Леонид АранзонВот человек, идущий на меня, я делаюсь короче, я меняюсь, я им задавлен, оглушен, я смят, я поражен, я просто невменяем,
о, что задумал этот великан, когда в музеях сумрачных шедевры обнажены и мерзнут и векам, как проститутки, взматывают нервы,
а за оградами шевелятся сады, и портики тяжёлые на спинах литых гигантов, и кругом следы изящества и хрипов лошадиных.
как непонятен гений и талант, живёт он в нас или живёт помимо, как в яблоке, разбитом пополам, живут сады, как будто в спячке зимней,
всё знать вокруг и ничего не мочь, входить творцом и уходить вандалом, но будь во мне, дурачь меня, морочь предчувствие великого начала,
и вдруг я вырос, кончился мираж, гигант шатнулся, выдохся, отхлынул, остался мир, балдеющий, как пляж, и всевозможный, как осенний рынок,
теперь иду спокойный человек, несу свой торс, пальто несу и шляпу, моя нога вытаптывает снег, и облака игрушечные виснут.
1960
Всё ломать о слова заострённые манией копья, в каждой зависти чёрной есть нетленная жажда подобья, в каждой вещи и сне есть разврат, несравнимый ни с чем. Вот на листьях ручей. Так давай говорить о ручье. Вот на листьях ручей. Это ранние влага и свет. Я смотрю на тебя, отражённого в дикой траве. Просыпаться. Зачем? Ты во сне наклонишься к ручью, я тебя ничему так до смерти и не научу. О, забейся, как лист, и, схватившись за ветвь, наклонись, всё скользи по траве и цепляясь, и падая вниз. О язык отраженья, о вырванный с мясом язык, повторяешь с трудом зазубрённые кем-то азы. Вот на листьях ручей. Ты к нему наклонись не дыша. Безглагольный зародыш под сердцем, всё та же душа. Вот на листьях ручей. А над ним облака, облака. Это снова скользит по траве, обессилев, рука. Будут кони бродить и, к ручью наклоняясь, смотреть, так заройся в ладони и вслушайся: вот твоя смерть. * * *
Развязки нет, один – конец, а жизнь всё тычется в азы, мой стих ворочался во мне, как перекусанный язык.
И плащ срывается в полёт, и, отражаясь в мостовых, вся жизнь меж пальцами течёт, а на ладони бьётся стих.
Да, стих, как выкрикнутый крик, когда река скользит в дожди, мой стих – не я, не мой двойник, не тень, но всё-таки сродни.
Так вот мой стих – не я, рывок в конец любви, в конец реки, как слабый звон колоколов от ветром тронутой руки.
Так отделись, мой стих, как звон, как эхо, выкатись на крик, чтоб губы, став подобьем волн, меня учили говорить.
1961
*** дрожат дворцы, опущенные в воду, и прирастают крыльями ко льду по-птичьему раскинутые своды.
Опять ты здесь, безумец и летун, опять за ночь ты платишь чистоганом, и, словно мышь, накрытая стаканом, ты мечешься на каменном мосту.
Всё – лже-любовь: мгновенности реки, твои глаза, закрытые ладонью, и всплеск твоей опущенной руки.
Нас всё равно когда-нибудь догонят. Нас приведут и спросят в темноту: зачем в ту ночь стояли на мосту?
1959 (1960?) © Copyright: Эль Ка 3, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|