведении. Подтвердили: удочка не Христа, а Конфуция. Это он предложил дать голодному не рыбу, а удочку.

В общем, когда тебе надо трактовать собственные произведения, то ты обращайся. Всегда рад помочь. Как ведущи российский душкиновед.

Ежели сурьёзно, то мне Люд, сильно нравятся твои вещицы. Видимо, именно потому, что очень понятны. Как то мы похоже думаем об окружающем мире. Я тут в ходе дискуссии рассказал как первый раз читал твой рассказ на К-2 и был уверен: автор мужчина. Меня обвинили в мачоизме (я хоть узнал, что есть такое слово). А по-мне - это не плохо не хорошо. Просто констатация факта: есть мужской способ думать, есть женский. Есть женщины, которые думают мужским способом, есть мужчины, которые - женским.
Я, когда читал твой фантастически роман, так и понял что это всё тебе в голову само приходит. Вместе с именами. Потому - сконструировать такое невозможно. Достоевщина одним словом. У меня тоже так бывает. И я быстро записываю, а потом ищу смыслы. Если нахожу, тискаю на сое страничке. Только, в отличии от меня, у тебя получается настоящая литература, а в отличии от Достоевского у тебя хороший стиль.

Алексей Земляков   28.07.2020 23:19   Заявить о нарушении
Так я же тебе сразу сказала, что мы на одной волне) Спасибо, Лёшик) А ум у меня самый что ни на есть женский, просто я из ясномыслящих))) Кстати, у нас там новый проект открылся, отпочковался от К2, proza.ru/avtor/speech1, захаживай) На днях там начнут мой рассказик разбирать, в качестве разминки перед конкурсом)

Душкина Людмила   29.07.2020 05:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Юбилей» (Душкина Людмила)

У всех, наверное, бывают моменты, когда, укрывшись ото всех, мы перестаем оправдывать себя и разглядываем собственную жизнь без розовых очков. Самым точным мерилом становятся наши детские мечты. Вот тогда-то вместо успешного бизнесмена предстает коньюнктурщик, вместо знаменитого адвоката - торговец нечистоплотными ухищрениями, вместо успешного политика - корыстолюбивый подхалим и карьерист и т.д. и т.п. Каждому из нас есть в чем покаяться перед собой. Однако не все имеют смелость разглядывать себя "голяком". Счастлив ли герой? Был бы он счастливее, став бакенщиком? Наверное, тогда бы он с завистью смотрел на "производителей сортирной бумаги". Каждый выбирает свою дорогу. Кому то хорошо курить ментоловые сигареты из пачки, а кому-то - только крепкие самокрутки из портсигара. Жисть такова, какова она есть и больше никакова...
Но как вкусно написано!"В кармане, похрюкивая, завозился мобильник", "Собака оценила чужака внимательным взглядом, вильнула хвостом и пересела, давая место"!
И вообще, в маленьком рассказе плотно утрамбована история жизни человека, о котором знаем практически все. Даже то, что Ленка уже не та, со своим душным телом и желанием соответствовать.
Люда, браво!


Ольга Горбач   21.07.2020 13:59     Заявить о нарушении
Оль, вот именно! Мне тут уже не один человек сказал об этом тексте: "истасканная тема". Как будто речь идёт о научном исследовании. Литература - это не столько что, сколько как. Тут сказано, действительно, очень вкусно. И крайне плотно утрамбовано. Так, что разочарованные истасканностью темы, вряд-ли увидели всё.

