О Фохате и не только

Лена Валевич: литературный дневник

Фохат — теософский термин тибетскогопрофиль удален происхождения для обозначения Дайвипракрити, предвечного света. На Западе получил известность благодаря работам Е. П. Блаватской.



В «Теософском словаре» определяется так: Фохат (тиб.) — термин, который употребляется для представления активной (мужской) силы Шакти (женской производящей силы) в природе. Сущность космического электричества. Оккультный тибетский термин для обозначения Дайвипракрити, предвечного света; а в проявленной вселенной — вечно присутствующей электрической энергии и непрестанно действующей разрушающей и созидающей силы. Эзотерически это есть то же самое; Фохат является всемирной движущей Жизненной Силой, одновременно тем, что приводит в движение и тем, что движетсяпрофиль удален.
Согласно учению Франчиа Ла Дью, Фохат — это энергия, пробуждённая Словом, космическая мощь звука. Движущая и движимая жизненная сила, или сущность электричестваСветлана Пешкова.
В «Теософском энциклопедическом словаре» термин Фохат (англ. Fohat), слово монгольско-тибетского происхождения, — это космическая жизнь или жизненность; биполярное космическое витальное электричество, эквивалентное свету Логоса, Дайвипракрити, Эрос, огненный вихрь и т. д.


Блаватская пишет, что проявленная Вселенная исполнена двойственности, которая составляет как бы самую суть её проявленного существования. Но как противоположные полюса субъекта и объекта, духа и материи являются лишь аспектами всеобъемлющего Единства, в котором они синтезированы, так и в проявленной Вселенной имеется «то», что связывает дух с материей, субъект с объектом. Это нечто, неизвестное пока умозрению Запада, в оккультизме называется Фохатом. Это «мост», посредством которого идеи, существующие в божественной мысли, запечатлеваются в космической субстанции в виде законов природы. Таким образом, Фохат представляет собой динамическую энергию космической Мыслеосновы, или, при взгляде с другой стороны, это разумный посредник, руководящее звено всего проявления, божественная мысль, передаваемая и проявляемая Дхиан-Чоханами, зодчими видимого мира (в христианском богословии называемыми архангелами, серафимами и т. д.). Итак, от духа, или космической Мыслеосновы, происходит наше сознание, а от космической субстанции — те несколько проводников, в которых это сознание индивидуализируется и достигает самосознания, или размышляющего сознания. Фохат же в различных своих проявлениях есть таинственное звено между разумом и материей, животворящий принцип, электризующий каждый атом к жизниСэр Писатель. Блаватская пишет далее:



«Фохат есть олицетворение жизненной, электрической силы, трансцендентальное объединяющее единство всех космических энергий, как на невидимом, так и на проявленных планах, действие которого — в неизмеримом масштабе — подобно действию живой силы, созданной волей, в тех феноменах, где кажущееся субъективным воздействует на кажущееся объективным, побуждая его к действию. Фохат есть не только живой символ и вместилище этой силы, но считается оккультистами сущностью, ибо силы, на которые он воздействует, являются космическими, человеческими и земными и оказывают своё соответственное влияние на всех этих планах. На земном плане его влияние ощущается в активной магнетической силе, генерируемой сильной волей магнетизёра. На плане космическом он присутствует в созидательной силе, которая при формировании объектов — от планетной системы до светлячка и полевой маргаритки — выполняет хранящийся в разуме природы, или божественной мысли, план развития и роста каждого конкретного объекта. Метафизически он представляет собой объективированную божественную мысль, „слово, ставшее плотью“ на низшей ступени; посланника космического и человеческого мыслетворчества; активную силу в жизни Вселенной».
Анни Безант пишет, что сознание и материя воздействуют друг на друга, потому что являются двумя составными частями единого целого, оба они появляются, когда отделяются друг от друга, и оба исчезают при объединении; и когда они друг от друга отделяются, между ними всегда остаётся связь. Эта связь является магнетической. Но это магнетизм тончайшего типа. Он называется Фохат, или Дайвипракрити, «Свет Логоса». Он имеет субстанцию и существует как в сущности сознания, так и в сущности материи, поляризованный, но не разделённый на части. Нет такой вещи как единица сознания, которая не состоит из этой неразделимой двойственности, двух магнитных полюсов, находящихся в постоянной связи друг с другом. Анни Безант продолжает:


«Мы думаем о чём-то отдельном, что называем сознанием, и спрашиваем, как оно действует на что-то другое отдельное, что мы называем материей. Но таких двух отдельных „что-то“ не существует, есть лишь два разошедшихся, но неразделимых аспекта того, что без них обоих не является неразличимым, что не может проявиться лишь в одном из них, и в равной степени находится в обоих. Нет фасада без тыла, нет верха без низа, нет внутренней части без внешней, нет души без материи. Они воздействуют друг на друга, потому что являются неотделимыми частями единства, проявляясь в пространстве и времени как двойственность. „Пропасть“ появляется, когда мы полагаем, что „душа“ полностью нематериальна, а „тело“ — полностью материально, то есть представляем две вещи, ни одна из которых не существует сама по себе. Нет души, которая не была бы окружена материей, и нет материи, которая не была бы наделена душой»профиль удален.



Другие статьи в литературном дневнике: