***

Эль Ка 3: литературный дневник


«Н.Т.»: стихотворение, которое Сергей Юрский посвятил своей жене


И дольше века длится день,
И не кончается объятье.
Б. Пастернак


И вправду кажется, что дольше века
наш длится день. Подумать, как давно
я вышел после нашей первой ночи
в асфальтовое море на Светлане,
я обернулся, голову задрал, увидел —
ты явилась на балконе
в рубашке белой длинной. Странный танец
исполнила ты там, на высоте:
летали руки, быстрые пробежки
на маленьком бетонном пятачке
казались лёгким радостным круженьем,
а голова была закинута — вот так
прощалась ты со мной и с этой ночью.


Аккомпанировала танцу тишина,
гуленье голубей
и первого автобуса урчанье.


Тогда сказал я сам себе, что не забуду,
что бы ни случилось, я этот танец,
полный доброты,
прощанья, и прощенья, и призыва.


Вот век прошёл (да, кажется, что век!),
мы многое с тобой перешагнули,
немало создали, так много потеряли
и сами начали теряться в этом мире.
Я забываю имена и адреса,
и лица, и сюжеты прежних пьес,
по многу сотен раз мной сыгранных,
я забываю даже,
зачем я начал этот путь,
чего желал, чем клялся, с кем дружил
забыл, забыл...


но на суде,
на Страшном, на последнем,
когда мне скажут — ну, а что ты можешь
сказать в свою защиту? — я отвечу:
Я знаете ли, многим грешен, но...
(вам это, может быть, неважно, непонятно...)
я, знаете ли, я не позабыл
и никогда не забывал, как та,
что стала в будущем моей женой,
и родила мне дочь, и прожила со мной
всю грусть и прелесть этой быстрой жизни,
так вот — я не забыл, как ранним утром
она в пустынном городе — лишь мне —
рукой махала
и танцевала радость на балконе.
***Наталья Тенякова родилась в Ленинграде 3 июля 1944 года, окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) (курс Бориса Зона). Её сокурсниками были Ольга Антонова, Лев Додин, Виктор Костецкий, Сергей Надпорожский, Леонид Мозговой, Владимир Тыкке, другие мастера театра и кино.


Учась на третьем курсе ЛГИТМиКа, Наталья Тенякова встретила актера Сергея Юрского и влюбилась с первого взгляда. Это было как удар молнии, признавалась актриса в интервью.


А ведь на тот момент она была замужем за режиссером Львом Додиным, их брак был вполне благополучен. Но Тенякова не могла врать — жить с одним и любить другого. «Когда я поняла, что меня ударило, я пришла и честно сказала Леве: «Прости, Лева, но я влюбилась». Он побледнел и спросил: «Боже, в кого?». Я сказала: в Сергея Юрского. Он сказал: «Слава богу, ты б еще влюбилась в Иисуса Христа!», — признавалась актриса в одном из интервью. Дело в том, что в конце 1960-х Юрский был невероятно популярен. Он стал звездой сразу же после выхода своих первых фильмов «Человек ниоткуда», «Черная чайка» и др. Выслушав слова Додина о том, что Юрского ей не добиться, Тенякова сказала, что подаёт на развод, потому как чувства сильнее разума.


Роман Юрского и Теняковой начался в 1965 году во время во время съемок телевизионного спектакля Давида Карасика «Большая кошачья сказка» по мотивам сказки чешского писателя Карела Чапека. Фильм рассказывал о плачущей принцессе, которую развеселили «неведомой зверушкой» — котенком. Но зверёк убегает, и на поиски волшебника, якобы бы похитившего котенка, отправляются самые известные сыщики... Американского сыщика Сидни Холла играл Юрский. Его герой скрывает, сколько добра он сделал людям. Но Алиса в исполнении Теняковой знала о его благих поступках: «А знаете ли вы, мистер Сидни Холл, что вы ужасно хороший человек? И за то, что вы сделали для маленькой девочки в Генуе, для индийской прачки и для незнакомой женщины в море, вас все должны любить». Считала так и Тенякова — в реальной жизни.


Как говорит Юрский, с его стороны это тоже была любовь с первого взгляда. Но в тот момент супругой Юрского была популярная советская актриса Зинаида Шарко. Мучаясь чувством вины, он продолжал жить в семье. Когда Шарко узнала об измене, заперлась на неделю в своей комнате. Потом вышла и заявила, что покончит собой, если муж уйдет к Теняковой. Ненавидящий ультиматумы Юрский собрал вещи и переехал к другу Олегу Басилашвили. А потом перебрался на дачу к Теняковой, куда она съехала после развода и жила одна. Вскоре они расписались.


Жизнь преподносила им немало испытаний, После одного из них Тенякова взяла фамилию мужа и стала по паспорту Натальей Юрской. Это был своего рода протест против гонений на мужа в Ленинграде. Как рассказывала актриса позже, Юрскому не давали работать, он был везде запрещен как диссидент. «Когда его выжили из города, мы вынуждены были уехать в Москву, — вспоминала она. — И начались такие гадкие уговоры из серии: «Наташ, ну тебе-то зачем, тебя-то не трогают, останься в Питере, ты первая актриса БДТ, будешь играть все роли... То есть гадость несусветная. И как только начались эти разговоры, я в тот же день пошла и назло сменила фамилию на Юрскую».


Кстати, когда у Юрского наступали сложные времена, жена, по его словам, никогда его не успокаивала, «никаких поглаживаний по головке». Наталья Максимовна просто говорила супругу, что многим в жизни приходится ещё труднее, чем ему, и вообще главное правило жизни — не раскисать. Тенякова-Юрская убеждена, что только сильный характер может помочь справиться с трагедиями и ударами судьбы.


Однажды жизнь поставила актрису в страшное положение. Их с Юрским дочь Дарью сбила машина, мчавшаяся на полном ходу. После катастрофы девушку с десятками переломов доставили в Склиф. Это случилось днем. А вечером Наталье Максимовне нужно было играть Раневскую в «Вишневом саде» по Чехову. И она вышла на сцену.


«Мне потом сказали, что я никогда так хорошо не играла. А я не помню. Мне, конечно, вкололи что-то, чтоб держалась». В одной из сцен актёр Владимир Кашпур должен был обратиться к Теняковой с фразой: «Дочка, Дашенька моя, вам кланялась. Коллеги, зная о трагедии, строго-настрого запретили ему произносить имя «Дарья», пригрозив расправой, моральной, а то и физической. Кашпур и сам переживал за дочку Юрского и Теняковой, поэтому согласился и на сцене, слегка замявшись (все уже сотни раз отрепетировано до автоматизма), заменил Дашеньку на Машеньку. «А мне стало еще хуже, — признавалась Тенякова. — Потому что я всё поняла».


Умение играть в самые трагичные моменты жизни так, будто и не случилось ничего, Тенякова объясняет тем, что у артистов «какая-то другая нервная система. Нечеловеческая». Она не раз выходила на сцену больной, с высокой температурой, со сломанной ногой, с пневмонией. И ни один зритель не видел этого. А когда возвращалась за кулисы, падала.


Как ни странно, но ударом судьбы для актрисы стало то, что Дарья Юрская решила пойти по родительским стопам. Тогда, в 1990-е, как признается Наталья Максимовна, в культуре наступили страшные времена. В театр никто не ходил, актеры практически голодали. Поэтому, когда Даша отправилась на вступительные экзамены в Школу-студию МХАТ, #Тенякова позвонила Олегу Табакову и попросила: если не увидит в дочери никаких задатков, пусть не берет. «Я не хотела, чтобы она поступила, потому что она — дочь. Нет. Нет. Но Олег, встретив меня, когда Даша уже прошла все туры, развел руками и сказал: «Извини, Наташа, не мог не взять», — рассказывала артистка.


Но стрессы из-за актрисы-дочери не закончились и после того, как были вывешены все приказы о зачислении. В одном из спектаклей Дарья Юрская, еще будучи студенткой, играла дочь героев Натальи Теняковой и Вячеслава Невинного. Как говорит актриса, коллеги сказали ей после спектакля: «Наталья Максимовна, на вас жалко было смотреть. Профессиональнейший человек, вы повторяли за дочерью текст губами». Это признак очень плохого актера, сетует сама на себя Наталья Максимовна. И добавляет, что на том спектакле у нее от нервной дрожи даже выпали шпильки из парика. Тенякова-мать оказалась сильнее Теняковой-актрисы.


Источники:


Википедия



Другие статьи в литературном дневнике: