Рецензии на произведение «Литературные наблюдения-9. Обзор»

Рецензия на «Литературные наблюдения-9. Обзор» (Евгений Говсиевич)

"Жила-была ёлочная игрушка. Она была такой блестящей, что ей прощали внутреннюю пустоту". Я думаю, что точнее про нынешнюю жизнь сказать невозможно.
Зацепило - "когда Станиславский был жив, и даже Горький, власть тоже не могла себе позволить полностью распоясаться". При всей моей огромной любви к Леониду Жуховицкому (я начал читать его лет, наверное, с 16-ти), согласиться с ним не могу. Не могу.
СПАСИБО Евгений. Огромный и невероятно интересный труд. Читал сегодня целый день по мере появления свободных минут.
СПАСИБО.

Владимир Мальцевъ   30.01.2021 01:39     Заявить о нарушении
Очень приятно получить положительную оценку от настоящего ЭРУДИТА.
Большое вам спасибо за такой отклик, дорогой Владимир.
С искренним уважением и наилучшими пожеланиями. -

Евгений Говсиевич   30.01.2021 07:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Литературные наблюдения-9. Обзор» (Евгений Говсиевич)

Уважаемый Евгений Романович! Огромное спасибо за прекраснейшие Литературные Наблюдения! Законспектировала наиболее существенные мысли в два захода на Вашу страницу, и, вдруг представила все свои знания о литературе, о произведениях,биографиях писателей и поэтов, приобретенных за сознательную жизнь, в виде достаточно небольшого по меркам такого абстрактного ковра, где отсутствует симметрия. Сколько же на нем еще не заполненных пустот! И, когда в руки попадают такие ценные и объемные книги и работы, как Ваши,то сердце радуется новым ярким сполохам новых интересных мыслей известных людей. Спасибо за Евгения Евтушенко- он мой любимый поэт.Интересен тест Ахматовой для новых знакомых - такая великая поэтесса! Василий Аксенов был кумиром в молодости. Сама присутствовала, когда во всех библиотеках был приказ изъять его произведения. И мы разобрали книги и журналы по домам. И поразительные высказывания Николая Гумилева о поэзии и прозе. Спасибо, что Вы указали все адреса других Литературных наблюдений.Нужно пересмотреть свои старые записи: до какой мудрости не "дотянулась" еще рука? С великой признательностью и теплом ,Татьяна Чебатуркина.

Татьяна Чебатуркина   29.01.2021 21:17     Заявить о нарушении
Дорогая Татьяна, как же приятно получать такие отклики и понимать, что твой труд не пропадает даром, востребован, что это интересно не только тебе, а и другим авторам.
Ваши рассуждения точны, интересны, "цепляют".

Позвольте отреагировать на это ваше замечательное высказывание:

"..вдруг представила все свои знания о литературе, о произведениях,биографиях писателей и поэтов, приобретенных за сознательную жизнь, в виде достаточно небольшого по меркам такого абстрактного ковра, где отсутствует симметрия. Сколько же на нем еще не заполненных пустот!"

На эту тему абсолютно точно выразился любомудр Анаксимен. На вопрос своего ученика, почему того одолевают сомнения, Анаксимен начертил на земле 2 круга – маленький и большой.
"Твои знания – это маленький круг, мои – большой. Все, что осталось вне этих кругов – неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. Чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше у тебя будет возникать вопросов".

А по-нашему: "Век живи....".

С искренней благодарностью к вам. Мы родственные души - мы хотим учится и познавать новое.
Кому-то я писал, что сейчас увлечён статьёй Лотмана "Мандельштам и Пастернак". Но даётся мне она с трудом: много филологических терминов. Но, как пишет Лотман, понять творчество Мандельштама невозможно без сравнения с творчеством Пастернака. Если осилю, оставлю в Архиве и поделюсь с вами - знаю, что вам это будет интересно.

С глубоким уважением, -

Евгений Говсиевич   29.01.2021 23:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Литературные наблюдения-9. Обзор» (Евгений Говсиевич)

Здравствуйте, Евгений Романович! Большое спасибо Вам за публикацию "Литературные наблюдения-9. Обзор". Четвёртый день читаю и пишу на неё отзыв. Очень интересно, много нового узнала. Особенно -- о В.Аксёнове. Написала взволнованный отклик от руки на двух листах тетрадной страницы. Но познакомившись с рецензиями читателей на Вашу публикацию, решила ограничиться небольшим откликом. (Не к лицу мне -- дилетанту вступать в беседу со специалистами-литераторами).

Скажу только, что бОльшая часть моего несостоявшегося здесь отклика была посвящена В.Аксёнову и современной поэзии. Вот о последнем -- о поэзии -- всё таки хочется написать несколько слов.

Очень хотелось бы узнать мнение специалистов о современной поэзии. Не могу понять, в чём дело, но я разлюбила современную поэзию. Как нравятся стихи поэта моей молодости Р.Рождественского и вся классика, конечно! Особенно стихотворения классиков о природе, о сельской жизни. Очень нравятся стихотворения Некрасова! О детях, о Волге, о тягостной доле простого люда. А уж о "мужичке-сноготке" часто и в настоящее время повторяю про себя мысленно:

"Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел --
Был сильный мороз..."

Сколько наслаждения заключается для меня в словах всего этого стихотворения!
Или:

"О, Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я..."
и т.д.

А уж что говорить об А.С.Пушкине! Тут восторгам нет конца.

Современная поэзия...

(Далее большой пропуск в моём отзыве). Хотелось бы услышать аргументированное мнение литературных специалистов о современной поэзии.

Спасибо Вам, Евгений Романович, за великолепную информационную статью-обзор. С уважением и ожиданием новых публикаций, Альбина Васильевна.

Альбина Лисовская   29.01.2021 13:52     Заявить о нарушении
Дорогая Альбина Васильевна, благодарю вас за прекрасный, душевный, искренний отклик.

Аксёнов - отдельная тема, и он достоин специального внимания и обсуждения.

Касательно поэзии. Безусловно, с вами согласен, что поэты мельчают, впрочем, как и прозаики. Нам могут возразить словами Есенина" "Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье". Возможно, что они частично правы.

Но неспроста же эра Пушкина-Некрасова-Толстого названа "Золотым веком", эра "Блока-Маяковского-Есенина" - "Серебряным веком". Эра Твардовского-Вознесенского-Рождественского, допустим, "Бронзовым веком". А сейчас, что..Не видно Учеников уровня таких Мастеров-Учителей, которые Творили ранее.

Наверное, это естественный процесс. Редко, когда Ученики превосходят своих Учителей (Пушкин не в счёт)).

От души благодарен вам за глубокий отклик - поиск ответов на вопросы. С удовольствием порассуждал вместе с вами.

С глубоким уважением,
Евгений.

Евгений Говсиевич   29.01.2021 14:26   Заявить о нарушении
Дорогой Евгений Романович! Огромное спасибо Вам за развёрнутый, аргументированный ответ на мои сомнения, за то, что порассуждали со мной вместе. Делаю вывод -- проще относиться к действительности: не нравится -- не читать. С благодарностью и ожиданием следующей публикации, Альбина Васильевна.

Альбина Лисовская   29.01.2021 15:59   Заявить о нарушении
А всё опять же словами Есенина: "своим голосом надо петь, хоть лягушкой квакать, но своим голосом. И Довлатов писал своей интонацией, чем и стал знаменит в своей искреннности, не гоняясь за рафинированной красивостью "филологического ремесла".

МНого развелось ремесленников, но мало осталось Волшебников в литературном деле. Увы! НО и Проза.ру -всего лищь дворовая песочница по уровню кухонных ремесленников по жанру кулинарии литературной

Евгений Жироухов   29.01.2021 20:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Литературные наблюдения-9. Обзор» (Евгений Говсиевич)

Хорошая подборка, любая часть - к размышлению. Например. Поэзия -«лучшие слова в лучшем порядке». Больше нравится "точные слова в точном порядке". Кажется, это Ахматова

Юрий Панов 2   29.01.2021 11:08     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Юрий, за положительную оценку подборки.
Это очень важно для понимания вектора дальнейшей деятельности.
С искренним уважением и наилучшими пожеланиями, -

Евгений Говсиевич   29.01.2021 11:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Литературные наблюдения-9. Обзор» (Евгений Говсиевич)

Евгений Романович. Начну с того, что человек не может знать всё, однако,
и у меня есть некий багаж знаний, хотя он нЕсколько далёк от "увлекательного
мира под название-литературоведение".
Я уже отмечала, что Ваши публикации очень помогают ориентироваться в этом
"увлекательном мире", если, в частности- у меня, есть желание постичь его тайны.
Вы для меня- компас в незнакомом лесу с желанием в нём не только пробраться,
но и набраться. (да-да - знаний, не ягод и грибов))))
Я ещё не до конца осилила Вашу статью от 27.01, как появилась увлекательнейшая
дневниковая публикация.
Не осилила не потому что не было времени, а потому что всё время отвлекалась
от основного текста, выискивая те произведения, упомянутых Вами авторов.
Хотелось воочию, хотелось лично убедиться, сравнить свои впечатления,
оглядываясь на корифеев литературы и Вас- в том числе.
27ое число, видимо было днём исповеди: Вы подарили нам свои "архивные тайны",
я, тоже, вылила в интернет свои сокровенные мысли. Бывает Звёзды.
Я не сравниваюсь, но СТРЕМЛЮСЬ к величине знаний: Ваших, Парамоновой, Рефата
и других...
Прошу только не судить строго мои НЕзнания, которые я хочу с ВАШЕЙ
помощью уменьшить.
С признательностью за прочтение и Ваш труд.-

Татьяна 23   29.01.2021 10:19     Заявить о нарушении
Татьяна,благодарю за искренний и содержательный отклик.
Рад, что публикации "помогают вам ориентироваться в "увлекательном мире" "литературоведения". Такая высокая оценка свидетельствует о практической значимости публикаций этой направленности.
С искренним уважением, -

Евгений Говсиевич   29.01.2021 11:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Литературные наблюдения-9. Обзор» (Евгений Говсиевич)

Добрый вечер! Евгений!
Очень интересная литературная статья, мне особенно понравилось Гёте о цвете, Паустовский о восприятии прекрасного наводит на размышления!
Евтушенко глубоко, сильно о поэте!
А Гумилева перечитала несколько раз, приведённые Вами его высказывания !
Проза и Поэзия, удивительные мысли! О читателе чудесно!!!
...«И повсюду проза следовала за ней, утверждая, что между ними собственно нет разницы, подобно бедняку, преследующему своей дружбой богатого родственника. За последнее время ее старания как будто увенчались успехом. С одной стороны, она под пером Флобера, Бодлера, Рембо приобрела манеры избранницы судьбы, с другой, поэзия, помня, что повитка непременное условие ее существования, неустанно ищет новых и новых средств воздействия и подошла к запретной области в стихе Вордсворта, композиции Байрона, свободном стихе и др. и даже в начертании, раз Поль Фор печатает свои стихи в строку, как прозу.

• Я думаю, и невозможно найти точной границы между прозой и поэзией, как не найдем ее между растениями и минералами, животными и растениями. Однако существование гибридных особей не унижает чистого типа. И относительно поэзии ее новейшие исследователи пришли к согласию. В Англии продолжает царить аксиома Кольриджа, определяющая поэзию как «лучшие слова в лучшем порядке». Во Франции — мнение Т. де Банвилля: «Поэма — то, что уже сотворено и не может быть исправлено». А к этим двум мнениям примкнул и Малларме, сказавший: «Поэзия везде, где есть внешнее усилие стиля».»...

Многогранная у Вас статья получилась, много интересного!

Очень понравилась!

Благодарю!

Всего Вам самого Доброго!!!
Счастья, здоровья близким, светлых радостей!!!
Хорошего настроения!!!

