Рождество

Валентина Ерошкина: литературный дневник

Как известно, правда не есть истина. Как известно, Рождество отмечалось весной и не привязано в Библии к определенному дню. А "отменить" зимний солнцеворот (коловорот) было невозможно. Да и блинов на Рождество не пекли.Потому что "коло" - круг, солнечный диск, а блины -символ Солнца. И в прорубях не купались. Турицы Зимние,они же Водокрес.Это славяне исцелялись от всевозможных недугов.


Все мы, дети и взрослые, постоянно испытываем калейдоскоп чувств, настроений и эмоций. Радости и печали. Гнева и обиды. Тревоги и безысходности. А еще — сумасшедший калейдоскоп запахов. Нежных и приторных, дразнящих и резко неприятных. А вокруг нас калейдоскоп дней и событий, картинок, слов, вещей и людей.
И сами мы как калейдоскоп. И каждый из нас состоит из цвета своего, неповторимого. Иногда мы как яркие, многоцветные и праздничные узоры, а иногда как просто разбитое стекло.
А почему рядом с айфонами, смартфонами и планшетами не держать в сумочке калейдоскоп. Настоящий. Как в детстве. И когда уныло и грустно, взглянуть в это волшебное отверстие и мир заиграет новыми красками.


Следует различать две традиции в праздновании Святок: христианскую и языческую. В христианской традиции Святки — это празднование Рождества Христова. До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба — Белбога.) По другим источникам это слово происходит от старославянского «святки» — души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой святок были магические обряды, гадания, приметы.


В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, чтобы избежать неурожая, собравшись в избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное — рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженные — колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году. Считалось, что достаток семьи в будущем году напрямую зависел от степени одарения колядующих.


Первые дни Святок, как правило, предназначались для того, чтобы навестить родителей, сделать подарки сиротам и бедным, посетить тюрьмы и остроги. С собой всегда несли особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, кутью на молоке и сливочном масле.


Церковная и языческая традиции празднования Святок пересекаются в обычае «смотрин» и «ярмарок невест». В святочные дни одинаково популярными были как всевозможные гадания, ворожба, так и различные игры, хороводы, светские «вечера».


Последние дни Святок были посвящены подготовкой к другому двунадесятому празднику — Крещению Господня. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее кристаллами изо льда, лентами и деревянными узорами.


Празднование святок богато отражено в фольклоре и литературном творчестве. Рассказы о добрых, чудесных событиях, происходящих с людьми в Рождество, получили название святочных историй.


автор неизвестен





Другие статьи в литературном дневнике: