***

Эль Ка 3: литературный дневник

О, как ты пуст!
В осенней полумгле
Сколь призрачно царит прозрачность сада,
Где листья приближаются к земле
Великим тяготением распада.
О, как ты нем!
Ужель твоя судьба в моей угадывает вызов
И гул плодов, покинувших тебя
Как гул колоколов тебе не близок?
Великий сад!
Даруй моим словам
Стволов круженье, истины круженье,
Где я бреду к изогнутым ветвям
В паденье листьев,
в сумрак вожделенья.
О, как дожить
до будущей весны
Твоим стволам,душе моей печальной,
Когда плоды твои уносят,и только пустота
твоя реальна.
Нет! Уезжать!
Пускай когда-нибудь
Меня возьмут громадные вагоны
Мой дальний путь
и твой высокий путь
Теперь они тождественно огромны.
Прощай, мой сад !
Надолго ль? Навсегда!
Храни в себе молчание рассвета
Великий сад,
роняющий года
На горькую идиллию поэта.


1960 г.
И.Бродский. 20 лет


***


Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух - не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!


Плящущим шагом прошла по земле! - Неба дочь!
С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь
Бог не пошлёт на мою лебединую душу!


Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!



М.Цветаева
из сборника "Вёрсты"
Декабрь 1920
Москва



Пожирающий огонь — мой конь.
Он копытами не бьет, не ржет.
Где мой конь дохну;л — родник не бьет,
Где мой конь махнул — трава не растет.
Ох, огонь — мой конь — несытый едок!
Ох, огонь — на нем — несытый ездок!
С красной гривою свились волоса...
Огневая полоса — в небеса!


1 августа 1918



***
Психея
1
Не самозванка — я пришла домой,
И не служанка — мне не надо хлеба.
Я — страсть твоя, воскресный отдых твой,
Твой день седьмой, твое седьмое небо.
Там на земле мне подавали грош
И жерновов навешали на шею.
— Возлюбленный! — Ужель не узнаешь?
Я ласточка твоя — Психея!
2
На; тебе, ласковый мой, лохмотья,
Бывшие некогда нежной плотью.
Всё истрепала, изорвала, —
Только осталось, что два крыла.
Одень меня в свое великолепье,
Помилуй и спаси.
А бедные истлевшие отрепья —
Ты в ризницу снеси.


30 апреля 1918


* * *
Как правая и левая рука —
Твоя душа моей душе близка.
Мы смежены, блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь встает — и бездна пролегла
От правого — до левого крыла!


27 июня 1918


***


Целовалась с нищим, с вором, с горбачом,
Со всей каторгой гуляла — нипочем!
Алых губ своих отказом не тружу, —
Прокаженный подойди — не откажу!


Пока; молода —
Всё как с гуся вода!
Никогда никому — нет! —
Всегда — да!


Што за дело мне, што рваный ты, босой:
Без разбору я кошу, как Смерть косой.
Говорят мне, что цыган-ты-конокрад,
Про тебя еще другое говорят...


А мне что за беда —
Что с копытом нога!
Никогда никому — нет! —
Всегда; — да!..


Блещут, плещут, хлещут раны — кумачом.
Целоваться я не стану — с палачом!


Ноябрь 1920 Москва


***



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.11.2021. ***
  • 22.11.2021. ***
  • 20.11.2021. ***
  • 06.11.2021. ***
  • 05.11.2021. ***