Поэт и Художник Станислав Гончаров

Раиса Бобрешова: литературный дневник

В нашев городе галерея АРТБАЗА начинает новый проект АРТПАМЯТЬ, работает выставка замечательного художника и поэта Станислава Гончарова.
Книга его стихов была издана в 1996 году. У меня эта книга есть, уже и странички пожелтели, а я только сейчас её открыла... Такое богатство пылилось у меня на полке! Решила перепечатать несколько стихотворений, чтобы сохранить в электронном виде, разослать друзьям...
Выбрать было ОЧЕНЬ трудно, поэтому я просто перепечатывала наугад. Вот что из этого получилось.


СТАНИСЛАВ ГОНЧАРОВ.
Стихи.


Ну вот и пришла эта пора. Пришла пора
издавать книгу своей лирической исповеди.
Да – это поиск себя в России и России – в себе…
Россия: и эмоциональна, и созерцательна…
Она – всякая… И таковы её поэты.
Она крон чужих дерев не трясёт.
И таковы её народы.
Она – многомерный образ.
И таковы её дороги судеб.
Она – свет в сердце к а ж д о г о, кто
без неё – н и ч т о.
Для меня это так.

1996


НАЛИЧНЫЕ


Отблески зари, ума и стекла…
А была ведь моей… и светилась
Чудом теплится свет, но совсем нет тепла.
Наизнос пламенела ДУША… Раздарилась…

1995


ХУДОЖНИК И МУЗА
Великому русскому художнику
Ивану Сандыреву.


На свете счастья нет…
(А.С.Пушкин)


Художник и муза… Последняя фаза луны…
Россия, я – русский и русским пребуду всегда.
Обсмеянный счастьем, остудный храню Божий дар:
озимое сердце, Россия, озимые белые льны.

1991



* * *
Стихи написаны во мне…
Их не пишу, а вспоминаю
не стихотворно, а буквально
так, как я воздухом дышу…


Стихосмотреньем не грешу
Грошевым думам не внимаю.
Не уподобившись грошу
не уподоблюсь и рублю я.


Крыл в час крапивы не гашу, –
пепел души не разгребаю.
Зачем? Не ведаю… дышу
и не пишу стихов… не знаю.


Стихи написаны во мне
Их не пишу, а вспоминаю
памятью, что на глазном дне
Музы…, очам Ея внимая.


Нестихотворные Оне…
как эта жизнь, как Русь Святая, –
промысел Божий в каждом дне
в ковше, где первый снег не стаял,
где у ИКОНЫ свеча тает…
(на НЕЙ Георгий на коне)

1994, 1996


* * *
Скупая речь твоих одежд.
Но как она меня пленила
немногословием прервала
медовую строку и речь.
Ты мне явилась объявить,
что красота немногословна
и потому она весома. –
что её нечем заменить.

1971


КРУГ НЕПОЭТИЧЕСКОЙ ПОГОДЫ.


Суетится, суется, тасуется
однозначно – как зеркала,
из которых ушли все люди
кто куда? … Но все по делам.
Словно спины мелькают годы
человекосуету в лицо…
и как первое колесо –
жизни круг посреди погоды.

1971


* * *

Т.О.
На душе у меня непонятье,
На душе у меня неспокой.
Так бывает, когда проклятья –
За спиной.
А всего лишь простая штука.
С брички полдня
Безысходную судьбу лошади,
Вдруг, я понял.

1967



ПОСЛЕ ДОЖДЯ


Малиновый закат, отчётливая серость,
отточенный, как жест заученный урок,
очерченная контуром оседлость, –
впрок и не впрок…….
Поэзия, отчётливая проза,
малиновый закат и серость дней.
Корпит природа, кипятится поза
очередных дождей……

1972



* * *


Когда лесной замес
слов суженых иму я
тогда любой отвес
идёт через кривую.


Тогда в моих глазах –
кривее, чем кривые,
вокруг собачьих вый –
конечные прямые.

1972


* * *


Доносится набат из дали Времени…
Так за холмами мчится где-то конница,
которая нагрянет, как спасение.


Как вслушивалися в топот ратных конников,
как ожидали с битвы ратных витязей, –
как я слежу за поднятыми копьями.


Прозревшие глаза, как стая рыб,
в гигантской сети, брошенной на берег,
как заблудившийся в тумане Гений.

1968


* * *


Часы – вы бег из бездн бездонных?
Невыносимо … Чей вы – глас?
Зачем вы за спиной, как глаз?
Зачем пред очи вы – бездонны?
В каждом букете белых астр –
Холодный свет, ушедших нас.

1968



* * *


Ужель удел людья,
людской теряя облик, –
хлестать вовсю коня,
влюблённого в оглобли…?



УТРО


Заря – не плод чудотворящей тьмы
но воплощённое в гармонии извечное;
извечно, что болезнь души излечивает
не различающей: где явь, где её сны

1989



ПИСЬМО В ОТЧИЙ ДОМ.


Какой же я, мать, одинокий
Вы живы… И я рад тому…
Я отчие ваши очи
и в одиночестве иму…
Я жив. Не вымирают чувства…
Так вот когда-то чёрный снег…
пошёл, чтоб в сердце была пустынь,
что уж настигла почти всех.
Пишу вам. Так вот и живу я…
Иль доживаю век земной…
Ту, что любил, так и люблю я,
Нарекшуюся РУССКОЙ ЗЕМЛЁЙ.

1991


* * *


Всё то же пред обыденным окном…
Но: думы, думы, думы, думы – правда.
И потому мне тяжко и бесправно,
и что любовь моя исхлёстана кнутом.

1992


*.* *


Россия – рабочее место моё…
Кому-то Она – тьма и старая кляча.
А мне щедро светят берёзы её…
А я, погибая с ней… о Ней плачу…

1966, 1999


* * *
Март охладом дышит… Ох, как!
Вьюжит, как февраль.
Но апрель, вдруг ненароком,
бац… и март убрал.
До апреля он нагрянул,
в марте… вот чудак.
Наголо раздев поляны,
не одел… никак.

1995



РОМАНС


Т.Г.


Душа моя, моя печаль.
Спасибо, что ты мне явилась.
На сердце свет – твоя печать,
которой ты запечатлилась.


Не мыслю жизни без тебя
В свеченье утреннего света.
О, утренняя звезда моя, –
Песня твоя, что светом спета.


Заслушался я навсегда…
Сердцем заслушался, родная,
как ты поёшь, в небе сияя…
О, утренняя моя звезда.

1995



ПОВТОРНАЯ
РЕАЛЬНОСТЬ
И ТО ЖЕ САМОЕ


Мы в новый круг безБожия вошли,
перестроивши колонны далей в хаос…
Цирк… Будущего нет. Теперь лишь вши
Прыгают за горизонт из наших пазух…


И каждый сам себе: и близь, и даль…
И каждый необъятное…объял…


И каждый каждого наедине… объел…
Ложь царит, коварства беспредел…


Но о том же АзЯдума в ком была
в ком Россия: и судьба, и два крыла…
в ком не гаснет в сердце свет Христа,
в ком несложна суть души и непроста

1995


* * *


Уж пора б знать распутью трёх дорог,
души в сей мир жаждущей высказаться,
что как аукнется. Так и откликнется.
Чтоб не гадать потом: где Бог, а где порог.

1995




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.11.2019. Поэт и Художник Станислав Гончаров