Картон vs плоть

Арыкъ: литературный дневник

Начал «Сагу о Рейневане» Сапковского – любо-дорого посмотреть, как работает пан с персонажами. Там, где молодой автор устроил бы нагромождение, мэтр устраивает комбинацию, изящно вплетая того или иного героя в канву. А все почему? Потому что *видит* героев, о каждом имеет полное представление. Сталкивая персонажа с событием, не просто чувствует, как тот себя поведет, а *знает*, и остается только перенести это знание на бумагу/экран. Стоит ли говорить, что писателю молодому до подобного уровня работать, работать, и еще раз?


А если автор не фальшивит, не передергивает, то и герои получаются соответствующие – живые, естественные. Взглянув на такого, читатель говорит про себя: «Да, точно, знакомый типаж, встречал, и не раз». И только после того, как читатель уверовал, вложил персты в раны, можно применять различного рода финты, выкатывать смело на полигон сюжета тяжелую артиллерию. Хорошо об этом сказал Д. Мартин в недавнем своем интервью:


«…Иногда люди читают ваши книги и удивляются, как судьба немилосердна к вашим героям – например, к обезглавленному Неду Старку. Он выполнял роль морального ориентира – и вот его уже нет.


Ну, этого-то я и добивался. Я с самого начала знал, что Нед не выживет. И как писатель, и как читатель я люблю истории, которые меня удивляют. «Психо» Хичкока производит сильнейший эффект, поскольку Джанет Ли – главная героиня фильма: она совершает кражу, путешествует через всю страну – настигнет ли ее полиция? – и все такое. И вдруг ее закалывают ножом в душе, всего через сорок минут после начала фильма. Какого черта здесь происходит? Только что погибла главная героиня! После этого ты понятия не имеешь, как будет дальше развиваться действие. И это здорово, это мне понравилось. Именно этого я и добивался с Недом: человек, который все контролировал, оказывается просто выброшен за борт. И это добавляет происходящему саспенса, возникает настоящее ощущение опасности».




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 03.08.2014. Картон vs плоть