***

Елена Карелина: литературный дневник

Играю в новую игру называется "Затеряться в Париже". Нужно определить направление и идти куда глаза глядят. Всегда интересно, всегда есть на что посмотреть: на город, достопримечательности и горожан.


Вчера бродила по Латинскому кварталу. Пешком прошла до Пантеона. Вышла на площадь по старой кривой улочке, полной магазинов и ресторанов.Улочка мощеной змейкой взбиралась на холм и каждый ее изгиб и поворот открывал новые виды и ракурсы пройденного пути. Жаль, что солнце светило в спину и я не смогла сделать фото.


Пантеон обернут в белую ткань - реставрируется. Отметила, что нужно будет зайти в его крипту еще раз и побродить между захоронений. Из прошлого посещения запомнился саркофаг Марии Кюри - своей величиной и благородством. Из розового мрамора нежного оттенка, величественный и простой, он выглядит как достойное погребение мужественной, трудолюбивой женщины. Кажется, внутри его находится свинцовый гроб, для предотвращения утечки радиации...


И еще, в центральном зале, том, что круглый , с маятником Фуко,- памятная доска на стене. На доске текст - что-то вроде того, что французский писатель и герой Антуан Де Сент-Экзюпери исчез в пустыне и там, в Пантеоне, находится его гипотетическая могила, чтобы поклонники могли приходить и воздавать дань его памяти. Страна чтит и помнит своих героев!


Выйдя на площадь Пантеона по узкой и короткой улочке, зажатой между стенами очередного колледжа и стеной храма святой Женевьевы, я не смогла не зайти внутрь этого прекраснейшего здания.


Поразительная гармония и свет. В отличие от распространенного сегодня представления о готике, как о культуре мрачной и темной, возможно навеянной представителями неоготики, их ультра черными волосами, ногтями и губами, идеализирующими смерть, эта архитектура легка, светла, полна изысканного изящества. Резьба по камню насыщена деталями, имеющими сакральное значение, и я в очередной раз дала себе слово - научиться читать их, проникнуть в их тайну. А пока знаю лишь то, что забавные и уродливые гор гульи, вылезающие из стен и убегающие прочь - символизируют злые духи и пороки, сбегающие из камня от одного только присутствия святого Духа.


Внутри св. Женевьевы есть прекрасная резная каменная лестница, спускающаяся с хоров. Сделанная из светло-серого камня, она является дополнительным источником света, отраженного, в темноватом пространстве собора. Эта винтовая лестница кажется еще более светлой рядом со скульптурной и очередной резной композицией, теперь уже из темного дерева. Человеческие фигуры, изогнутые в напряжении вечной борьбы, фрукты и растительный орнамент. Прибавьте сюда еще великолепные витражи, очень старые и поновее, и станет понятно, почему на все это великолепие я глазела не меньше 40 минут.


Спуск с холма, от центрального входа в Пантеон развлек меня голой скульптурой азиата, приставленного почти вплотную к автобусной остановке. Коротконогий и толстопузый гигант, ухмыляясь смотрел на тщедушных французиков, норовящих сделать фото у его кривых и устойчиво попирающих землю ножек.


Меня же манил зеленый купол обсерватории Сорбоны. Огромное старинной здание, занимающее несколько кварталов, дышало все той же неповторимой парижской изысканностью, умудряясь оставаться при этом огромным, величавым и несколько помпезным. Впрочем, в Париже все такое: величественное, изящное - в не зависимости от размеров- и помпезное...


Потом был Сен-Жермен с его магазинами, попрошайками,блеском и многолюдием. И среди этого хаоса голосов, шума автомобилей, громыхания клавесина вытащенного на тротуар предприимчивым тапером - оазис тишины. Церковь сен-Жермен-де-Пре.Душная прохлада и особенный аромат времени. Запах веков и пыли. Полустертые рисунки на потолке,немного непременной каменной резьбы, множество пределов со статуями святых разной степени обветшалости и, среди них - новенькая деревянная. Самого. Святого Жермена, хозяина.


На обратном пути свернула влево, к реке, в самое сердце Латинского квартала. Шести-семиэтажные здания с мансардами и коваными балкончиками странной треугольной формы, отчего улицы идут не параллельно, а расходятся-разбегаются в разные стороны. Самые старые улочки узнаются без труда - они самые узкие. И самые короткие. По ширине на них едва помещается машина. Люди же жмутся к домам, запрокидывают головы, чтобы увидеть вверху нежно-голубой прямоугольник парижского неба.


Возможно, это не героично и не жертвенно, но я , правда, рада тому, что французы уберегли Париж от разрушений во время Второй мировой!



Другие статьи в литературном дневнике: