Кузьма Петров-Водкин
Кузьма Петров-Водкин вполне мог продолжить семейное дело — выбрать сапожное мастерство или, как и намеревался, работать на железной дороге. Но стал художником — известным на весь мир. 5 ноября 1878 г. уездный город Саратовской губернии Хвалынск, сделал первый шаг к тому, чтобы прославить себя в искусстве. В семье сапожника и горничной родился ребёнок, которого назвали Кузьмой. Судьба его была полна таких поворотов и зигзагов, которые было сложно даже предположить. Первую свою работу он написал на консервной жестянке. Изображены там были головы тонущих людей и лодка на фоне неба, расчерченного молниями. Надпись гласила: «Погибший за других. Вечная тебе память!». Смысл изображения прост. Незадолго до этого маленький Кузьма попробовал переплыть Волгу. На середине реки понял, что сил доплыть больше нет — ни туда, ни обратно. Спас его перевозчик Илья Фёдорович Захаров, один из лучших пловцов города. Спас, а через неделю погиб сам, вытаскивая очередного тонущего. Это была одна из первых работ красками Петрова-Водкина. Втайне прибил картину будущий художник к кресту Захарова на староверческом кладбище. Поначалу Петров-Водкин хотел стать иконописцем. И, пока отбывал свои четыре класса городского училища, свёл знакомство с местными церковными художниками и пытался им подражать, очень скоро обретя свой язык. Но многообещающая карьера богомаза не состоялась по забавной причине. Не менее оригинальна история его знаменитой картины "Купание красного коня". Он гулял в окрестностях родного города по холмам, споткнулся и рухнул. Вот что из этого вышло: «Когда падал я наземь, предо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа, какого я еще никогда, кажется, не получал. Решив, что впечатление, вероятно, случайно, я попробовал снова проделать это же движение падения к земле. Впечатление оставалось действительным: я увидел землю, как планету. Обрадованный новым космическим открытием, я стал повторять опыт боковыми движениями головы и варьировать приемы. Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причем шара полого, с обратной вогнутостью, — я очутился как бы в чаше... Самое головокружительное было то, что земля оказалась не горизонтальной и Волга держалась, не разливаясь на отвесных округлостях ее массива, и я сам не лежал, а как бы висел на земной стене». Это явление художник назвал сферической перспективой. Под таким впечатлением художник и написал свою картину. В 1901 г. Петров-Водкин — студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества. И, как многие другие, этот студент думает отправиться за границу за впечатлениями. Однако у него, в отличие от этих самых «других», на полноценное путешествие не было денег. И тогда Кузьма Сергеевич придумал остроумный ход. В московском салоне немецких велосипедов, которые не пользовались спросом, он арендует экзотическую двухколёсную машину и едет на ней в Европу — по маршруту Москва — Мюнхен. С условием рекламировать салон-магазин. Реклама удалась на славу. Особенно в Польше. Там Петров-Водкин выигрывает на своём велосипеде гонки. Но не на скорость, а наоборот — на самую медленную езду. Победитель получает призовые деньги, которых как раз хватает, чтобы бросить неудобную машину и добраться до цели по-человечески — на поезде. По возвращении из-за границы Петров-Водкин собирается влиться в заманчивый мир богемы — «элиты живописи» того времени. И пробует наладить знакомство с Александром Бенуа. На что получает барскую отповедь: «Ну что это за фамилия — Водкин? А имя какое — Кузьма? Ему бы в сапожники идти, а он мнит себя человеком искусства». Первая индивидуальная выставка Петрова-Водкина состоялась в 1909 году. Работы Кузьмы подвергались критике со стороны многих известных художников. Так, его картины не понравились Илье Репину, который даже написал статью по этому поводу. Кисти Петрова-Водкина принадлежит один из самых известных портретов Анны Ахматовой. Поэтесса позволила написать ее портрет, несмотря на то, что они с Кузьмой не были особо дружны. При этом она восхищалась им как художником. Портрет ей, впрочем, не понравился. Она нашла, что он неудачный и она изображена на нем слишком робкой. Кроме портрета Ахматовой, Петров-Водкин рисовал Андрея Белого и даже Владимира Ленина. И, конечно, многочисленные автопортреты. Петров-Водкин уделял огромное внимание воспитанию своих молодых коллег. Так, он преподавал рисунок и живопись в художественной школе Звягинцевой. Кроме того, Кузьма Сергеевич создал свою педагогическую систему, направленную на помощь молодым художникам в овладении мастерством живописи. До конца жизни мысли Петрова-Водкина были поглощены искусством. В 30-е годы он написал несколько интересных повестей. Собирался работать и дальше, как художник. Но тяжелая болезнь не позволила реализоваться этим планам. В 1939 году художник скончался. Похоронен Петров-Водкин на Волковском кладбище в Ленинграде. #силавпамяти © Copyright: Мирослава Завьялова, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|