Актуально сегодня и всегда

Ааабэлла: литературный дневник

Послесловие переводчика к The Mythmaker
Paul and the Invention of Christianity (1986) https://proza.ru/2019/07/11/893
Мифотворец
Павел и изобретение христианства
Автор: Hyam Maccoby


Текст вами прочитан. Не стану много добавлять к этой книге, оспаривать или уточнять какие-то её положения. В том числе, и потому, что не мню себя столь же сильным специалистом в теме, развитой переведённым мной автором. Хотя мне довелось прочесть не одну сотню исследований по раннему христианству, но мнение такого специалиста по Талмуду и другим работам рабби, каким является Хаим Маккаби, не может не быть интересным, а на деле, опрокидывающим систему принятых, привычных представлений о раннем христианстве и её творце.
Позволю себе лишь добавить кое-что потому, что книга вышла в 1986 г., а сейчас на дворе 2019-й и за это время в мире католическая церковь предприняла несколько шагов, о которых стоит сказать, как и мне провести несколько параллелей, на мой взгляд, не лишённых интереса.


1


Недавно Ватикан обнародовал программный документ, где впервые зафиксирован официальный отказ от миссионерской работы среди иудеев.

Отныне евреи – согласно католической доктрине – единственный народ на Земле, не нуждающийся для спасения души в «благой вести» христианства.
Получается, несмотря на то, что иудеи не верят в Иисуса, католические богословы признают спасение евреев «теологически бесспорным» и объявляют этот вопиющий парадокс «неразрешимой божественной тайной». Мол, если Всевышний обещал спасти евреев, он сам справится с этой задачей – без помощи христиан.
Этот революционный шаг в развитии христианской теологии был приурочен к 50-летию Nostra Aetate – декларации Второго Ватиканского собора, на котором было в значительной степени пересмотрено отношение католичества к иудаизму и осуждены попытки насильственного крещения евреев.
Напомним, что до 1960-х годов каждую Страстную пятницу евреев обвиняли в «вероломстве», читай — распятии, и это обвинение было изъято из литургии именно Вторым Ватиканским собором, объявившим, что «завет между Б-гом и евреями продолжает действовать».

Теперь же Папский престол сделал следующий шаг, объявив излишним и добровольное приобщение евреев к христианской вере. Документ под названием «Дары (т. е. дары евреям) и призвание Б-жье безвозвратны» содержит ряд важных посылов. В частности, отмечается, что христиане не могут быть антисемитами, поскольку их религия уходит корнями в иудаизм. Более того, на недавней встрече с еврейскими религиозными лидерами папа Франциск объявил, что антисемитизмом являются не только нападки на евреев, но и выступления против Израиля. Папа римский Франциск I заявил «Внутри каждого христианина сидит еврей».

Франциск I побил все рекорды «юдофилии», проявленные его предшественниками. Он не только согласился, что «внутри каждого христианина сидит еврей», но и пояснил, что «нельзя быть настоящим христианином, не признавая свои еврейские корни».

Подчеркнув сохраняющееся присутствие иудаизма в христианстве, Франциск пошел дальше Иоанна Павла II, назвавшего евреев «старшими братьями» христиан. Франциск сказал, что ежедневно молится словами псалмов Давида, как еврей, а потом совершает обряд евхаристии как христианин.

В большом интервью испанской газете La Vanguardia понтифик выразил мнение, что диалог между иудаизмом и христианством должен включать исследование иудейских корней христианства и «расцвет иудаизма в христианстве». Папа признал, что это очень непростая и взрывоопасная тема, как он выразился, «горячая картофелина», но выразил уверенность, что «можно жить, как братья».

Папа высказался против любого религиозного фундаментализма, заявив, что в его основе всегда лежит насилие, а в наши дни насилие «во имя Бога» – это абсурд.

По сути, если вспомнить утверждение переведённого нами автора, что иудаизм, согласно собственному учению, утверждает: дабы спастись иудеям – им необходимо выполнить множество заповедей, тогда как не иудеям, но верящим в единого бога, достаточно исполнения меньшего числа запретов Ноя для той же цели, тогда получается что папа не просто соглашается с этим, а совершает своего рода «зеркалку».

2
Читая биографию Павла и будучи историком по натуре, не смог не поставить его в один ряд с подобными ему персонажами всемирной истории, оставившими в ней заметный кровавый след, но более близкими к нам по времени: с Наполеоном и Гитлером.
Кого-то удивит и шокирует такое уподобление, но не спешите с возражениями, я поясню.
У сей троицы из ряда самых известных при всём различии их биографий и родов занятий немало общего.
Это – лидеры, которые никогда не удовлетворялись вторыми ролями. Всё или ничего – был их девиз. И дело не только в общей для них внутренней уверенности в своей избранности, превосходстве над другими, готовности идти к цели по трупам.
Это – натуры, нацеленные на успех, которым легче умереть, чем принять поражение. Они – авантюристы.
Они – те, кто родился не там, где сделал карьеру. Своего рода выскочки из провинции, изъяснявшиеся с акцентом.
Все трое потерпели поражение, и тут Павлу повезло больше – его дело надолго пережило своего казнённого в Риме создателя.


Но начинал он тоже с поражения. Ему не удалось стать первым среди иудеев и пришлось пойти на службу к тем, кого евреи презирали – приспешникам оккупантов, посаженных надзирать за ними. Здесь он тоже попытался сделать карьеру, свирепствуя, аки изверг, как позже утверждал сам, и, видимо, преуспел, раз ему доверили возглавить операцию по выкрадыванию мятежных последователей Иисуса из Дамаска.
Но и в данном случае насколько он мог стать велик в силу службы тем, кого большинство ненавидело? Чтоб разделить с ними общее презрение? А таким характерам необходима общая любовь.

Как и всем нам, положа руку на сердце. Только у нас нет их решимости и способностей. Только желание любви.


Павел как бы перешёл на сторону тех, кого недавно гнал. Но перешёл с собственным учением, что – в целях успеха – не афишировал в иерусалимской общине, чьим авторитетом прикрывался. До поры это удавалось… Когда всё вышло наружу и разрыв состоялся, у апостола уже имелось римское гражданство, средства и многочисленные последователи, которые не дали его учению исчезнуть, будучи тоже достаточно адаптивны. А «месть» не оценившим его иудеям оказалась заложена в самой основе учения, развитого в этом направлении продолжившими его дело. И две тысячи лет антисемитизма с числом жертв, которые не сосчитать, это, конечно, серьёзный результат.


Кстати, Наполеон антисемитом не был, он даже ликвидировал еврейское гетто в Венеции, не был он и верующим, заключив с папой конкордат исключительно в политических целях, вывезя во Францию папский архив (Наш Пётр 1 вообще играл во всешутейший собор, посадив во главе Синода своего оберпрокурора).
Пётр сиречь Россия (в лице Екатерины Второй) тут тоже причём, поскольку карьера у Бонапарта поначалу не складывалась, хотя к тому времени он с отличием окончил Парижскую военную школу, затем получил чин поручика. Наполеон подал прошение о готовности служить в российской армии. Ему тогда было 19. Однако, всего за месяц до прошения Бонапарта о зачислении, в русской армии вышел указ – брать иностранных офицеров в русский корпус с понижением на один чин. Наполеона не устроил такой вариант. Подумайте, что могло бы быть, если бы в России знали к чему это приведёт и сделали для него исключение…


Гитлер не просился на русскую службу, у него даже по немецкому языку в аттестате был «неуд», а дважды поступая в Венскую художественную академию, он провалился. Хотя при первой попытке прошёл первый тур, а не был принят по причине малого числа портретов среди его работ. Справедливости ради, нужно сказать, что не принят вместе с ним был и будущий ректор и проректор этой академии.
Рисовать и торговать – довольно успешно – своими картинами будущий диктатор, в конечном итоге, стал сам. На эти деньги он неплохо жил, изучил французский и английский, писал.


После участия в Первой Мировой он недолго был депутатом от коммунистов в Баварской Советской республике и зачислен в Красную армию. Поражение же коммунистов разочаровало в них, и Гитлер, как настоящий политик, перешёл на сторону победителей.
Ими был послан на курсы агитаторов и оказался очень убедителен, выступая против недавних товарищей. Особенно нравились его новому начальству филиппики Адольфа против евреев. Антисемитизм, разделявшийся в Германии многими, благо, все ж христиане, стал важным пунктом его программы, когда будущий фюрер пошёл в политику.


(Самое интересное, что в действительности зоологическим антисемитом Гитлер не был. Дело в том, что до начала своей политической карьеры у него было предостаточно знакомых евреев, с которыми он поддерживал хорошие отношения, он не дал дискриминировать врача своей семьи еврея Эдуарда Блоха после аншлюса Австрии, а национальность Климта не помешала пиетету Адольфа перед искусством мастера, когда обратился к тому за отзывом на свои работы, как и не помешало попросить еврея Мильха, впоследствии дослужившегося до генерал-фельдмаршала, стать заместителем Геринга. Сто пятьдесят тысяч еврейских полукровок и «четвертинок» служили в немецком вермахте. Фюрер освободил мужей-евреев немок, протестовавших против ареста своих благоверных. Антисемитизм, представляемый как реакция на некий сионистский мировой финансовый заговор (карта, небезуспешно разыгрываемая и сейчас) для него была понятной для толпы причиной бед Германии, поэтому неудивительно, что именно после поражения под Москвой и провала блицкрига в январе 1942-го им было дано «добро» на действия по «окончательному решению еврейского вопроса» – физическому уничтожению евреев по национальному признаку, тогда как ещё в начале 39-го года упор делался на их насильственную эмиграцию, выдворение из пределов Третьего Рейха).


Так же он обличал коммунистический строй там, где тот пришёл к власти:
«Устранил ли этот марксизм нищету там, где он одержал стопроцентную победу, там, где он царит реально и безраздельно, в России? Действительность говорит здесь прямо-таки потрясающим языком. Миллионы людей умерли от голода в стране, которая могла бы стать житницей для всего мира… Они говорят «братство». Знаем мы это братство. Сотни тысяч, и даже миллионы людей были убиты во имя этого братства и вследствие великого счастья … Ещё они говорят, будто превзошли тем самым капитализм… Капиталистический мир должен давать им кредиты, поставлять машины и оснащать фабрики, предоставлять в их распоряжение инженеров и десятников — всё это должен делать этот другой мир. Они не в силах это оспаривать. А систему труда на лесозаготовках в Сибири я мог бы рекомендовать хотя бы на недельку тем, кто грезит об осуществлении этого строя в Германии».

Это показывает его неплохое знание будущего союзника, а затем противника.


Но то, что произошло в дальнейшем, всем известно. Нас интересует другое. А именно, его первая несбывшаяся мечта – стать художником. Это был единственный предмет в школе, который ему давался. Из-за своего пристрастия он поругался с отцом, отказавшись от карьеры чиновника. Два провала в Венскую академию художеств привели к необходимости рисовать открытки с видами Вены, которые прекрасно раскупались туристами. Позднее он стал писать картины, которые тоже расходились, давая средства к существованию.
О своей мечте фюрер признавался в «Майн Кампф». Он обожал Рубенса и Рембрандта. Известно, что посещал кафе, где собирались художники, в надежде на признание. Но этого не случилось, за его работы молодого человека не полюбили. Как известно, толпы полюбили его за другое.
Ненависть к школе, которую он не закончил, перекрыла ему доступ в архитектурную академию в связи с отсутствием аттестата. Он взялся навёрстывать, чтобы поступить в архитектурную академию, но тут…
В 42-м он сам говорил, что не начнись война /1 Мировая/ «стал бы архитектором, может быть, даже одним из первых, если не самым первым архитектором Германии».
Уже будучи канцлером, в 1934-м он набросал эскиз внешнего вида автомобиля – прототипа впоследствии знаменитого «Жука». Художником он себя считал неважным. Столовые приборы, которые он сам спроектировал и внедрил в производство, в 50-е годы почти без изменений продавались с большим успехом как образцы современного дизайна. Покупал работы нравившихся ему художников, открывал выставки.
Некогда Климт, когда молодой художник Гитлер обратился к нему за оценкой своих работ, похвалил их. Поэтому, несмотря на еврейское происхождение Климта, его полотна в фашистской Германии были сбережены, а не уничтожены.


Когда узнаёшь такие вещи, то так и видишь ухмылку истории.
Стань Павел знаменитым фарисеем… не было бы у нас христианства со всеми его последствиями.
Прими Бонапарта на русскую военную службу, как он хотел, от кого он защищал бы Россию?
И уж точно лучше бы было для человечества – прими некогда будущего фюрера в академию в Вене.





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 07.01.2024. Актуально сегодня и всегда