***

Эль Ка 3: литературный дневник

"И Господь там, наверху, склонившись с облака, думает, что, конечно, эта Девятая симфония производит адский шум, но если она понятна людям, то Он готов постоять в сторонке."


Эрик-Эмманюэль Шмитт.
эссе " Подумать только: Бетховен умер, а столько кретинов живы..."


Добавлю ещё. Всё же как отличается настоящая Литература от литературы.
Я смотрю на портрет этого симпатичного лысого философа, этого писателя, одного из самых успешных драматургов Европы, и поражаюсь, как он может виртуозно писать о вещах столь далёких друг от друга, но так, как будто он всю жизнь занимался именно той темой, о которой пишет. А теперь ещё немножко из его текста:


***
"Бетховен так сильно повлиял на меня в пору моей нескладной юности еще и потому, что я разделял семейный атеизм, а Бетховену не было дела до Бога.


Бах — это музыка, написанная Богом.


Моцарт — музыка, которую слушает Бог.


Бетховен — музыка, которая убеждает Бога устраниться. По мнению Бетховена, отныне место Бога принадлежит человеку.


... Высшее творение Бетховена остается наиболее доступным: это месса, месса всего человечества, которую приемлют все — каковы бы ни были возраст, цвет кожи, социальная принадлежность и вероисповедание ее участников, она возглашает, что мы должны превозмочь страдание и отважиться дать место радости.


В нашей жизни много несчастий, трагедий, страданий, но не стоит драматизировать эти несчастья. Нужно принять трагизм существования и превозмочь боль. Нужно освободиться! Переживая печаль, неизбежную печаль, мы не должны ее культивировать. Лучше взращивать радость. Пусть воцарится всеобщее веселье! Бетховен приобщает нас к постижению энергии. Будем энтузиастами в греческом понимании, то есть позволим богам снизойти в нас, освободимся от всего негативного. Лучше вакханалия, чем апокалипсис. И в этом Бетховен скорее язычник, чем христианин…


Между притяжением бездны и радостью дышать полной грудью Бетховен делает свои выбор: ему ближе упоение жизнью."



Другие статьи в литературном дневнике: