Стилистика-2, или про архитектуру

Арыкъ: литературный дневник

Мне задали прямой вопрос: так что же есть стилистика? Вот, дескать, говорят – в этом произведении хороший стиль, а в этом не очень, здесь автор превзошел себя, а здесь работал спустя рукава, но понять, чем произведения отличаются, решительно невозможно. Я призадумался, и понял, что уместнее всего будет сравнение с архитектурой. То есть, наспех сколоченный барак – это одно, добротный особняк – другое, здание театра с колоннами и портиками – третье. Ну, и понятно, когда знатоки говорят о стилях, подразумеваются не бараки, а высокая архитектура. «Вот здесь пузатое барокко, извольте видеть, а здесь башни и узкие оконца, типичная готика». Говоря же утилитарно, стиль – система приемов и украшательств, которыми пользуется автор. Поясню на примерах.


*Эпистолярный жанр*


Канцелярия г-на завихряйского полицмейстера.
Приставу 1-го участка. Конфиденциально.


На основании устного приказа его превосходительства честь имею донести до сведения вашего высокородия, что ввиду нынешнего тревожного времени его превосходительство находит не благовременным давать ход обвинению себя околоточным надзирателем Силуяновым как бы в людоедстве, – обвинению, содержащемуся в словах: «ел пирог с незнакомым купцом». Что же касается до манкирования околоточным надзирателем Силуяновым своею службою, то ввиду его болезненного состояния, в науке именуемого алкоголизмом, и принимая во внимание вообще доблестное происхождение сим полицейским офицером своей службы, его превосходительство находит возможным ограничиться для него наложением взыскания в форме трехдневного дежурства не в очередь. Его превосходительство твердо изволит уповать, что околоточный надзиратель Силуянов своими будущими подвигами затмит некоторые причиненные им беспокойства. Избегайте только, во избежание бесплодных толков, некоторое время ставить означенного околоточного на местах скопления публики.
Правитель канцелярии
(подпись неразборчива).


*Деревенский стиль*


– Удались, бабка! Сей момент удались отседова! – Щукарь указывал рукой
на дверь. – Ты меня чудок жизни не решила! Об твою бы головешку этот
горшок надо разбить! Удались, а то до смертоубийства могу дойтить! Я на
эти штуки отчаянный!


*Восточный стиль*


Иблис, Иблис метет хвостом улицы и базары, Иблис смущает умы правоверных, и горько рыдают полногрудые гурии в садах Аллаха, видя прекрасные зрелые мужские души, идущие мимо красавиц прямиком в ад – а что взять тоскующей гурии с высохшей хилой души праведного седовласого шейха?!
О нет, нет, узел чалмы мира, я не для того отвязал джейрана своего красноречия, чтобы охотиться в рощах намеков, я лишь хочу объяснить, что привело меня, висак-баши зеленого знамени сунны, в квартал Ан-Рейхани к дому горшечника Нияза, обнесенному забором – вай, таким высоким забором, таким гладким забором, что лишь пери перелетит через него…


*Подростковый стиль*


«Скучна-а-а! Хочется выть. Чего бы такого сделать?»
Это – я, Алекс, а вон те три ублюдка – мои фрэнды: Пит, Джорджи (он же Джоша) и Кир (Кирилла-дебила).
Мы сидим в молочном баре «Коровяка», дринкинг, и токинг, и тинкинг, что бы такое отмочить, чтобы этот прекрасный морозный вечер не пропал даром. «Коровяка» – место обычной нашей тусовки – плейс как плейс, не хуже и не лучше любого другого. Как и везде, здесь серв обалденное синтетическое молоко, насыщенное незаметным белым порошком, который менты и разные там умники из контрольно-инспекционных комиссий никогда не распознают как дурик, если только сами не попробуют.


*Один из ярчайших примеров работы со стилем*


Через забор, в просветы густых завитков, мне было видно, как они бьют. Идут к флажку, и я пошел забором. Ластер ищет в траве под деревом в цвету. Вытащили флажок, бьют. Вставили назад флажок, пошли на гладкое, один ударил, и другой ударил. Пошли дальше, и я пошел. Ластер подошел от дерева, и мы идем вдоль забора, они стали, и мы тоже, и я смотрю через забор, а Ластер в траве ищет.
– Подай клюшки, кэдди! – Ударил. Пошли от нас лугом. Я держусь за забор и смотрю, как уходят.


Мораль: в здании без особых стилевых наворотов тоже можно жить, и припеваючи. Страшно не это, страшно, когда различного рода завитки и контрфорсы лепятся туда, где им не место. Хороший стиль – выдержать текст в одном ключе, плохой – устроить мешанину.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 21.12.2014. Стилистика-2, или про архитектуру