И греет наши души их любовь

Орёл Город: литературный дневник

ИМЕННО ЛЮБОВЬ К ЗЕМЛЕ, К ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЕ, К ЖЕНЩИНЕ, К СЕМЬЕ ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ТВОРЧЕСТВА ИЗВЕСТНЕЙШЕГО ОРЛОВСКОГО ЖИВОПИСЦА ГЕОРГИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ДЫШЛЕНКО.


"Уж столько лет, как следы их остыли,
Но каждый раз мы ощущаем вновь,
Придя сюда: какими они были!!!
И греет наши души их любовь".


Часто специалисты спорят: а что важнее в творчестве? Талант, честолюбие, деньги, профессионализм или любовь? И, наверное, всё-таки любовь к земле, к окружающей природе, к женщине, к семье лежит в основе творчества известнейшего орловского живописца Г. В. Дышленко, чья выставка, посвящённая 80-летию со дня его рождения, открылась в Орловском областном выставочном центре. На вернисаж собрались близкие, друзья, ученики, представителя творческих союзов, те, кто любил его при жизни, кого коснулся свет, исходящий от Георгия Васильевича. Говорили о его таланте, о том, что он принадлежит к самым выдающимся живописцам Орловщины, чья живопись имеет и огромное историческое значение, потому что послевоенный Орёл и его окрестности менялись и развивались на его глазах и по некоторым работам можно даже датировать орловские новостройки или смотреть, как выглядел Орёл в памятном августе 1943 года.


Тепло и проникновенно говорили о нём как о человеке крупнейшие архитекторы Орла С. И. Федоров и М. А. Рохлин, чьё творчество на протяжении многих лет было связано с Орловским драматическим театром. Как о студенте-однокурснике рассказала Г. И. Салова, которая в трудные послевоенные годы училась вместе с ним в Харьковском художественном институте... И все выступавшие с горечью и сожалением высказывали мысль о том, что Георгий Васильевич при жизни не получил тех знаний, которых он, несомненно, заслуживал, ибо был, по мнению выступавших, истинно народным художником.


В 1939 году он закончил Харьковское художественное училище, получив от украинской художественной школы яркость и насыщенность цвета, которая впоследствии в сочетании с русской реалистической школой (а Г. В. Дышленко очень любил Репина, Сурикова, Левитана, Коровина) и даст тот живописный строй, который и станет его отличительной особенностью.


После училища - служба в армии и война "от" и "до", "от звонка до звонка". В 1943-м он был в числе тех, кто освобождал Орёл, а вечером у взорванного моста встретил девушку, свою будущую жену. К ней он и приедет после войны, и с тех пор его жизнь будет связана с Орлом. В 1959 году, будучи известным художником, он начал преподавать на художественно-графическом факультете единственного тогда в Орле института и проработал там 20 лет, пройдя путь от преподавателя до доцента. Много лет он работал деканом факультета, воспитал не одно поколение не только педагогов, но и художников профессионалов. Среди учеников Дышленко немало членов Союза художников России, известных не только в Орле, а Владимир Леонов первым из его учеников стал заслуженным художником России, получив звание, которого так и не удостоили его учителя.


Высокая культура, образованность, знание русской истории, литературы и, конечно, искусства притягивали к нему людей. Наверное он имел какую-то свою ауру, и его гостями можно было видеть не только художников, но и музейных работников, литераторов, которые вспоминают о нём теперь с огромным уважением, подчёркивая прежде всего такие его качества, как доброта, умение и желание бескорыстно помочь, хлебосольство: голодным, без традиционного чая с орловской выпечкой из его дома не выходил никто: ни друг, ни просто студент 3-го курса.


У него была прекрасная семья. С Еленой Петровной они прожили всю жизнь вплоть до её смерти и всегда смотрелись удивительной парой - оба красивые, сдержанные, совершенно неразделимые. Три сына - давно уже взрослые мужчины. Мастерская, откуда он, бывало не выходил неделями, преподавание и общественная работа (Г. В. Дышленко был преподавателем Орловской организации СХ и членом правления и много сделал для становления Орловского союза художников), казалось, отнимали всё его время. Но было ещё одно увлечение, о котором не все знали - дача. Почти всё, что изображено в его натюрмортах, - это не муляжи и не искусственные цветы, а плоды, выращенные на своём садовом участке. Прожив всю жизнь среди деревьев, цветов и трав, выращенных его руками, он их и изображал в своих натюрмортах...


Работы Георгия Васильевича можно разбить на три части: портрет, пейзаж, натюрморт и война, воспоминания о которой не давали ему жить спокойно. Периодически он возвращался к этой теме, иногда в виде больших и программных вещей, таких, как триптих "Хатынь", или небольших пейзажей. И уже много лет после войны, в 1983 году, Дышленко снова вернулся к этой теме, использую, бесспорно, натуральные зарисовки и этюды. В результате возникло полотно "Орёл в первые дни освобождения".


Из портретов привлекают внимание "В весеннем лесу. Портрет жены", где Елена Петровна, тогда ещё совсем молодая, прекрасная женщина, на фоне пробуждающего леса, с букетиком ярко-синих подснежников в руках, и портрет Виктора - младшего сына, с которым он незадолго до смерти писал серию натюрмортов в мастерской. Помню, меня тогда поразила радость и приподнятость Георгия Васильевича от того, что Виктор пишет рядом с ним. Он с неподдельным восхищением говорил мне: "Смотри, Витька лучше меня написал". Как бы особняком по цветовой гамме стоит портрет инженера-технолога К. В. Дорожкиной" - автора рецепта "орловского" хлеба. Произведение очень сдержанное по цвету. А вообще и предметы, и люди с его картинах какие-то особенные, Гергия Васильевича невозможно перепутать ни с кем. Портрет К. В. Дорожкиной - не единственное произведение, посвящённое "орловскому" хлебу. К зональной выставке в Орле в 1974 году мастер создал большой натюрморт, который так и назвал: "Орловский хлеб". Именно "Орловский хлеб" и положил начало целой серии натюрмортов о красоте и многообразии изделий - творений человеческих рук.


В его работах жанры как бы проникают друг в друга - очень тесно переплетаются и портрет, и пейзаж, и натюрморт. Таков, например, "Портрет жены", о котором говорилось выше, написанный на фоне весеннего пейзажа. Очень часто можно встретить натюрморт, поставленный не в замкнутом пространстве комнаты, а на фоне пейзажа, например на даче. Таков и натюрморт "Дары осени", 1977 г. Яркая, насыщенная живопись, широкий лёгкий мазок, положенный точно на своё место, умение передать фактуру предметов: тончайшие лепестки цветов, плотный, тяж1лый янтарный мёд в восковых сотах, тугие, блестящие, осязаемые тона рыб, домотканость рушников, блики на лезвии ножа, пушистость ольховых серёжек.


Большое значение он всегда придавал свету, освещённости, много над этим работал, и его болгарская серия (а он был участником болгарского пленэра и создал большое количество работ по Болгарии) отличается от среднерусского пейзажа совершенно другой воздушной средой. В этом можно легко убедится, посмотрев часть его болгарских работ, представленных на выставке.


Великолепны его небольшие этюды, про которые говорят, что они пишутся для души. Через много лет, оглядываясь назад, понимаешь, что написаны они были не только рукой, но и сердцем мастера.


Пережив его во времени, мы можем теперь сравнивать, критиковать, спорить, а он, прожив свою жизнь цельно и хорошо, теперь уже не может нам возразить. 17 июля исполнилось два года с того дня, как нет мастера с нами, и все мы, знавшие его остро чувствуем, как нам его не хватает. И уже не придёшь, как раньше, и не услышишь его знаменитое: "А, это вы, хлопцы, заходите!"


Память о нём живёт. Спасибо детям, которые не бросились продавать его творческое наследие, а бережно хранят. Спасибо сыну Виктору - он сохраняет теперь мастерскую, а городским властям - за то, что поддержали просьбу Союза художников сделать мастерскую мемориальной, а также выделили средства на приобретение камня на памятника на его могилу на Афанасьевском кладбище. Спасибо за то, что городская администрация приняла решение об установлении мемориальной доски. Не исключено, что скоро в Орле появится улица им. Г. В. Дышленко, ведь он, как мало кто из нас, своей жизнью, творчеством, любовью к людям заслужил такую честь.


Л. ПОТАПОВ, член Союза художников России.


Просторы России №30



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 25.09.2011. И греет наши души их любовь