Долгая счастливаяЧелобитная 1605 г. крестьян дер. Жуковой Высотцкой волости Смоленского уезда царю Борису Годунову. ЦГАДА, ф. 141, on. 1, 1605 г., д. 1, лл. 11— 17. /л. 11/ Царю государю и великому князю Борису Федоровичю всеа Русии бьют челом домовой Пречистые богородицы Высотцкие волости с рубежа крестьяне деревни Жукова Анисимко Даурин, да Максимка Донилов сын Зык, да Куська да Ивашка Зыковы, да Васька Михайлов Мотос, да Гришка Федоров, да Исачко Остафьев, да Васька да Сенька Васильевы, да Фетько Михнин, да Ивашка Верхавина, да Матюшка Колесник на литовских людей Мстисловского повету на тотар на Речипа, да но Шетуна, да но Богметика Легушовых, да на Миску, да но Яську Оброгимовых, да на Мицку Щербача, и на детей ево на Речепа да на Осанка, да но Счастенков но Миску, да на Ягупка, да но Селиманка, да на Мишка да на Шегуна Белынецкого, да но Речипа Селиманова, да но Оленка, да но Козимерка, да на Шегунца Белынецкого, и на его сына Шегунца, да на Гришку Селиманова зятя, да но Богданка Санькова, да но Совеку Горянцова, да ис Кисловец на Коровку з детьми, да но Стешу з детьми, да но Фетьку прозвища Волчка, да но Зуба. Деялось, государь, нынешняго 113-го году на пятой недели Великого поста, со вторника на середу, перед светом пришод, государь, те литовские люди, тотаровя, и с ыми, со многими литовскими воровскими людьми в нашу деревню Жукова розбоем с самапалы, и с ручницы, в саадацех и з бердыши, да нас, государь, меня, Анисимка, и моих сусед, розбили и розграбили, и животы наши и статки все поимали. А взяли, государь, у меня, у Онисимка, живота моево четыре образа на золате, да десетера лошадей: мерина рыжа лыса сросла, да мерина голуба шти лет, да /л. 12/ кобылу гнеду шти лет, да кобылу чалу четырех лет, да кобылу соврасу трех лет, да два жерепцы гнеды четырех лет, да две кобылы вороны, да кобылу соврасу семи лет, а цена, государь, моим десетерым лошадем дватцать пять Рублев. Да взяли, государь, шесть коров дойных, да две яловых, да три нетели, да два быка третьяки, да два быка донских, да двенатцать овец старых. Да платья, государь, взяли: четыря однорядки, две темны сини да две голубы настрофильны, да сукню черлену ностровиль, оклад бархатной, да кофтан зелен настрофиль, да четыри сермяги белы — три новы, да поношена, да три кофтаны шубныя новы, да два кофтана поношены, да два збитни новы, да семь зипунов сермяжных — четыря новых, три поношеных, да восьм рубашек муских альняных, да тестеры портки, да двенатцать рубашек женских альненых и посконных, да десять накидак, да 4 чепы, да 2 кушака бумажных, да 2 шапки черлену богрецовую на лисице да синю на русаке. Да у меня ж, государь, взяли, у Анисимка, котел меденой пивной в четверть в смоленскую меру, дал 10 рублев. Да взяли, государь, 2 постава полотен, в поставе по сороку локоть, да постав посконны 40 локоть, да 2 круги льну по десяти петков, да 2 постава сукна 20 аршин воленого, да 2 зомка, да горшок меденой, да 2 сковоротки черных, да 2 сковороды блинных, да сомапал, да ручницу, да 2 порошницы, да бердыш, да саодак, да рогатину, да седло телятинная с войлаки, да 3 узды, да епончю, да трои сани с хому ... (в рукописи одно слово утрачено) лтеи ветчины, да пять сал, да четверы /л. 13/ железы конные, да 6 топоров дровосечных, да тестеры лемеши с нополки, да 6 кос, да 12 серпов, да копыль, да пешню бортные, да 20 куриц, да пуд меду, да 20 рублев деняг. Да выдрали, государь, двенатцатеры пчелы, да взяли перины. И всево, государь, живота моево, Анисимкова, взяли те тотаровя на 90 на 5 рублев с полтиною и з деньгами. А у меня, государь, у Моксимка, взяли те тотаровя живота моево деветера лошадей: мерин рыж, сросл, да 2 мерина кари десяти лет, да кобылу карю трех лет, да 2 мерина вороны осьми лет, да 2 кобылы голубы девети лет, да жерепца гнеда трех лет, а цена, государь, моим деветерым лошадем 24 рубли с полтиною. Да взяли, государь, 5 коров дойных, 3 яловых, да 2 нетели, да 12 овец старых, да 3 полти ветчины, да 2 салы. Да платья, государь, взяли 3 сермяги белых новых, 7 зипунов сермяжных — 5 новых, 2 ношеных, да 4 рубли деняг, да 12 рубашек муских алненых и посконных, да десятеры портки, да 15 рубашек женских альненых и посконных, да 2 постава понев постав синих, да постав черленых, а в поставе по 3 поневы, да [четыре косы, да четверы лемяши с нополки. И всево, государь, живота моево, Моксимкова, взяли и з деньгоми на 50 на 5 рублев с полтиною. А у нас, государь, у Куски да Ивашка Зыковых, те тотаровя взяли живот вера /л. 14/ лошадей, у Куськи: мерин бур сросл, да кобылу десяти лет, а у меня, государь, у Ивашки: мерина рыжа лыса семи лет, да кобылу гнеду пети лет, а цена, государь, нашим четверым лошадем 12 рублев с полтиною. Да взяли, государь, 4 коровы дойных, да 2 яловых, да 20 овец молодых и старых; да 4 сукна, 3 белых да черно, а в них 60 аршин, да 6 понев — 2 синих, 4 черленых, да трои лемяши с нополки, да 3 косы. Да белова, государь, платья взяли: 10 рубашек муских альненых и посконных, да десятеры портки, да 10 рубашек женских альненых и посконных, да 3 топоры дровосечных, да копье, да рогатину, да трои сопоги красные, одни муския да двои женския. И все, государь, живота нашего взяли на 30 на 2 рубли с полтиною (в тексте — с полтню). А у меня, государь, у Васьки, взяли те ж тотаровя живота моево тестера лошадей, два мерина буланы шти лет, да кобылу буру семи лет, да кобылу гнеду пети лет, да кобылу рыжу пети лет, да жерепца бура трех лет. А цена, государь, моим шестерым лошадем 15 рублев с полтиною. Да взяли, государь, 5 коров, 3 дойных, 2 яловых, да 10 овец старых, да четвера коз, да 4 козла. Да платья, государь, 2 кофтана шубные, 2 зипуна сермяжные белы. Да взяли, государь, платья белова: 9 рубашек муских и женских альненых, да 9 рубашек муских же и женских посконных, да десете тки /л. 15/ да скатерть15 локоть, да 15 локоть холсту альненова, да 15 локоть посконнова, да 40 аршин сукна белово воленого, да 3 косы, да трои лемяши с нополки, да горшок меденой в ведро, да 4 топора дровосечных, да 11 серпов, да 15 куриц, да сани с хомутом, да 2 сковороды блинные, да 40 алтын деняг. И всево, государь, живота моево взяли на 30 на 6 рублев с полтиною. А у меня, государь, у Гришки, взяли те тотаровя живота моево четвера шадей: мерин рыж, лыс семи лет, да мерин карь девяти лет, да кобылу кауру трех лет, да кобылу игреню в рыже, срослу. А цена, государь, моим четверым лошадем 10 рублев. Да взяли, государь, 2 коровы дойных, да 6 овец старых; да платья, государь, взяли: 40 локоть полотна, да 40 локоть посконины, да 7 рубашек муских альненых, да шестеры портки, да 9 рубашек женских альненых и посконных, да 4 поневы — синю да 3 черленых, да двои лемяши, 2 косы, да 30 аршин сукна, да сала, да 2 окорока, да серетку, да 3 топора дровосечных, да двои сани с хомуты. И всево, государь, взяли живота моево на 20 рублев с полтиною. А у меня, государь, у Исайка, взяли те тотаровя живота моево четвера лошадей: мерин рыж, лыс, сросл, да кобылу гнеду, пяти лет, да мерин ворон семи лет, да кобылу ворону срослу. А цена, государь, моим четверым лошедем дват ... ( Последняя строка утрачена) /л. 16/ ... Да Федька Ермоковы, да Петрушка Чечунок, да Федоровы крестьяне Головина Молоховского стану деревни Внуковы Олешка Оксенов с товарищи вам, государем, государыни царицы и великой княгини Марье Григорьевны всеа Русии, государю царю и великому князю Федору Борисовичю всеа Русии били челом и нам, холопем вашим, принесли челобитные. И мы, холопи ваши, списав с тех челобитных слово в слово, послали к вам, государем, государыне царице и великой княгине Марье Григорьевне всеа Русии и к государю царю и великому князю Федору /л. 17/ Борисовичю всеа Русии. А писать мы. холопи ваши, в литовские городы в Оршу и в ыные городы о задорех без вашего государева указу не смеем.
НЕОБРАБОТАН ТЕКСТ НА ЗЕЛЁНОМ ФОТО!!!! «Нынешней настоящей способ ко умалению сих махометан: «Но если русские питают ненависть и вражду к крещеным с своей стороны не медлят отплатить русским той же монетою, т.е. за вражду враждой, и если крещеному удастся чем-нибудь повредить т отомстить русскому, то это как-то особенно радует его. Так однажды несколько крещеных с особенным удовольствием рассказывали мне, как они поймали и побили русских мужиков и их жен, пришедших на участок крещенных за ягодами. В заключение рассказа крещеные добавили: «досталось же этим русским - кяпирам» (неверующим)(Это название очень характеристично в устах крещеного. Русские в глазах крещеных - неверующие, как называют русских только мухаммедане.) Вот еще другой факт, свидетельствующий о ненависти крещеных к русским: - когда крещеные услышат пение русских, то обыкновенно говорят: «вон закричали русские свиньи». «Такие отношения русских к крещеным, конечно, не замедлили вызвать ненависть со стороны последних, - ненависть, которая по большей части скрытно таится в душе крещеного, но иногда обнаруживается и явно. Питая ненависть к русским, крещеные, само собою разумеется, встречали со стороны их еще большее нерасположение к себе. Еще доселе, живя постоянно среди мухаммедан, многие русские не едят вместе с ними. Тожесамое я встречал и в тобольской губернии только в гораздо больших размерах. Там русский ни за что не позволит есть мухаммеданину из той посуды, из которой он ест сам, а употребляет для этого какую-нибудь дрянную посуду, например, ту, которая назначена для кормления кошек, собак и пр. Такое презрение русских к мухаммеданам возбуждает в последних сильное нерасположением к первым. Это нерасположение у мухаммедан к русским продолжается и по принятии христианства, вследствии чего между русскими и...» «...варваров, ни скифов, но все равны. Русский крестьянин всегда смотрит на татарина, хотя бы и крещеного, как на человека низшего по происхождению. Даже в настоящее время часто можно слышать суждение русских крестьян, где они с высоты величия смотрят на крещеных. Такая судьба обыкновенно постигает отношения между народом победителем и народом побежденным. Это исторический закон, который обнаруживается при всех завоеваниях. Возьмите историю любого народа-завоевателя, посмотрите на отношение его к завоеванным народам, и вы увидите проявление этого закона. Впрочем, нам не нужно обращаться к другим народам, искать там аналогий и по ним заключать об отношениях русских к татарам крещеным. Это легко может видеть каждый. Стоит только ему несколько времени пожить в деревни, население которой состоит из русских и крещеных для того, чтобы убедиться в справедливости сказанного. В такой деревне каждый день можно услышать брань русского крестьянина, рассердившегося на крещеного, - брань вроде следующей: «татарская лопатка, татарская собака» и т.п. Что означает, как не то, что русский крестьянин в своём собственном мнении ставит крещеного несравненно ниже себя и вследствие этого величает его собакой и прочими оскорбительными прозваниями. Здесь некоторый род презрения относится не к религии, а к национальности. Татарин, во мнении русского мужика, всегда останется в некотором унижении, несмотря на принятие им христианства. Мне приходилось слышать, как русскими крестьянами открыто было высказываемо мнение, что крещеные, во всяком случае, ниже русских.» «В 1557 г. Иван Грозный, готовясь к войне с Ливонией, собрал на границе 40-тысячное войско, в котором кроме россиян были татары, черемисы, мордва и пятигорские черкесы (1). Возглавил его касимовский царевич Шах-Али. Поход бвл успешным. Городецкие (касимовские) татары и после совершали походы против Ливонии (1559, 1560, 1561 гг.). В 1562 г. Шах-Али участвовал в битве против поляков. В этом походе участвовали кадомские, темниковские, муромские и нижегородские служилые татары и мордва. Из сообщений летописи (1553 г.) о рати, посланной Грозным под Смоленск: «За королево неисправление послал в Литовскую землю рать свою... со многими и с татары и с мордвою» (2). войско возглавлял касимовский царевич Шах-Али. Поход увенчался взятием Полоцка (3). «Того же лета июля в 25 день (1553 г.) ходил из смоленска в Литовскую землю ко Мстиславу воеводе Бутурлин с детьми боярскими и с татарами служилыми и с казанскими с горнами и с чебоксарскими и с астраханскими и ногайскими и с городнищенскими и с мордвою» (4). В числе участников немецкого похода под начальством князя Хворостина (1572 г.) были впервые упоминаемы в документах арзамасские мурзы и казаки (5). Активное привлечение татар к Ливонской кампании относится к началу 70-х годов, когда политика опричнины Ивана Грозного потерпела полный провал. В 1575 г. татары мещерские и казанские участвуют в походе на Новгород - «татарам мещерским и казанской стати на Петрово заговенье» (6). В 1577 г. в сосвтаве действующего войска было 12 724 чел., из них 4227 чел. Были татары и черемисы. Значительную часть войска составляли татары из Касимова, Мещеры и новокрещены московских городов(7). - - - - -
Пытаясь наладить нормальные отношения с Турцией, царь Михаил Федорович инфомировал турецкого султана (1629 г.): «На Дону не одни русские, сколько русских, столько же литвы, черкесов, татар». царские власти при этом используют служилых татар в качестве посланников, охранников. В 1617 г. в Турцию был направлен посланником крещенй татарин Петр Мансуров. Вся его миссия состояла из служилых людей. Когда посланник был задержан турками, на его высвобождение отправляются отряды татар. Первый отряд возглавлялся Зянгилеем Исеневым, вторая - Давлекеем Давлеткозиным. В 30 - 40-е годы часть вольных казаков переходит в оседлое положение - они поселяются в украинных уездах, наделяются землей, денежным жалованьем. Отдельные группы донских казаков, крещеных и некрещеных татар, включаются в состав действующих полков Шереметьева и др. В то же время на Дон направляются отряды мещерских татар для выполнения определённых заданий по связям с Крымом, укрепления казачьих воёск, участия в походах против турок, ногайцев, иногда - для подавления казачьих бунтов. Сложным остается этнический состав донского казачества и в середине XVII в. «Донские казаки, - писал Ко-...».
Въ лето 6946, месяца декабря 5, бой бысть великимъ княземъ Русьскымъ на Белеве съ царемъ Махметемъ, и множество бысть вой Русьскыхъ, а Татаръ велми мало; и подъ городъ придоша Русьстии полци, и выехаша Татарове и почиша ихъ сечи, а иныя побегоша, и убиша Руси много велми. Ц. Въ лето 6947. прииде царь Махметъ изъ орды къ Москве, месяца июля въ 3 день, и пожже около города посадъ, и стояли 10 дний, а градъ сохраненъ бысть милостию пречистыя Богородицы и молитвою чюдотворца Петра митрополита Русьского.»
В августе того же года татары из войска Пожарского перебрасываются в войско Шереметьева на борьбу со Шведскими интервентами (1). Как ударная сила служилые татары в 1617-1621 гг. Используются в войске Барятинского в выступлениях против литовцев. Отряд служилых татар возглавлял князь Сулешев. Другая часть служилых татар татар, включая московских новокрещен в количестве 133 чел., в это же время используются под Псковом(2). В результате упорных боевых действий переговоры со Швецией завершились успешно. По перемирию 1618 г. Швеция возвращает России Новгород, Старую Руссу и другие города. В борьбе с Речью Посполитой силы оказались неравными - Россия вынуждена была уступить смоленские, черниговские, новгород-северские земли с 29 городами. В 30-е годы возобновляются боевые действия по возвращению русских земель, оставленных в результате перемирия 1616 г. Мобилизация сил начинается задолго до начала боевых действий. В 1625 г. царь обращается к «детям боярским - алатырцам, курмышанам и мещерских городов, темниковским, касимовским, кадомским и циенским князьям, мурзам и татарам, которые ныне живут по домам, идти им на государеву службу, в полки»(3). Все эти разряды с учетом того, что в 1618 - 1634 гг. нападений со стороны ногайцев не было, переводятся из сторожевой службы на службу в солдатских полках. По разрядным книгам 1625 г. сторожевую службу выполняло 6659 чел. служилых татар, в том числе в Касимове - 431 чел., Алатыре - 407 чел., Темникове - 383 чел., на Тереке - 328 чел., в Казани - 302 чел. и т.д. Кроме того, они стояли на страже рубежей от набегов крымцев ( в Дедилове, Рязани, Михайлове, Пронске (4). Татары были в гарнизонах и таких городов, как Нижний
К началу 30-х годов общее число ратных людей было доведено до размеров конца XVI в. служилые татары в войсках составляли более 12% (10 208 чел. Из 84 072 чел.)(2). При этом произошли структурные изменения в составе войска. В 1630 г. из свободных людей, в т.ч. из служилых татар и казаков, создаются первые 6 солдатских полков. В 1632 г. на добровольных началах, но с более высоким жалованьем был сформирован 1-й рейтарский (конный) полк. В составе этого полка были, в основном, служилые татары, в частности, из Темникова. Это было связано с тем, что многие дети боярские в южных окраинах оставляли службу, а иностранные офицеры-наемники предпочли перейти на службу к польскому королю. В Дорогобуже (близ Можайска) русские войска оказались в окружении, сидели в длительной осаде, без фуража и продовольствия. Вот именно тогда на спасение войска и продолжение войны за освобождение Смоленска царь призывает «в поход всех татар, атаманов, казаков и новокрещен»(3). В 1633 г. царскими указами было предписано «боярину Головину и дьяку Поздееву дать денежное жалованье бывшим в смоленском походе новокрещенам и татарам служилым», а князьям Черкасскому и Пожарскому - отправиться в поход под Смоленск на смену боярина Шеина с войском, в котором были татары с понизовых городов, а также чуваши, черемиса и мордва. Мещеряк должны были отвести в Можайск, в войско Степана Караулова(4). По разрядным книгам 1636 г. в Алатыре треть служилых людей составляли служилые мурзы и татары. На засеках стояли дворяне, дети боярские, мурзы-татары. Здесь же были так называемые пашенные, конные, выез-... © Copyright: Валерий Ляпустин, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|