Алексей Земляков   22.07.2020 06:35   Заявить о нарушении
Привет, ребята!)
Голосом Броневого из "Покровских ворот": Нет! Вы мне покажите! Покажите не истасканную тему!))) Ну, истасканная, и что? Все темы в литературе давным-давно истасканные, вон, любовь, уж какая истасканная тема, а про неё всё пишут и пишут)))
На самом деле было так: на К2 объявили очередной конкурс "Земную жизнь прожив до половины". Сама я не участвовала, но очень ждала работ участников. В итоге была очень разачарована: из всех присланных рассказов (а их было немало), только один был реалистичен, да и то условно. Осталные: фантастика, фэнтези, сказки, постмодерн и т.д. Теперь-то я понимаю почему: авторы побоялись показаться банальными)) Я не боюсь показаться банальной, потому села и написала во внеконкурс. Реализм-реализм, т.е. жизнь, как она есть. Прошёл, кстати, на "ура") Понятное дело, что всё придумала, я всегда всё придумываю. Скрывать не буду, постаралась, взвешивала буквально каждое слово) Искать в моём рассказе сюжет бессмысленно, он держится не на сюжете, он держится на деталях, на ассоциативных цепочках. Внешне он бесстрасно ровен, а вот внутри эмоционально накалён, во всяком случае я к этому стремилась) У меня ещё один похожий есть, "Дождь". Ну, это так сказать, о кухне.
Теперь просто о жизни) Я вот иногда думаю, а стоит ли остановиться и оглянуться с целью провести ревизию? Ведь жизнь, она не имеет сослагательного наклонения?.. Можно ли с позиций себя нынешнего осуждать себя прошлого?.. За любой выбор, который ты когда-то сделал? Что, на самом деле, есть предательство себя?.. Ну, и разные другие вопросы на затасканную тему))) Скажу без ложной скромности: я этим рассказом довольна, я сделала то и так, как хотела)
Оленька, Лёшик, спасибо, что заглянули и отозвались, всегда вам рада особенной радостью)
Ваша,

Душкина Людмила   22.07.2020 07:46   Заявить о нарушении
Людочка, ты появилась рановато. Я то ещё рецензию на этот рассказ не писал. Пока только изучал литературоведческую дискуссию вокруг него. Которую сам и инициировал. Ибо мне этот твой рассказик очень понравился. Это очень хорошо, что ты взвешивала каждое слово. У меня есть вопросы. В отношении нескольких слов:

Алексей Земляков   22.07.2020 21:44   Заявить о нарушении
1. "Переизбыток" - слово тавтологическое, из мусорного новояза, в академических словарях отсутствует. Некоторые душкиноведы посчитали, что применение его в литературном тексте вне прямой речи героев недопустимо. А ты с какой целью его вставила?

2. "Жарко-влажный воздух свободы пах водорослями и мазутом." - "мазут" - это слово здесь просто для обозначения естественного портового запаха или у него есть дополнительная функция ключика?

3. "... сидел человек бомжеватого вида с удочкой " - "удочка" - она просто для оправдания нахождения в рассказе Семёна, или это тут тот самый инструмент, который Конфуций призывал дать голодному вместо рыбы?

4.- Берг. Алекс.
- Шурик, значит. - это значит что оба из СССР, но один стесняется этого, скрывает, перечёркивая своё детство, юность, другому похрен? Или что ты хотела сказать этим"Берг"? По фамилии, которая соответствует.

5. – Вискарь зачетный, - это говорит о том, что человек бомжеватого вида вовсе не алкоголик и вовсе не всегда имел бомжеватый вид?

6. "Ленка" - всё же, почему Алекс называет про себя жену именно так?

7." В три смены по двенадцать часов! " - эта фраза означает, что Берг хозяин производства туалетной бумаги?

8."Ожил мобильник и высветил на дисплее Ленкино лицо, тщательно отфотошопленная свежая фотография." - это про то, что жена контролирует его смартфон?

9."Отец брал меня в рейсы, он капитаном плавал на «ракете»."
"они тогда людей спасали, вывозили на своем корабле... " - моряки говорят "ходит", а плавает говно в проруби. Моряки "кораблём" называют только военное судно. Гражданское - "судно", "сейнер", "база", "буксир", а чаще всего "пароход"(хотя они давно не "паро"), "Ракета" - катер. Берг потерял отца достаточно взрослым - не мог не впитать профессиональный сленг, но дважды ошибается. Почему?

Я завтра напишу в реце всё, что сам прочёл в рассказе. Думаю, что ты сама удивишься что я там наковырял. Можешь сразу не отвечать на мои вопросы - так будет интересней.

Алексей Земляков   22.07.2020 22:50   Заявить о нарушении
Душкиноведы - это круто!))) Пушкиноведы нервно курят в коридоре)))
Хорошо, Лёшик, потом так потом, ответы есть) Спасибо!)

Ася Брянская   23.07.2020 05:55   Заявить о нарушении
Люд, это твоя маска, или с подруги зашла?

Алексей Земляков   23.07.2020 07:01   Заявить о нарушении
Это моя официальная вспомогательная страница)

Ася Брянская   23.07.2020 16:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Юбилей» (Душкина Людмила)

Очень понравился рассказ. Так, как Зинаида разложить по полочкам не смогу, но зацепило... Что тут скажешь, "дороги, которые мы выбираем сами"... И очень трудно сойти с пути. И неизвестно: стоит ли. Семен - это Семен, а станет ли счастлив Берг, ступив на его путь - неизвестно. Просто глоток свободы, и достаточно, можно опять крутиться и соответствовать... Все так живём...

Мария Купчинова   20.02.2020 17:23     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Мария!) Да не нужно ничего раскладывать по полочкам, жизнь сама всё раскладывает: каждому свою полочку.. Спасибо Вам, что откликнулись)

С уважением,

Душкина Людмила   21.02.2020 07:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Юбилей» (Душкина Людмила)

Душкина Людочка,здравствуй,моя хорошая!
Тысячу лет тебя не слышала, не видела.А вот открыла без твёрдого направления Прозу и в рекомендуемых увидела твою фамилию.
Рассказ сегодняшний.Свежачок.Небольшой и ёмкий.Наслаждалась каждой строчкой, кроем и шитьём.Каждое слово на месте и точное.
Психологически поданный персонаж из преуспевающей прослойки.Прослойка - это что-то между.А "между" почти всегда тесно.На фоне свободы Бомжа пленника смокинга тянет пожалеть.Есть ещё и Ленка,давильный агрегат,рулевой с романтичным прошлым, скорее всего - потому что не Елена, а всё-таки по родному Ленка.
"Соответствовать"-ключевое слово.Не оно вызывает сочувствие.Соответствовать надо любому имиджу,которого требуют наши стереотипы.Ведь образ Семёна тоже отвечает укладу жизни обитателя заброшенных складов.Зато у него - ПОРТСИГАР, ниточка между прошлым достоинством и сегодняшней свободой.
Стереотипы вырабатываются и меняются под воздействием... чего?... наших представлений о значимости.Белые воротнички,комиссарские кожанки,израильские профессора в футболках и водители в галстуках.
Я думаю, что по большому счёту у Алекса-Шурика всё должно быть хорошо.Не важно, что мы делаем в жизни: производим сортирную бумагу,строим жильё, преподаём, лечим, шьём или торгуем - главное, чтобы мы делали это на полную катушку,три смены по двенадцать часов!И главное - рентабельно,тогда и в доме будут управляться роботы,а не любимые женщины.(Три смены по двенадцать у меня,вообще-то не складывается).
Ленке надо передать привет и обратить её внимание на опасность развития у мужа кризиса среднего возраста.Пусть немножко займётся его внутренним миром, поспрашивает о детских мечтах,поинтересуется литературными вкусами прошлого, отвезёт на нейтральную островную территорию, где нет дресс - кода, и даст ему покомандовать всласть,подчиняясь и растворяясь в его прихотях.Удачи!


Зинаида Синявская   20.02.2020 16:59     Заявить о нарушении
Зиночка, здравствуй! Очень, очень рада тебе!) Да я сама вчера на три минуты заскочила, только рассказик вбросить, иногда месяцами не бываю. Спасибо тебе, ты всё так красиво поняла и так красиво написала. Спасибо, дорогая) Твоя,

Душкина Людмила   21.02.2020 08:07   Заявить о нарушении