Самый короткий год

Мирослава Завьялова: литературный дневник

А вы знаете, что в истории государства Российского существовал год, который продлился всего 4 месяца?
1 сентября наступил 7207 год от Сотворения мира, который , по идее, должен был продлиться до 1 сентября следующего года, и стать 7208, но 1 января, по указу Петра I ... он стал 1700 годом.


В 1697 году царь Петр Алексеевич отправился в большое путешествие по европейским странам, вошедшее в историю под названием Великого посольства. Государь ехал инкогнито, под именем Петра Михайлова. Руководили посольскими делами генералы Франц Лефорт и Федор Головин, а также думный дьяк Прокопий Возницын. Старшинство закреплялось за Лефортом — другом и соратником Петра, проводником царя по буйным пирушкам и прочим радостям Немецкой слободы. Царь Петр попробовал европейскую жизнь в качестве частного лица. Государь овладел множеством ремесел и специальностей. По его приказу в Англии закупались приборы, оружие, книги. Сам монарх любил европейские изящные вещицы и разного рода раритеты. Время «зимних вакаций» с 1697 года на 1698-й российский монарх провел в Голландии. Рождество 1697 года Петр Алексеевич отпраздновал со свитой в Амстердаме. А вслед за ним — Новый год, который, как и в Германии, отмечали здесь давно, пышно, с большим размахом.


Город каналов. Любимые фейерверки повсюду и везде. Их отражения в воде. Шум, музыка, затейливо наряженные деревья. Лодочки. Пиры. А вслед за тем — большое путешествие под парусами в Англию. Очень приятно, очень красиво, не правда ли? Как тут не впечатлиться до глубины души, особенно если тебе всего-то двадцать пять…По окончании Великого посольства Петр I развернул широкую программу европеизации России. Но к русскому православному Рождеству с его древними традициями западные «новины» приписать было трудновато. Петр имел основания всерьез опасаться, что попытка перенести амстердамское Рождество на московские улочки поднимет людей на большой выплеск «волюшки». К тому же, Патриарх посмотрит косо — святейший Адриан хоть и ветх годами, но к нарушениям устоев строг…


И вот, в декабре 7207 (1699) года, появляется указ Петра I не только о праздновании Нового года 1 января, но и новом летоисчислении от Рождества Христова.


"А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года".


Вот так и утвердился в России новогодний праздник. Потом уже, после Петра I, традиция массовых новогодних гуляний постепенно сошла на нет, а торжества проводились в императорских дворцах. Дочь Петра I Елизавета Петровна, большая любительница повеселиться, ввела традицию устраивать на Новый год бал-маскарад.


Летосчисление от Сотворения мира исчезло у нас далеко не сразу. В официальных государственных бумагах два разных счета лет путались еще долго. Однако к концу Петровского царствования старый счет помнила только Церковь. Европейский вариант — «от Рождества Христова» — возобладал.
С празднованием Нового года вышло иначе. Все-таки этот праздник выглядел у нас как нечто совершенно ненужное, как блистательная государева прихоть. Скончался Петр — и скоро все забыли о новогодних торжествах. И елочки пропали, и стрельба из ружей, и «смоляные бочки». Не всем нужна Голландия посреди России. Другие государи — другие причуды!
Лишь в середине XIX века у нас вновь стали отмечать Новый год. Но уже как тихий детский праздник, заново введенный с легкой руки немецких принцесс, становившихся российскими императрицами.
(по материалам ВК



Другие статьи в литературном дневнике: