В. Ерофеев

Валентина Ерошкина: литературный дневник

"На левую ногу я надел ботинок без носка, на правую — только носок. Пусть все видят, что я взволнован". Блестящая фраза. Юмор и тонкое знание психологии



"Москва—Петушки" — самое известное произведение писателя Венедикта Ерофеева и лирическая поэма в прозе о страдающей русской душе, правда, довольно пьяной и заплутавшейся где-то в электричке между Москвой и Петушками. Несмотря на всякий там философский смысл и библейские отсылки в сюжете, эта книжечка вызывает одинаковый интерес и у литераторов, и у колдырей. Во-первых, там куча рецептов почти смертельных алкогольных коктейлей, которые приводит в книге главный герой, во-вторых, довольно много неприличных слов, которые пишут, к примеру, мифические существа на стекле электрички.


Поэма была закончена к 1970 году и распространялась в СССР исключительно в самиздате до конца 80-х. И ясное дело почему — уж очень асоциальный тип является ее главным героем. Даже когда ее все-таки решили опубликовать, то вышла она не абы где, а.. в журнале "Трезвость и культура", с о-о-очень большими купюрами. Главный герой поэмы, Веничка Ерофеев (странно, но немного напоминает самого писателя), пил на протяжении всего действия столько, что где-то, по слухам, даже завалялся энциклопедический словарь-справочник поэмы "Москва—Петушки", в котором подробно описано, что, как и где пил Веничка.


Когда поэма в прозе вышла отдельной книжкой, на неё по просьбе автора была установлена цена 3 рубля 62 копейки, что тоже, несомненно, является отсылочкой к советской действительности. Ведь именно столько стоила бутылка водки во время написания поэмы. А что, хорошая альтернатива - пить водку или читать о ней.



Другие статьи в литературном дневнике: