Умер режиссер Сергей Соловьев.

Ваша Лена: литературный дневник

В Москве в возрасте 77 лет от сердечного приступа скончался Сергей Соловьев, известный советский и российский режиссер.


У Соловьева была необычная судьба. Он родился в 1944 году в городе Кемь Карело-Финской ССР (в той самой знаменитой "Кемской волости" из пьесы Михаила Булгакова "Иван Васильевич").
Его отец во время войны возглавлял особый отдел НКВД (по линии СМЕРШа) на карельском фронте. После войны отца отправили на службу в Северную Корею, где маленький Сергей Соловьев прожил до шести лет. Его отец фактически "заведовал" возведением Ким Ир Сена в ранг вождя корейского народа. Затем семья вернулась в СССР, в родной для его родителей Ленинград. Отец Сергея Соловьева умер в 1956 году, когда будущему режиссеру было всего 12 лет. Если бы отец был жив, Соловьева наверняка ждала бы хорошая номенклатурная карьера. Но жизнь повернулась иначе. Оставшийся без отца подросток, посмотрев в кинотеатре фильм "Летят журавли", увлекся кинематографом. Он с 14 лет играл детские роли, занимался в юношеской театральной студии. После школы окончил режиссерский факультет ВГИКа и практически сразу начал работать на "Мосфильме". Ему сразу же поручили работу над двумя из четырех новелл в фильме по рассказам Чехова, который назывался "Семейное счастье". В этих новеллах снимались Екатерина Васильева, Алиса Фрейндлих, Вячеслав Тихонов, Николай Бурляев, Георгий Бурков, Анатолий Папанов.


В 1971 году он снял фильм "Егор Булычов и другие", в котором участвовали Михаил Ульянов, Екатерина Васильева и другие известные актеры.
Режиссерская карьера Сергея Соловьева складывалась очень удачно. Многие относили это за счет того, что он был из "номенклатурной" семьи, но профессионалы отмечали именно его режиссерские достоинства.


В 70-х годах он снял "Станционного смотрителя" по повести Пушкина, в котором играл Никита Михалков. Затем последовала трилогия — "Сто дней после детства", "Спасатель" и "Наследница по прямой". В этих фильмах у него впервые снялась юная Татьяна Друбич, которая впоследствии станет секс-символом конца 80-х годов и третьей женой Соловьева.


Известен его фильм "Чужая белая и рябой", снятый в 1986 году.


Пиком карьеры Соловьева стал культовый кинофильм "Асса", который вышел на экраны в 1987 году. Это картина о любви (как и практически все фильмы Соловьева), в которой за молодую Алику в исполнении Татьяны Друбич борются уголовный авторитет Крымов (Станислав Говорухин) и музыкант-неформал Бананан (Сергей Бугаев)
"Асса", появившаяся до таких кинооткровений, как "Интердевочка" и "Маленькая Вера", стала одним из первых символов перестройки в советском кинематографе, своеобразным манифестом нового поколения. В этом фильме присутствовали песни рок-групп, он был снят в молодежном "протестном" духе, то есть без признаков советской идеологии и даже с некоторыми "антисоветскими" бунтарскими элементами, что по тем временам было очень необычно.


Через два года Соловьев выпустил фильм "Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви", который тоже завоевал большую популярность, хотя и не сравнимую с успехом "Ассы".


В 1991 году вышел "Дом под звездным небом", снятый в том же ключе, что и предыдущие два. Кинокритики относят эти три фильма к одной трилогии, хотя все они не связаны ни сюжетом, ни персонажами. Как отмечал сам Соловьев, эти фильмы объединяет единственная характеристика — "отвязность".


После этого Соловьев вернулся к классике, сняв фильм по пьесе Чехова "Три сестры". В 2004 году снова вышел его фильм по рассказам Чехова — "О любви".


В 2007 году на экраны вышел фильм "2-Асса-2", над которым Соловьев работал много лет. Это кино появилось в условиях совсем другой реальности и, как отмечали рецензенты, стало своего рода "анти-Ассой", художественной констатацией того факта, что радужные надежды и идеализм, питавшие советских юношей 20 лет назад, бесследно исчезли, а вместо светлого будущего родилась жестокая и беспощадная действительность "новой России".
Параллельно Сергей Соловьев занимался экранизацией знаменитого романа Толстого "Анна Каренина", и "2-Асса-2" стала своеобразным "трейлером" к этому пятисерийному фильму. В обеих картинах главную героиню играет Татьяна Друбич.


Сергей Соловьев был трижды женат — и каждый раз на актрисах, которые у него снимались. Вернее, он снимал в главных собственных жен. В "Семейном счастье" снималась Екатерина Васильева, с которой он обрел собственное семейное счастье еще во ВГИКе. В 1971 году она ушла к драматургу Михаилу Рощину. После этого Соловьев женился на Марианне Кушнеровой, которая не была актрисой — она окончила киноведческий факультет ВГИКа. Он снимал Марианну в "Станционном смотрителе", но эта роль стала для нее единственной.
Сделать из Кушнеровой актрису Соловьев не сумел и в 1983 году женился на повзрослевшей Татьяне Друбич, в которую был "платонически влюблен" еще со съемок картины "Сто дней после детства" (в то время ей было 14 лет).


Фильмы Сергея Соловьева неоднократно завоевывали международные призы, начиная со "Станционного смотрителя", который получил гран-при Венецианского фестиваля в 1972 году. Ему присвоены звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и народного артиста РФ. Награжден орденами Дружбы и "За заслуги перед отечеством".


http://www.9tv.co.il/item/37454



Другие статьи в литературном дневнике: