К. Г. Паустовский. д. р. 31 мая 1892 г

Эль Ка 3: литературный дневник

"Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени... Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. А между тем ты еще не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг".
К. Г. Паустовский
Из воспоминаний Михаила Царева "О любимых писать трудно"


"Когда в сорок восьмом году Малый театр обратился к Паустовскому с просьбой написать пьесу о Пушкине, Константин Георгиевич принял это предложение не без колебаний.
Тем не менее в начале сорок девятого года пьеса была готова. В марте состоялась ее читка в коллективе Малого театра.
Паустовский признавался, что шел на эту читку со страхом. По прежнему своему опыту работы с театрами он «ждал утомительных и неясных разговоров о таинственных законах сцены, доступных только посвященным, о «дожатых и недожатых образах» и о том, что «вам надо еще несколько раз попить водочки с вашими героями», о драматической кульминации и каденции, об остранении и о всем том полузаумном и подчас формалистическом мусоре, которым любят блеснуть иные велеречивые режиссеры».
Ничего такого, к счастью, не было. Паустовского обрадовало, что артист нашего театра Евгений Павлович Велихов читал пьесу очень просто, строго. Вообще во взаимоотношениях писателя с театром были ясность, полное понимание и конкретность разговоров.
Самая же главная помощь со стороны театра состояла в том, говорил Паустовский, что он, как автор, знал и чувствовал заочную, если можно так выразиться, любовь всего театра к теме пьесы. Любовь к Пушкину переключилась на работу о нем, и это очень обязывало.
... Шли поиски, шла работа над текстом.
«Меня спрашивали, вернее, допрашивали, — шутил Паустовский, — о биографии действующих лиц. Казалось бы, зачем актеру знать биографию действующего лица, которое произносит на сцене две-три фразы? Но это было правильно, это была настоящая творческая работа».
Пьеса «Наш современник» охватывает сравнительно небольшой период из жизни поэта: пребывание его в двух ссылках — в Одессе и в Михайловском. В ней нет никаких особенно новых открытий в биографии Пушкина. По большой мастер русского слова Паустовский сумел живо воссоздать несколько картин подлинной жизни Александра Сергеевича Пушкина. И это уже немало!.."



Другие статьи в литературном дневнике: