Леонид Аранзон

Эль Ка 3: литературный дневник

Вот человек, идущий на меня,


я делаюсь короче, я меняюсь,


я им задавлен, оглушен, я смят,


я поражен, я просто невменяем,



о, что задумал этот великан,


когда в музеях сумрачных шедевры


обнажены и мерзнут и векам,


как проститутки, взматывают нервы,



а за оградами шевелятся сады,


и портики тяжёлые на спинах


литых гигантов, и кругом следы


изящества и хрипов лошадиных.



как непонятен гений и талант,


живёт он в нас или живёт помимо,


как в яблоке, разбитом пополам,


живут сады, как будто в спячке зимней,



всё знать вокруг и ничего не мочь,


входить творцом и уходить вандалом,


но будь во мне, дурачь меня, морочь


предчувствие великого начала,



и вдруг я вырос, кончился мираж,


гигант шатнулся, выдохся, отхлынул,


остался мир, балдеющий, как пляж,


и всевозможный, как осенний рынок,



теперь иду спокойный человек,


несу свой торс, пальто несу и шляпу,


моя нога вытаптывает снег,


и облака игрушечные виснут.



1960
Клянчали платформы: оставайся!
Поезда захлёбывались в такте,
и слова, и поручни, и пальцы,
как театр вечером в антракте.

Твоя нежность, словно ты с испуга,
твоя лёгкость, словно ты с балета,
свои плечи, волосы и губы,
ты дарила ликованью лета.

Рассыпались по стеклу дождины,
наливаясь, ночь текла за город,
тени липли, корчась на заборах.

И фонарь, как будто что-то кинул,
узловатый, долгий и невинный,
всё следил в маслящееся море.

1958
* * *



Всё ломать о слова заострённые манией копья,


в каждой зависти чёрной есть нетленная жажда подобья,


в каждой вещи и сне есть разврат, несравнимый ни с чем.


Вот на листьях ручей. Так давай говорить о ручье.


Вот на листьях ручей. Это ранние влага и свет.


Я смотрю на тебя, отражённого в дикой траве.


Просыпаться. Зачем? Ты во сне наклонишься к ручью,


я тебя ничему так до смерти и не научу.


О, забейся, как лист, и, схватившись за ветвь, наклонись,


всё скользи по траве и цепляясь, и падая вниз.


О язык отраженья, о вырванный с мясом язык,


повторяешь с трудом зазубрённые кем-то азы.


Вот на листьях ручей. Ты к нему наклонись не дыша.


Безглагольный зародыш под сердцем, всё та же душа.


Вот на листьях ручей. А над ним облака, облака.


Это снова скользит по траве, обессилев, рука.


Будут кони бродить и, к ручью наклоняясь, смотреть,


так заройся в ладони и вслушайся: вот твоя смерть.


* * *



Развязки нет, один – конец,


а жизнь всё тычется в азы,


мой стих ворочался во мне,


как перекусанный язык.



И плащ срывается в полёт,


и, отражаясь в мостовых,


вся жизнь меж пальцами течёт,


а на ладони бьётся стих.



Да, стих, как выкрикнутый крик,


когда река скользит в дожди,


мой стих – не я, не мой двойник,


не тень, но всё-таки сродни.



Так вот мой стих – не я, рывок


в конец любви, в конец реки,


как слабый звон колоколов


от ветром тронутой руки.



Так отделись, мой стих, как звон,


как эхо, выкатись на крик,


чтоб губы, став подобьем волн,


меня учили говорить.



1961



***
Троллейбусы уходят в темноту,


дрожат дворцы, опущенные в воду,


и прирастают крыльями ко льду


по-птичьему раскинутые своды.



Опять ты здесь, безумец и летун,


опять за ночь ты платишь чистоганом,


и, словно мышь, накрытая стаканом,


ты мечешься на каменном мосту.



Всё – лже-любовь: мгновенности реки,


твои глаза, закрытые ладонью,


и всплеск твоей опущенной руки.



Нас всё равно когда-нибудь догонят.


Нас приведут и спросят в темноту:


зачем в ту ночь стояли на мосту?



1959 (1960?)



Другие статьи в литературном дневнике: