Маятник Перумова

Арыкъ: литературный дневник

Решил тут переработать фанфы по Перумову, а заодно перечитать те его темы, что в свое время, можно сказать, и сподвигли на литературное творчество, а именно «Кольцо тьмы» и «Хроники Хьерварда». Что могу сказать? Очень тут цитата из «Анимации» подходит: «А теперь меня это не торкает...» И не потому, что написано из рук вон плохо, вовсе нет, а потому, что как бы вообще ничего нового. Листаешь страницу за страницей, а отклик почти что нулевой, и недоумеваешь весь такой, чего же эдакого находил здесь раньше. В общем, близко к мнению Глеба Борисенкова, выступающего на форуме «Мира Фантастики» под ником Ранго. Вот оно, склеенное моим суперклеем из пары форумных постов.


«Да, не скрываю, долгое время от недостатка других авторов был поклонником русского фентези. Потом появился Пехов с Гаретом (Пехов вообще плагиатчик, но на тот момент красивый) и Перумов в моих глазах начал усыхать, усыхать, пока не уменьшился до размера пигмея. Но опять же - спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство.
<…>
Во времена студенчества у Перумова много что нравилось: концепция Упорядоченного, оригинальный взгляд на расстановку сил, умный Хедин. Конечно, тогда я думал, что это все оригинально, пока... не узнал, что ничего не ново под Луной. Ну, и меня стало раздражать очернение христианства, как будто бы автор заточил зуб. Знаете, это как у нео-язычников. Спроси их суть своего якобы учения, так полчаса начнут рассказывать, как Исус обнимал учеников совсем не по-братски.


В конце концов, от мысли, что автор владеет материалом (тайнами, оккультизмом, историей и т.п) , стало понятно, что автор умеет делать вид, что владеет материалом.


Конечно, раздражение копилось долго. Сперва написанная на коленке Дочь Некроманта, потом продолжение продолжения Властелина колец. Ряд самоповторов, типичные приемы, утонувшая в море знаков сага о мечах, бог из машины (он же рояль в кустах)... Да и вкусы менялись. Хотелось чего-то конкретного, сложного. И Мартин, к слову, гораздо сложнее. Хотя сложнее где? В развлекательном ф. сегменте, ориентированном на самые широкие круги.


Теперь, конечно, Перумова не читаю. Стоят его тома на полке, выкинуть жалко, а никто не берет. Никто больше не читает, никто. Даже такое, самое несложное.


Я понимаю, что как автор он достоин уважения. Пионер все-таки, один из первооткрывателей. И даже со своими однообразными приемами гораздо сильнее меня, как автора. Может, в сотню раз, может больше. Но одного уважения мало, чтобы тратить время на его новые книги».


Однако, не все так просто, ведь два фанфа я накатал, и каких! (Это без лишней скромности.) Или, скажем, взять дядьку Альтазира с Литфорума и его мегатеории по тому или иному запутанному случаю из истории Упорядоченного. А дядька это вовсе не глупый, как в плане творчества, так и в плане мысли, я свидетелем.


На мой взгляд, тут у нас классический случай маятника по трансерфингу. Когда работа по петле обратной связи: чем больше аудитория, тем больший она может раскочегарить маятник, чем больший маятник, тем мощнее накрывает. То бишь речь о своего рода ментальном приходе, опьянении. Эффект маятником создается примерно тот же, что и привратником изумрудного города: надеваются очечки, и видишь уже не стеклышки, а изумруды.


Пик «маятника Перумова» пришелся на конец девяностых – начало нулевых, теперь, и это очевидно, ушел далеко на спад. Лично меня начало отпускать на «Тысяче лет Хрофта», когда по прочтении возник вопрос – и это все? Окончательно же отпустило на «Эльфийской страже», что уровнем оказалась не выше моих фанфов, пусть и написана мэтром.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 03.04.2016. Маятник Перумова