С уважением и
Музыкой зимы,
Дария

Дария Павлова   28.01.2021 21:03     Заявить о нарушении
Спасибо большое,дорогая Дария, за положительную оценку подборки.

Конечно, мнения Знаменитостей о Прозе, Поэзии, Читателях так или иначе, касаются тех, кто владеет писательским пером.
Кроме интереса, как мне кажется, что-то можно взять на вооружение.
В этом и заключается практическая значимость приводимых извлечений.

Безусловно, есть авторы, которым всё это "фиолетово" по разным причинам.
Но это не означает, что для кого-то материалы могут оказаться полезными.
Так?

С искренним уважением и наилучшими пожеланиями, -

Евгений Говсиевич   28.01.2021 21:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Литературные наблюдения-9. Обзор» (Евгений Говсиевич)

Добрый день Евгений! Какой Вы -0 МОЛОДЕЦ!!! Вы, проделали титаническую работу! С удовольствием прочитала! Кое - что, знаю, но многое узнала из Вашей статьи! Спасибо, С уважением,

Леда Шаталова   28.01.2021 16:22     Заявить о нарушении
Ледочка, большое спасибо, что не прошли мимо публикации и написали положительный отклик.
Важно знать о практической значимости любой публикации.
С искренней признательностью и наилучшими пожеланиями, -

Евгений Говсиевич   28.01.2021 17:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Литературные наблюдения-9. Обзор» (Евгений Говсиевич)

Приветствую, Евгений! Прошёлся по Вашим выдержкам в разговорах со многими значимыми! в культуре Русского Слова в Мировой и Русской литературе. С многим соглашусь. Единственно скажу о Поэзии от себя: поэзия либо есть в каждом творении авторов, либо её нет. Это, как музыка из семи нот: строящая надвершие из двенадцати октав. Если Вы разбираетесь в нотной грамоте, то наверное обращаете внимание: как пять основных линеек нотной записи - строется над этими основными и сверху этих линеек и снизу: предваряя всю запись Муз скрипичным ключом. Так же и Поэзия: либо автор слышит звуки вселенной, либо он просто рифмованный складушник: овощи и фрукты - ямб. ремонт велосипедов - хорей. Кстати, Евтушенко в предверии одного из своих сборников стихов советского времени признался, что семьдесят процентов его стихов никакого отношения к поэзии настоящей не имеют; как и Бродский, не любивший переводов своих стихов написанных им на англоязычном - на русский другими авторами. О чём прямо заявил: кажется на одной из встреч с читателями в Одессе (1990-е годы).

Конешно (с улыбкой: не люблю произношения слова прямо читаемое "конечно" по актёрской молодости своей на театральном поприще), каждое высказыввние можно прокомментировать, зная творчество каждого, но это особый труд, требующий тщательно-озарённого литературного разбора. По времени не успеваю,)))
Всех благ Вам! Благодарю за столь значимую подборку мыслей, мною уважаемых Ярко-творческих авторов!
С уважением, Ваш друг.

Анатолий Святов   28.01.2021 14:44     Заявить о нарушении
Дорогой Анатолий, БОЛЬШОЕ СПАСИБО за супер-отклик. Читал затаив дыхание.
Как же классно вы сказали:

"Единственно скажу о Поэзии от себя: поэзия либо есть в каждом творении авторов, либо её нет. Это, как музыка из семи нот: строящая надвершие из двенадцати октав. Если Вы разбираетесь в нотной грамоте, то наверное обращаете внимание: как пять основных линеек нотной записи - строется над этими основными и сверху этих линеек и снизу: предваряя всю запись Муз скрипичным ключом. Так же и Поэзия: либо автор слышит звуки вселенной, либо он просто рифмованный складушник: овощи и фрукты - ямб. ремонт велосипедов - хорей".

Я не поэт, и не музыкант, но прекрасно понимаю, о чём идёт речь.
Смотрите. У меня 2 сестры. Обе закончили Ташк. консерваторию, и у обеих абсолютный слух, но....у одной из них - врождённый, и она слышит все ноты, когда я нажимаю 10 клавиш своими пальцами, а у другой приобретённый - и больше 3 нот она не слышит. Аналогично и в поэзии -

"либо есть в каждом творении авторов, либо её нет".

Очень благодарен вам за блистательные и меткие рассуждизмы.

С уважением, -

Евгений Говсиевич   28.01.2021 15:16   Заявить о нарушении
Я больше по классу - баян... слегка аккордеон (отец на нём виртуоз: вся послевоенная музыка современная по тем временам; уроки брал в Чехословакии после войны у одного Пражского Учителя музыки - как на аккордеоне, так и на щипковых (домра, мандолина - итальянская классика эпохи Ренессанса). В десять лет на день рождения он подарил мне скрипку. Но учителей не нашлось. Поэтому баянил и дальше, слегка аккордеоня. Хотя изредка на гастролях, в перерывах между спектаелями, садился и за пианино: так - для себя между делами. Но скрипка зазвучала в нашем роду, Видимо, заветы отца и уже дедушки, прошлись по генам внуков: одна из племяниц - дочь моего младшего брата, преподаёт по классу скрипки, вторая племяница - дочь старшего брата, учится по классу музыкально-сопровождающей инструментовки...

Доброго времени всем Вашим родным и близким! С уважением!

Анатолий Святов   28.01.2021 15:57   Заявить о нарушении
Интересно.
Спасибо, что поделились.
ВЗАИМНО.
С УВАЖЕНИЕМ, -

Евгений Говсиевич   28.01.2021 16:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Литературные наблюдения-9. Обзор» (Евгений Говсиевич)

Больше часа деятельного чтения...

Как приятно читать о том, перед чем сама когда-то останавливалась и над чем сама задумалась... О Паустовском.

После Ваших комментарий хочется прочитать ещё не прочитанное у Василия Аксёнова.

Созвучна мысль: Читатель- друг поэта... он думает только о том, о чём ему говорит поэт.

И,конечно, это хорошая встреча с настоящим и прекрасным русским языком.
Большое спасибо, уважаемый Евгений !

Анна Алексеевна Золотовская   28.01.2021 14:43     Заявить о нарушении
УВАЖАЕМАЯ Анна Алексеевна, большое спасибо за содержательный отклик.
Лучшей оценки, чем дали вы, трудно себе представить.
Ибо, понимаешь, что опубликовал эти извлечения из своего Архива не зря. Они поддержаны подавляющим большинством читателей.
С ИСКРЕННИМ УВАЖЕНИЕМ, -

Евгений Говсиевич   28.01.2021 15:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Литературные наблюдения-9. Обзор» (Евгений Говсиевич)

Здравствуйте, уважаемый Евгений!

Очень насыщенный обзор! Спасибо Вам.

Такие разные люди, разные эпохи, разные подходы, но какое богатство мыслей и образов, чувств и форм выражения.

Но обаяние поэзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в самой музыки слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. (с) - очень точная мысль, как мне кажется. Единственный вопрос, уж простите великодушно, может в "самой музыке слова"?

С почтением,
Кира

Кира Викторова   28.01.2021 13:13     Заявить о нарушении
Кирочка, большое спасибо за прекрасный, содержательный и поэтический отклик.
"Музыка слова" - это очень красиво и метафорично.
Всего вам самого доброго и в жизни, и в прозе, и в поэзии.
С ув., Ев.

Евгений Говсиевич   28.01.2021 13:24   Заявить о нарушении
Евгений, уважаемый, я вопросила Вас на минуточку обратить внимание на Ваше же предложение из текста. /там не опечатка случайно/

Я потом удалю это замечание, хорошо?)

Кира Викторова   28.01.2021 13:43   Заявить о нарушении
Кирочка, удалять ничего не надо.
Я сначала не понял о чём идёт речь.
Это очепятка. Подправил.
Спасибо.

Евгений Говсиевич   28.01.2021 14:43   Заявить о нарушении