Прощай, немытая Россия!

Нина Бойко: литературный дневник

ВАЛЕРИЙ ХАТЮШИН о стихотворении Минаева "Прощай, немытая Россия!"


В XIX веке читающей публике был широко известен стихотворный сатирик, пародист и мистификатор Д.Д. Минаев (1835—1889). Он активно стряпал пародии не только на классиков русской поэзии: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Плещеева, но даже и на Толстого и Данте. Между прочим, накатал он не уступающий по объему оригиналу пародийный роман «Евгений Онегин наших дней».
В 1873 году этот разыгравшийся рифмоплет, ярый ненавистник монархической России, накропал пародию на стихотворение А.С. Пушкина «К морю», начинающееся всем известной строкой: «Прощай, свободная стихия!». Пародийный опус демократа Минаева для каждого нормального русского человека звучал кощунственно и отвратительно: «Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ. И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ». Под своим именем опубликовать эту мерзость он не решился — видимо, из-за обычной демократической трусости. И анонимная дешевка долгое время просто гуляла по рукам. Но в 1887 году археограф П.И. Бартенев с подачи Д.Минаева опубликовал ее в своем журнале «Русский архив» под… именем М.Ю. Лермонтова. Имя великого поэта, на первый взгляд, и впрямь выглядело достоверно, т.к. пародия эта заканчивалась словами: «Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей».
Излишне говорить, что не существует и не могло быть ни черновика, ни лермонтовского автографа этой пародийной дешевки. (Разве мог он, боготворивший Пушкина, так испохабить его строку: «Прощай, свободная стихия!»?) Более того, в дальнейшем Минаевым была написана сатирическая поэма «Демон», пародирующая самого Лермонтова, в которой имеются такие строки: «Бес мчится. Никаких помех Не видит он в ночном эфире. На голубом его мундире Сверкают звезды рангов всех...» В ней Минаев как бы прокалывается, засвечивает свою руку — он повторяет понравившуюся ему метафору с «голубыми мундирами». В то время как в стихах Лермонтова эти пресловутые «голубые мундиры» отсутствуют начисто.
Многие русские литературоведы возмущенно доказывали непричастность М.Ю. Лермонтова к данной фальшивке, и среди них — выдающийся современный ученый, пушкинист Н.Н. Скатов. Но несмотря ни на что, весь ХХ век всяческие комневежды и демократические мерзавцы приписывали этот русофобский минаевский текст Лермонтову, неоднократно включая в его Собрание сочинений! Не говоря уже о том, что этот примитивный опус неизменно входил в школьную программу по изучению творчества Лермонтова. И продолжает входить!


******
_________________
"Читаю историю Соловьева. Все, по истории этой, было безобразие в допетровской России: жестокость, грабеж, правеж, грубость, глупость, неуменье ничего сделать... Читаешь эту историю и невольно приходишь к заключению, что рядом безобразий совершилась история России.Но как же так ряд безобразий произвели великое единое государство?" (Л. Н. Толстой)
******


НИНА БОЙКО
В 1941 году в статье «Гнусность» Шолохов писал, как близ села Ельня разгорелся упорный бой. Фашисты построили перед домами укрепления, замаскировали их и долго отстреливались. А когда наши части перешли в наступление, фашисты выгнали из села всех женщин и детей и поставили их перед своими окопами. Шолохов задает вопрос: «Если уцелеют эти гитлеровские солдаты, как не стыдно будет им потом смотреть в глаза своим матерям, женам и сестрам?»
Удивительно, что Сахаров в 1968 году не увидел у чехов такой же гнусности, когда впереди автоматчиков они пустили женщин и детей в колясках. Сахаров обвинил советскую армию! Пёрли, мол, прямо на беззащитных! Да и не было там д е т е й в колясках, потому что матери – везде матери. А если были, то отказники –– гуманные чешские воины вполне могли это сделать.


И вот еще статья Шолохова за 1941 год. «Вооруженные карандашами, записными книжками и ручными пулеметами, мы едем на автомобиле к линии фронта, обгоняя множество грузовых машин, везущих к передовым позициям боеприпасы, продовольствие, красноармейцев».
Зато диссидент Солженицын аж до февраля 1943 года отсиживался в тылу! И не стеснялся писать: «Четыре года моей войны! Мы месили глину плацдармов. Корчились в снарядных воронках. Господи! Под снарядами и бомбами я просил тебя сохранить мне жизнь …» Не соврал только в одном –– о своей шкуре пёкся!
А вот у Шолохова солдат восклицает: «А как вы думаете, мог я не пойти против такого врага? Какую жизнь он, этот проклятый враг, порушил!»


В 1959 году Шолохов пишет: «Биллы» с Уолл-стрита и лондонского Сити ставили ставку на то, что обескровленный и обессилевший в жесточайшей изнурительной войне с Гитлеровской Германией Советский Союз выйдет из строя как могущественная держава и попадет в лапы англо-американским империалистам. Именно поэтому они как можно дольше откладывали открытие второго фронта. И советский народ в течение трех лет один на один, грудь с грудью, сражался с гитлеровскими полчищами».
А вот выступление Солженицына 30 июня 1975 г. Перед трехтысячной аудиторией, собранной стараниями руководства АФТ– КПП в Вашингтоне, он угодничал: «Бремя лежит на плечах Америки. Ход истории, хотите вы этого или нет, возложил на вас руководство миром!» – Шкура, она и есть шкура. И эта шкура мозолит теперь глаза своей могилой в одном из московских монастырей! Каково?





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 04.12.2010. Прощай, немытая Россия!