Как русские при царе в Европу учиться ездили

Маргарита Фортье: литературный дневник

«Давно, усталый раб, замыслил я побег...» Эти строки вполне могли бы иметь не фигуральный, а самый что ни на есть прямой смысл — летом 1825 года страдавший в ссылке Пушкин планировал совершить побег из Михайловского в Европу через Дерпт (Тарту). Юный друг поэта Алексей Вульф предложил дерзкий проект: «Я выхлопочу себе заграничный паспорт и Пушкина, в роли своего крепостного слуги, увезу с собой за границу». План вполне реалистичный — вплоть до реформы 1861 года крепостным никакого паспорта не требовалось, поскольку всю ответственность за их пребывание за границей нес помещик. Если бы не одно но: полиция прекрасно знала приметы Пушкина. Да и с нетривиальной внешностью ему трудно было сойти за дворового Ивана или Яшку.
и так...


К началу XVII века русские еще продолжали верить, что за пределами Руси живут “люди с песьими головами”. И именно к ним, за границу, цари стали посылать на учебу молодых и перспективных юношей. Возвращались не все. Неизвестный юноша (при Иване Грозном) Есть свидетельства, что отправка в Европу «на науку» практиковалась еще во времена Ивана Грозного. В «Сказаниях князя Курбского» упоминается некий юноша, который «послан был на науку за море, во Ерманию, и тамо навык добре Алеманскому языку и писанию; бо там пребывал, учась немало лет, и объездил всю землю Немецкую, и возвратился, был к нам во отечество». Судьба его оказалась трагичной: «по коликих летах смерти вкусил от мучителя неповинне».


Как 18 потерянных студентов (при Борисе Годунове) В 1601-1602 годах 18 человек из московского государства были отправлены Борисом Годуновым учиться во Францию, к немцам в "Любку" и в Англию. В это время, как известно, в России наступили смутные времена. Самозванцы. Лихолетье. Про студентов забыли. Уже во времена царя Михаила Федоровича Романова, когда все успокоилось и пришло в какой-то порядок, в посольском приказе вспомнили о посланных отроках. За давностью лет русские забыли даже имена посланных студентов: Никифора Григорьева именуют Гришкой и перепутывают число "товарыщей" - в Англию посылали четверых, а назад требуют шестерых. Зато все толково объясняется: у нас была смута, нестроенье, а теперь хорошо, все строится, работа в московском государстве кипит и нашему царскому величеству очень нужны подданные, которые "будучи в науке, всему, для чего посланы, и изучены". Все понятно. Надо только, чтобы англичане отдали наших ученых-специалистов послу Алексею Ивановичу да дьяку Алексею, а уж они их "возьмут с собою и поставят пред царским величеством". На случай, если кто-то из них решил остаться по своей воле, взять их и передать в Россию! После очень долгих переговоров, выяснилось: о посланных во Францию не известно ничего, скорее всего они пропали. О посланных в Любек, к немцам, сохранилось известие 1606 года, в нем любецкие бургомистры с огорчением сообщают царю, что хотя посланных учеников упорно учили, поили, кормили, "а они непослушливы, поученья не слушали и ныне робята от нас побежали неведомо за што..." Не известно, нашли ли их, скорее всего, нет.



Никифор Олферьев сын Григорьева да Софонко Кожухов с товарищи абсолютно точно остались в Англии. В донесении царю дипломаты утверждают, что кто-то даже переменил веру "и неведомо по какой прелести в попы попал". Но один из 18 юношей все-таки вернулся. Вроде, Дмитрий.


Петр Постников (при Петре I) Отец Петра Постникова, достойно оценивший все выгоды образования, поместил сына в Славяно-греко-латинскую Академию. В 1692 году, по приказу Государя, Петр был направлен из Москвы в Венецию обучаться наукам в Падуанский университет. Через 2 года он получил от университета степень доктора медицины и философии с похвальными грамотами и хорошими рекомендациями. После выпуска из университета Постников объездил всю Европу. Однако в области медицины ему почти не удалось применить свои познания и подготовку. Государь быстренько назначил его дипломатом и переводчиком – они были государству нужнее. Постников был определен на службу в посольский приказ и, как владеющий, кроме русского греческим, латинским, французским и итальянским языками, был отправлен с посольством за границу, где пробыл около 7 лет, посетив Австрию, Голландию, Англию, Италию и Францию и выполняя разные поручения русского полномочного посла


Русские царедворцы: «аристократ +1» (при Петре I) 22 ноября 1696 г. Петр I издал указ, по которому комнатным стольникам “сказано в разные государства учиться всяким наукам”. Предполагалось отправить 28 человек в Италию и 22 - в Голландию и Англию. В список царь включил отпрысков виднейших аристократических фамилий: Голицыных, Куракиных, Долгоруких, Шаховских, Волконских, Трубецких и др. Царь велел стольникам за свой счет обучиться морскому делу, а также обучить по одному солдату. Новоиспеченных студентов отправляли со слезами: многие уже были женаты и имели детей, мало кто знал иностранный язык. Однако волю государя нарушить не посмели, Петр пригрозил потерей земель и имущества, а для пущей важности повелел, что “никто не может возвратиться без свидетельства об оказанных заслугах”.


Из первой посылки молодых царедворцев за границу не вышло ни одного моряка или кораблестроителя, как того хотел Петр. Путешествие стало скорее общеобразовательным: молодые люди знакомились с европейским образом жизни, нравами, бытом, изучали иностранные языки и перенимали светские манеры. Большинство из них заняли впоследствии важные места в государственном управлении и на дипломатической службе.



=====\


Люди все потребители... Родился ребёнок и он уже потребитель...
Его отходы- плевок в природу- это пакеты,памперсы, упаковка детского питания... игрушки .
Родители таскают все лучшее, что бы попа не покрылась опрелостями, кожа аллергией ... и их чадушко было здорово и довольно.


Все люди потребители, и мы не исключительна нация, чуть бабла заработал и хочется уже квартиру получше, отдых в Куршевеле, виллу на Камо, одежду покрасивше, машину получше,парфюм нишовый , сигары по экологичней ,телефон покруче.
Потому что это - удобно, на коже нет раздражения, на заднице нет мозолей от жесткого кроссовера лада -калина ,за тобой целый день шлейфовый аромат приятный тебе, вечные зубы на швейцарских имплантах, а на обед не лапша доширак с гастритом.


Прогресс и технологии дают потребителю комфорт, "счастье в мелочах", и удобную обустроенность в жизни, а главное защиту здоровья. Но как говорит сегодня пропагандист Соловьев для нашего уха : смерть - это жизнь.


Айфоны покорили русский мир.Для справки, «яблочные» смартфоны сейчас продаются в более чем сотне стран.


Все удивлялись цене . Но у нас из-за высоты доллара они стоят запредельно. Человек должен работать, зарабатывать и жить в комфорте, растить детей в комфорте, жить счастливо на родине, а не умереть за неё, ибо смерть это не жизнь.
Наш Медведев ,да и вся верхушка власти , так называемый бомонд --соревновались кто приобретет себе новый Айфон .
Млели от счастья по ТВ. Счастье -то в мелочах...


Делают чипы на построенных заводах в Тайване. Дешевая рабочая сила. Сборка в Китае .
Самое главное это чип, маленький и удаленький.. всего 7 нанометров.
Делают чип в вакууме. НА Станке , который делает только Голландия , стоит он 170 миллионов долларов . Перед каждым станком стоит наладчик голландец. За секунду делается 50 тысяч спаек лазером .


Весь смысл в этом чипе.
Чем меньше чип, тем меньше потребление энергии и тем шире его возможности.
А теперь если Китай попытается захватить Тайвань--- голландия сворачивает свои станки. Америка строит завод , скажем в Аризоне , и дает безмерную квоту на
рабочую силу. И? Кто выиграет ? Китай ? Не думаю...


Ставит чип на беспилотник, который преодолевает тысячное расстояние ...


Нам даже в голову не может прийти что будет, потому что у многих в нашей стране еще кнопочный Нокия...


И остается нам слушать Соловьева: что смерть - это жизнь, для многих .





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.11.2022. Как русские при царе в Европу учиться ездили