Рецензии на произведение «Маранафа»

Рецензия на «Маранафа» (Игорь Иванович Бахтин)

Метафора, гипербола!
Весьма глубокомысленная и многовариантная сюжетная идея. Впечатляет чёткий слог изложения. Читается "запойно".

Евгений Жироухов   06.10.2021 11:54     Заявить о нарушении
Рецензия на «Маранафа» (Игорь Иванович Бахтин)

Уважаемый Игорь Иванович! С глубоким интересом, с не остывающим увлечением прочла Вашу повесть. Вы проделали огромную работу, описывая Ваше жизненное кредо. Посвящена она острейшему вопросу, вставшему перед всем человеческим сообществом, вопросу о его будущем. Пришло время для немедленного принятия решения о том, как дальше устраивать жизнь человечества.

Не всякий профессиональный политолог и публицист смог бы с такой философской глубиной и убедительностью выполнить такой всесторонний анализ сложившегося на текущий момент общественно-политического положения человечества во всём мире. Блестяще описано ближайшее будущее капитализма, причём не понадобилось даже особо напрягать фантазию, хватило одного простого приёма - экстраполировать все его известные на текущий момент характеристики до логического предела их дальнейшего развития. И стало очевидно, что предел этот очень близок.

Получилась весьма яркая, художественно выписанная картина безнадёжного тупика, в который капитализм загнал всё человечество, абсолютная необходимость и неотвратимость его немедленного революционного ниспровержения. Вывод этот можно считать первой частью программы дальнейших действий, которая задаётся автором в повести для всего человечества. Разрушительной, уничтожающей всё накопленное системой зло в исторической борьбе паразитической и трудящейся частей людского сообщества программы, призванной буквально спасти человечество от гибели.

Однако, по логике Истории тут-же и с такой же неотвратимостью встаёт вопрос о дальнейшем общественном устройстве жизни людей,то-есть о созидательной части программы. И здесь позиция автора оказывается гораздо более слабой. По-видимому, его личное разочарование в результатах первой в Истории попытки устройства общественных отношений на принципах социализма оказалось настолько сильно, что он не захотел даже упомянуть о такой возможности в своей повести, хотя-бы в плане её обсуждения и убедительного отрицания.

С отказом от социализма автор повести оказывается в положении "без выбора". Ему ничего не остаётся, кроме как обратиться с новыми надеждами к христианству. При этом он "забывает" главную идею христианского учения, стержень, на котором оно стоит: земная юдоль создана Господом для испытания человеков страданием. Только тот, кто безропотно вытерпит все страдания в реальной жизни на Земле, может надеяться получить "компенсацию" в Царствии Небесном, то-есть после смерти.

В чём она будет заключаться, остаётся неизвестным. Ни один христианский теолог или философ не осмелился сформулировать, что же ждёт душу бывшего человека в этом Царствии. В Евангелиях скупо сообщается, что души праведников будут допущены к подножию трона верховного Божества (Саваофа?) и сидящих близ него сына его Иисуса и Матери Божией Марии, и смогут бесконечно долго пялить на них глаза. В общем, остаётся всё тот же призыв к некоему новому "идейному" рабству на Земле через духовное порабощение с помощью Церкви.

Повесть кончается живописным и с горячей к ним симпатией описанием христианских заговорщиков, но всё через намёки. Намекается, что честь уничтожения капитализма будет предоставлена мусульманам. Затем власть каким-то образом возьмут в свои руки новоявленные христиане. Для этого у них вот-вот уже рождается новый Мессия. Но ему ещё надо будет вырасти, дожить до своих 33-х лет и претерпеть свои страдания... . А пока христианам нужно хорошенько спрятаться... . Тут и конец.

Признаюсь, что-то такая программа меня не обрадовала... .

С уважением, А. Б.



Алина Боковая   31.07.2021 16:27     Заявить о нарушении
Добрый день. Во-первых, моя благодарность Вам за столь развёрнутый анализ; во-вторых, прочёл с удовольствием ваш анализ «Студента», и полностью с ним согласен. Но, увы, не написал Вам — жизненные обстоятельства, простите. Я сам советский человек 1946-го года урожая. Семья – гвардии - капитан, освобождавший Берлин — отец, участница войны, зенитчик, учительница — мать, я сам работал учителем, да ещё Бог знает кем. Конечно я за социализм! Но в новелле этих вопросов я не мог поставить, ведь действие происходит в короткий период, практически сутки. А высказывать авторские политические пристрастия на этом фоне — ломать сюжет. Потому оставил за читателем домысливать. Я придерживаюсь ОТЦ (Общая теория цивилизации) замечательного историка, писателя и социопатолога А. Леонидова. Он за социализм и яростный критик капитализма и глобализма. А насчёт сегодняшнего дня скажу, что такое ощущение, будто народ занялся самоуничтожением, это ярко видно по новостям. Похожую картину описал Ф. М. Достоевский в «Преступлении и наказании» в сне Раскольникова в последней главе. «…он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые ТРИХИНЫ, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были ДУХИ, ОДАРЁННЫЕУМОМ И ВОЛЕЙ. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же БЕСНОВАТЫМИ и СУМАСШЕДШИМИ. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, -- но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса...» Как побороть нынешние трихины покажет жизнь. Здравия вам и мира. Бахтин.

Игорь Иванович Бахтин   31.07.2021 20:01   Заявить о нарушении