***

Валентина Ерошкина: литературный дневник

О ЛЖЕПАТРИОТИЗМЕ
Николай Раевский, русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года, генерал от кавалерии (25 сентября 1771 - 28 сентября 1829)


Патриотизм — это, конечно, дело хорошее. Но мне не понятен другой вид патриотизма, который паразитирует на культурных мифах.


А кто не знает байку о генерале Раевском, который якобы сказал: «Вот и пришло время послужить Отечеству» и поставил младшего, 11-летнего сына к орудию. Даже картина «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой (Н.С. Самокиш, 1912 год) была написана на эту тему, настолько часто воспроизводимая в различных книгах и каталогах, что уже давно стала восприниматься как некое подобие фотографии, иллюстрирующей события под Салтановкой.
На самом же деле, уже давно доказано, что ничего подобного не было. Да и сам Раевский-старший позднее говорил, что сыновья были с ним в тот день, но в атаку не ходили.


«Про меня сказали, что я под Дашковкой принёс на жертву детей моих». «Помню, — отвечал я, — в Петербурге вас до небес превозносили». — «За то, чего я не сделал, а за истинные мои заслуги хвалили Милорадовича и Остермана. Вот слава, вот плоды трудов!» — «Но, помилуйте, ваше высокопревосходительство, не вы ли, взяв за руку детей ваших и знамя, пошли на мост, повторяя: вперёд, ребята; я и дети мои откроем вам путь к славе, или что-то тому подобное». Раевский засмеялся. «Я никогда так не говорю витиевато, ты сам знаешь. Правда, я Н.Н. Раевский (старший). Художник П.Соколов. 1826 г. был впереди. Солдаты пятились, я ободрял их. Со мною были адъютанты, ординарцы. По левую сторону всех перебило и переранило, на мне остановилась картечь. Но детей моих не было в эту минуту. Младший сын сбирал в лесу ягоды (он был тогда сущий ребёнок, и пуля ему прострелила панталоны); вот и всё тут, весь анекдот сочинён в Петербурге»


Как называть людей, которые верят и тиражируют подобные мифы? Чудовищно необразованные? Люди-зомби, у которых отсутствует критическое мышление?
У которых информация накапливается, а думать и напрягать свои мозги они не способны.


© Валентина Ерошкина 729



Другие статьи в литературном дневнике: