Витторе Карпаччо. Молодой рыцарь на фоне пейзажа

Эль Ка 3: литературный дневник

Витторе Карпаччо. «Молодой рыцарь на фоне пейзажа».х.м. 1510 год. размер 218 х 151 см. Это один из первых в европейской живописи портретов в полный рост.


В каком-то лохматом доперестроечном году в Эрмитаж привезли выставку из Мадрида, полотна из собрания Тиссен-Борнемиса. Это было большое событие в культурной жизни Ленинграда, а может быть и в СССР.
В моей памяти отпечатался облик юноши в чёрных доспехах и совершенно не оставил следа пейзаж...Помню, что птички и цветочки были, но...как всегда большое НО. Всё ушло в туман. А вот фигура плотно стоящего на земле рыцаря с широко расставленными ногами -(попробуй сдвинь!)врезалась оказывается надолго. А ещё запомнился сияющий металл рыцарских доспехов, что входил в диссонанс с юным нежным лицом вьюноши.


*


Честно скажу, я думаю, что и огромный баннер, висевший на брандмауэре в начале Суворовского проспекта и изображавший Инну Чурикову в образе Жанны д*Арк, сделанный к фильму "Начало", тоже имел под собой основу именно это полотно. Правда там Инна держала тонкое древко в левой руке, но поза ...на белом полотне черная графическая фигура в доспехах с широко расставленными ногами.
Это правда висело за десяток лет до выставки и постоянно привлекало моё внимание, когда я пила маленький двойной в кафе-пристройке к дому напротив. Имя часто сопровождавшего меня педагога по композиции я уже и не помню. Мало ли их было в нашей Бразилии ...Педров этих:)


Память ...вот хранит не их, а изображение Жанны в доспехах.
У Чуриковой был юбилей и мне очень хотелось найти фото. Но...Я тогда так и не нашла ничего. Баннер многие помнили - в то время это действительно редкость, тем более размера с 4-эт. дом, а вот фото- нет, так и не нашла. А классный баннер был.


Ну и про доспехи.
Дело не в том, что я увлекалась или не увлекалась оружием и доспехами, хотя деток в своих конечно водила и в рыцарский зал Эрмитажа и книжки про воинов и войну, и про доблестные подвиги героев покупала. Младший сын потом в истории разбирался лучше меня.
Но что-то помнила, особенно в изображениях этих самых рыцарей, их портретов.


Ну и к чему это я? Да вот.



2 марта состоялась премьера концертной программы "Я русский"
Новый сценический образ...ослепительный Ярослав. После интро он появляется на фоне пылающего прямоугольника черной фигуркой с расставленными ногами -"Дай жару!" И даёт рокерского жару.
В чёрной косухе с металлическими наплечниками (полосками с заклёпками) чётко читается прообраз рыцаря и ...та-дам! В чёрных джинсах с наколенниками... АХ, эти наколенники!!! Словно украденные у рыцаря....конечно тут же и выскочил тот юноша Карпаччо. В моей голове так сложилось.



И тут могу добавить, что вполне возможно, в голове самого продюсера сложился этот образ совсем не из итальянского Возрождения( хотя кто знает), а скорее из центральной части триптиха Павла Корина " Александр Невский", написанным художником в 1942 году. И выставлен в этом же году. Да. во время Великой Отечественной войны.



Про сам концерт здесь писать не буду.
Я хотела только сделать заметку о своих впечатлениях от нового образа первого блока концерта.
Нет, всё же добавлю про синий сюртук. Видела в Эрмитаже такой, не совсем, но покрой, цвет, даже кант красный в отделке по воротнику и обшлагам - как в историческом парадном мундире офицера Войска Донского. )) Ну так изучал же историю костюма Ярослав, наверно и не раз видел. Только тут ещё и аксельбанты с шикарным российским гербом на спине появились.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 21.03.2023. ***
  • 05.03.2023. Витторе Карпаччо. Молодой рыцарь на фоне пейзажа