Рецензии на произведение «Лень»

Рецензия на «Лень» (Кастор Фибров)

И Божья благодать вокруг...

Константин Ольховский   25.11.2021 15:37     Заявить о нарушении
и это так )
спасибо...

Кастор Фибров   26.11.2021 20:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лень» (Кастор Фибров)

дали ощутить читателю насколько он изменился...

пропасть

...

Ирма Гендернис   30.09.2021 13:35     Заявить о нарушении
)
что ж )
миновавшее всё равно в человеке )
только иначе

Кастор Фибров   30.09.2021 14:36   Заявить о нарушении
да, наверное... спасибо...

...

Ирма Гендернис   30.09.2021 16:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лень» (Кастор Фибров)

"Спиной на воде
Плывёт сердце."

У меня дар речи пропал...)

Ну, кто ещё сумел так сказать о лени? Так точно и ярко. В двух маленьких строчках, в нескольких маленьких словах рассказать необъятное. Лень - необъятна! В ней для души открывается столько... и столько прекрасного...

Но это не та лень, которая от слова "неохота". Это время, когда "лишнее отступает"... и снова - как точно! Время останавливается и, кажется, становится ближе к Вечности...

Загадочная русская душа, наверное, ещё и оттого загадочна, что русский человек знает о лени чуть больше, или много больше других...)

Хорошего о ней знает больше...)

Марина Рец   22.12.2020 06:33     Заявить о нарушении
Кастор, я ответила Вам в личке сразу, но моё сообщение почему-то до сих пор не прочитано. Там же ссылка, которая, возможно, окажется полезной для Вас.

Марина Рец   18.12.2020 09:34   Заявить о нарушении
да, я с детства любил лениться )
но... это, конечно, не просто лень с развлечениями
это телесный покой и... что-то важное, происходящее в более глубоком, чем тело
что же именно происходит? ну, кто-то сказал бы, что просто совершается экзистенция )
можно и так
а ещё мне нравится, как писал о подобном состоянии как бы праздности Иван Ильин, например, о Пушкине, который очень многое создавал именно оттуда
удивительно, но подчас это - состояние свободы от земли, от её необходимостей

Кастор Фибров   18.12.2020 09:42   Заявить о нарушении
а в личке отчего-то у меня не отображается не только Ваш ответ, но и моё собственное письмо
не знаю, в чём дело

Кастор Фибров   18.12.2020 09:43   Заявить о нарушении
Ссылка в личке всё равно, как выяснилось, не прошла, даю здесь:

http://azbyka.ru/forum/threads/trebuetsja-avtor-bogoslovskix-statej.24556/

Не уверена, что Вас интересует, но вдруг. Сейчас времена такие непростые. Хотя логичнее, конечно, что Вы о таких вещах узнаёте быстрее всех нас.

Марина Рец   18.12.2020 09:49   Заявить о нарушении
а, посмотрел )
не, я не прохожу - там требуются люди со степенью не ниже магистров
я писал кандидатскую по богословию, написал три четверти и сдох
Шичалин мне говорит (а он профессор МГУ вообще-то и доктор наук), что мне осталось написать последнюю главу... но у нет же сил никаких на это! вот не вем, почему...
так или иначе, у меня нет никакой степени )

Кастор Фибров   18.12.2020 09:52   Заявить о нарушении
И всё-таки "Лень", это сладкое слово "лень")

О, текст даёт ощущение этого неоднозначного явления именно в ипостаси "состояния свободы от земли, от её необходимостей."

"Лишнее отступает" строка в нём первая, и как часть речи "первая" здесь не только порядковое числительное, но и качественное прилагательное)

За Пушкина не скажу... всё, что могла бы, не изменяя моей лучшей подруге искренности, это признаться в своих крамольных мыслях о том, что слухи о гениальности А.С. сильно преувеличены...

Не говорю: могу (признаться), а только могла бы. Ибо понимаю, что это слишком громкое заявление (хотя я не одна и не первая), и надо бы объясниться, а это уже долгая история. И потом, у А.С. есть стихи, которые мне нравятся. Есть "Пиковая дама", хотя это уже проза. Есть "Маленькие трагедии", очень сильная вещь. Хотя надо перечитать, здесь больше Швейцер с его гениальной режиссёрской работой однажды так потряс моё воображение, что это навсегда.

Безоговорочно принимаю лишь тот факт, что с Пушкиным стало вдруг понятно, как живо, свободно, легко, без побочной мигрени для читающего, оказывается, можно писать. И что речь пишущего желанна для слуха, если не отягощена уродливыми стилистическими конструкциями, если она не кладбище мёртвых элементов или не идолопоклонническое пристанище элементов, чуждых языку.

Пушкин очень вовремя почувствовал это, вовремя отфильтровал тяжеловесную неудобоваримую речь своих литературных предшественников, у которых, кстати, учился)

И стал гением)

Но если говорить о других вещах... Он "солнце", этого не отнять. Но Лермонтов и Тютчев, например, глубже. Пушкин многое успел охватить, был универсален, разнообразен, он был "Фигаро здесь, Фигаро там") А эти двое брали в своё творчество не всё подряд, но в срезе проникновения вглубь человеческой природы, например, оба поднялись на ступеньку выше "нашего всё". Ну, вот я так вижу, так чувствую)

А Гоголь? Разве и он не гениален настолько же, насколько и Пушкин? Писал с А.С. почти параллельно по времени, а читается до сих пор легко и с удовольствием многими. И, по-моему, интереса к нему у читателя сейчас даже больше, чем к Пушкину... И вот почему, кстати, не говорят столько о языке Гоголя? Ведь если его так легко читать и сегодня, значит, не один А.С. сумел сделать со словом то, с чем так приставало тогда, наверное, уже ко всякому пишущему само время)

Понимаю, что ушла от основной темы... наболело... надо было выговориться)

А вообще по теме лени как "состояния свободы от земли, от её необходимостей", я с удовольствием вспомнила бы, например, про парочку Обломов - Штольц.

А ещё с большим удовольствием продолжила бы про сам верлибр, про те находки в нём - удивительные! - о которых не сказала, не успела...

"Наше всё", увы, так и не дал... регламент)

Всякой теме надо давать возможность когда-нибудь заканчиваться...)

Марина Рец   19.12.2020 09:21   Заявить о нарушении
Ваше повторное письмо получено, прочитано) Но под моим ответом на него по-прежнему светится: "Сообщение еще не прочитано".

Сайт полон загадок.

Это, видимо, на волне "зачистки территории от всех подозрительных", от которых один спам) Смешно, поскольку с этой страницы я вообще никогда никому не писала. Если не считать коротенькое сообщение одной авторше, которой мне удобнее показалось ответить в личке. Но и оно до сих пор значится в моём кабинете как адресатом не прочитанное.

Марина Рец   19.12.2020 09:38   Заявить о нарушении
хм )
насчёт Пушкина... я мог бы присоединиться к Вашим словам... если б в достаточной мере читал Пушкина )
фактом остаётся то, что очень мало что смог прочесть вообще (хотя смотря с чем/кем сравнивать, наверное), но то, что напечатлелось - то прожгло меня насквозь (и это не Пушкин)
вначале это были Брюсов и Блок, но это было очень слабое воздействие, и я сам чувствовал, что всё это - слюнисоплибуэ
а вот потом... Рильке! просто потрясение
и я помню конкретные строчки - окончание 4-й Дуинской элегии - когда произошёл поворот
причём я сам не мог / не могу объяснить, что же именно воздействовало
в прозе так было подобно - вначале Хемингуэй+Ремарк, а потом... Сэлинджер с его идеалом истории - "рассказ-где-ничего-не-происходит"
это как кричать шёпотом
всё остальное, что принималось (а такого было, к счастью, ещё много)... оно разное... но русской классики там не было - только лишь Тютчев, и то немногое
не затронуло вот
люблю в литературе НЕОЖИДАННОЕ (это термин Мандельштама), но опять, не всякое... и опять, к литературе отношу и философию
в общем, алогично как-то всё
но "оракулярной поэзии" помогает )
очень рад разговору...
но вот Вы сказали о Пушкине (а мне гораздо питательнее был Ильин, писавший о Пушкине)), что он не воздействовал так на Вас... а кто ещё, кроме Лермонтова, Тютчева, Гоголя?

Кастор Фибров   19.12.2020 11:21   Заявить о нарушении
и да, конечно, Обломов )
это - дзен, по-моему )

Кастор Фибров   19.12.2020 11:22   Заявить о нарушении
ну да, и с этим блоком в личке остаётся непонятка
мне ответили, я объяснил, вроде всё должно бы устраниться, но нет )
ну и ладно )
можно на Стихире в личке переписываться - там письмо к Вам прошло, и Вы отображаетесь )

Кастор Фибров   19.12.2020 11:23   Заявить о нарушении
На стихи.ру от Вас в моей почте нет письма, Кастор.

Дело уже, видимо, не в сайтах.

Марина Рец   19.12.2020 11:52   Заявить о нарушении
И потом, я вчера, по-моему, страницу там закрыла, как Вы смогли написать мне там при закрытой странице. Непонятно.

Мне страницы с публикациями не хочется пока открывать, а почему, я объяснила бы в личке, но видите, не дают.

Подождём ещё немного.

Марина Рец   19.12.2020 11:57   Заявить о нарушении
там где "о себе" - в одной строке )

Кастор Фибров   19.12.2020 12:35   Заявить о нарушении
С ума сойти)

Вы нашли страницу, о которой я забыла напрочь)

Была уверена, что все мои страницы на этих двух сайтах закрыты, кроме Рецен.

Я так давно не заходила на ту страницу, что теперь ещё надо суметь попасть туда снова)

Чуть позже попробую, сейчас дела... Ведь "лишнее, земное", оно никогда от нас не отстанет)

Марина Рец   19.12.2020 12:52   Заявить о нарушении
Кастор, я ответила там) Выслала копию нашей переписки с этой странички, и теперь Вы сможете, будем надеяться, прочитать мои ответы. Хотя там ничего особенного, обычный обмен любезностями и много шума из ничего)

Зато сижу теперь улыбаюсь)

Спасибо Вам.

Марина Рец   19.12.2020 15:15   Заявить о нарушении
ага, я прочёл )
рад )

Кастор Фибров   19.12.2020 16:12   Заявить о нарушении
Да, и Вы, кажется, спрашивали, Кастор.

Про имена.

Лермонтова как недооценённого поэта в паре Пушкин-Лермонтов я открыла для себя, наверное, очень поздно, лет пять назад. Конечно, как филолог, знала о нём "всё и даже больше" и читала его примерно столько же. Но по-настоящему понять можно, лишь имея возможность отвлечься от "лишнего", от житейских вещей... когда выросла дочь, у меня наконец-то появилось немного времени снова взяться за классиков, перечитать. И Лермонтова я начала уже не только знать и узнавать, но и чувствовать. В нём бездны зияют. А в Пушкине этого нет. Пушкин - солнечное дитя, избалованное всем и вся) Конечно, он был поцелован в темечко, отрицать глупо. По сути, гениями были оба. Просто каждый по-своему.

Марина Рец   19.12.2020 16:22   Заявить о нарушении
А Тютчева открыла гораздо раньше. Не помню сейчас, училась ли ещё в школе, или была уже студенткой, но была ещё совсем молоденькой) Меня тогда потрясло его стихотворение "Брат, столько лет сопутствовавший мне..." С тех пор я по сей день к Тютчеву у меня особенное отношение. А позже я узнала, что при жизни он это стихотворение от всех скрывал...

Марина Рец   19.12.2020 16:28   Заявить о нарушении
Продолжение, наверное, следует)

Но уже не сегодня...

Дела, да и вспомнить надо всех своих любимых)

Чтобы никого не обидеть)

Марина Рец   19.12.2020 16:56   Заявить о нарушении
хорошо...
мне интересно )
Лермонтов для меня пока закрыт
как и Пушкин
Тютчев дал себя почувствовать - его я читал, когда и Ильина - но тогда Ильин пересилил, я проглотил все его вещи, кроме политических
и была при чтении Ильина большая радость, словно нашёл то, что давно искал )
а у Тютчева лишь несколько стихотворений затронули... но - действительно затронули
там где он оставляет недоговорённость

Кастор Фибров   19.12.2020 17:12   Заявить о нарушении
Если мне не изменяет память, вопрос был задан примерно так: "Тютчев, Лермонтов, Гоголь. Кто ещё?" И может сложиться впечатление, что вот они, три кита, на которых держится моя планета...) На самом деле киты в моём океане моей планеты если и числятся, то больше как призраки...) Я могу назвать много имён, с которыми когда-то жила, засыпала и просыпалась...

...Тургенев (стихотворения в прозе), Бунин, Блок, Анненский, весь Серебряный век (очень избирательно по отдельным произведениям), Хармс, обэриуты (избирательно), ранний Маяковский, немного Есенина, Николай Рубцов, Арсений Тарковский, Геннадий Шпаликов, Бродский, русский рок 80-х, отчасти 90-х, и можно ещё посмотреть избранных на моей страничке "Неконечная станция": http://stihi.ru/avtor/nekonechnaya, полистать публикации группы ВКонтакте "Санкт-Петербург. Город художников и поэтов": http://m.vk.com/club75124500

Имён много, очень много. И это только поэзия, прозы не коснулась. И далеко не всё.

Но имена почти ничего не дают. Открывая поэта, нахожу лишь одно-два-три, от силы с десяток стихотворений, которые со мной навсегда или надолго, (как у Тютчева "Брат", например). Остальное, если повезёт, да, интересно, притягивает, читается, но... Никогда не было длительного пристрастия к кому-то одному... всё, как ни грустно, преходяще. Вообще всё и все в этой жизни, не только стихи, имена. Возвращаешься, конечно, перечитываешь. Но непривязанность оказывается сильнее. О непривязанности очень здорово, и очень близко мне, написано у Алиссы Росс в "Книге вырванных страниц. Стр. 16. Колесо..." : http://proza.ru/rec.html?2020/10/26/1651

...Как можно было заметить, выросла я всё-таки на русской классике. Пропитана ею и люблю. Это не значит, что сторонюсь "не нашего". Но с этим уже несколько иные отношения, и об этом уже не сейчас...

Марина Рец   22.12.2020 07:53   Заявить о нарушении
Хотя вот о Рильке... да, тоже близок. К сожалению, только в переводах (нравится не всё), а хотелось бы в оригинале. Поэтому и сложно говорить.

Марина Рец   22.12.2020 07:56   Заявить о нарушении
да, совершенно справедливо, что именами не исчерпывается человеческое созидание, то таинство, которое с нами происходило и происходит
и то также, что даже имя - много ли текстов его удаётся воспринять, многим ли его текстам удаётся проникнуть в нас...
всё это так )
и всё же имена - это некие места встречи, пересечения
оттого я и спросил о них
по ним могу хоть немного понять, как идёте Вы (но, конечно, гораздо больше из собственно Ваших слов)
но есть те, кто дают больше, чем несколько текстов - для меня это были Рильке и Сэлинджер, у них я могу принимать очень многое (хотя, конечно, не всё)
тогда ответно перечислю "свои" поэтические имена )
Анненский (немногое), Аполлинер, Готфрид Бенн, Бодлер, Бонфуа, Руперт Брук (особ. в пре. Набокова), Буковски, Поль Валери, Верлен, Гёльдерлин, Гессе (его стихи, да), Гофмансталь (некоторое), Гумилёв, Рубен Дарио (некоторое), Дикинсон, Дилан Томас (не всё), Хильда Дулитл, Йейтс, Кавафис (кое-что), Клодель (некоторое), Лоуренс, Малларме, Мандельштам, Мачадо (некоторые), Мёрике, Набоков (его стихи, да), Неруда, Новалис, Оден (некоторое), Пастернак (не всё), Эзра Паунд, Шарль Пеги, Пессоа (кое-что), Сильвия Плат (некоторое), Рембо, РИЛЬКЕ, Россетти (кое-что), Ольга Седакова, Сен-Жон Перс, Сеферис, Тагор, Тракль (некоторое), Уитмен, Фрост, Хименес, Целан, Рене Шар, Елена Шварц (не всё), Элитис, Элюар, а также итальянская (Монтале, Квазимодо, Унгаретти, Саба и др.), японская поэзия (Басё, Тиё, Бусон, Исса, Сайгё) из китайской - Ли Бо и Ван Вэй.
хм... но это, наверное, не всё... где-то, по крупице, набиралось и другое

Кастор Фибров   22.12.2020 09:22   Заявить о нарушении
и да, конечно, иноязычная поэзия нуждается в аутентичном прочтении, чем похвастаться особенно не могу... так... немногое смог прочесть на английском, французском, отчасти итальянском
но что смог почувствовать и понять?.. да, это, конечно, малое
а потому всё равно нуждаюсь в посредничестве переводчиков
потому назову для Рильке такого для меня - это Владимир Микушевич
по-моему, он чудеснейший

Кастор Фибров   22.12.2020 09:25   Заявить о нарушении
о, ещё, конечно Габриэла Мистраль, ну и, не буду несправедлив, Ахматова тоже

Кастор Фибров   22.12.2020 09:26   Заявить о нарушении
Анненский у меня тоже упоминался.

Ахматова, Гумилёв, Мандельштам Пастернак, конечно, имелись в виду, когда говорила про Серебряный век.

Спасибо, что напомнили имена Набокова (его стихи, да) и Елены Шварц. Конечно!

Но снова акцент на том, что, как правило, начитавшись одного автора, с собой берёшь очень и очень немногое из него...

Про иноязычную поэзию сказала... Хотя Рильке в переводе Микушевича, да, хорош.

Но вот Хименес, его «Платеро и я». Безумно нравится. Хотя это уже проза, и поэтому мне здесь проще говорить. О прозе обещала пока молчать, это отдельный разговор, но у Хименеса она удивительная, скорее, поэзия в прозе. Прямо очень-очень моё.

Марина Рец   22.12.2020 18:21   Заявить о нарушении
хорошо )
значит, о прозе пока тему оставим )
тем более, что у меня сейчас проза никак не идёт )

Кастор Фибров   22.12.2020 18:38   Заявить о нарушении
И немного о том, какие вообще стихи мне нравятся и близки. В слове это трудно дать почувствовать... именно почувствовать, потому что главным для меня в тексте, неважно, в прозе или в стихах, всегда было и остаётся чувство. Настроение, атмосфера. Не внешние какие-то вещи, а то, что как бы в воздухе. Не в самих строчках, а немного над ними. Не между строк, а именно над ними. Или где-то в глубине их... Я люблю ненавязчивые тексты, терпеть не могу назидательности в них, готовых каких-то формул или когда в лоб. Я люблю тонкие миры... смеюсь, говоря об этом, но люблю же...) Иронию люблю лёгкую, умную, такую на полутонах, вообще люблю игру светотени, неуловимые переходы "сны и реальность", "реальность и ирреальность". Люблю, когда просто на поверхности, но только на поверхности)Или когда сложно, но рисунок завораживает и не оторваться.

Хотя я вообще-то могу читать и получать удовольствие от самых разных текстов. Но купаюсь в тех, которые люблю)

Марина Рец   22.12.2020 18:38   Заявить о нарушении
Ещё Александра Вертинского вспомнила)

И ещё, наверное, вспомню кого... как-то не получается всех враз)

Марина Рец   22.12.2020 19:14   Заявить о нарушении
да, и я не люблю назидательности )
ну и лобовое всё с детства терпеть не могу
так что вкусы похожи )

Кастор Фибров   22.12.2020 20:46   Заявить о нарушении