Марк Твен Мы-англосаксы.

Владимир Денисов 3: литературный дневник

Марк Твен


Мы – англосаксы


Не знаю, к худу или к добру, но мы продолжаем поучать Европу. Мы занимаемся этим уже более ста двадцати пяти лет. Никто не приглашал нас в наставники, мы навязались сами. Ведь мы – англосаксы. Прошлой зимой на банкете в клубе, который называется «Дальние Концы Земли», председательствующий, отставной военный в высоком чине, провозгласил громким голосом и с большим воодушевлением: «Мы – англосаксы, а когда англосаксу что-нибудь надобно, он идет и берет».


Заявление председателя вызвало бурные аплодисменты. На банкете присутствовало не менее семидесяти пяти штатских и двадцать пять офицеров армии и флота. Прошло, наверное, около двух минут, прежде чем они истощили свой восторг по поводу этой великолепной декларации. Сам же вдохновенный пророк, изрыгнувший ее из своей печени, или кишечника, или пищевода – не знаю точно, где он ее вынашивал, – стоял все это время сияя, светясь улыбкой счастья, излучая блаженство из каждой поры своего организма. (Мне вспомнилось, как в старинных календарях изображали человека, источающего из распахнутой утробы знаки Зодиака и такого довольного, такого счастливого, что ему, как видно, совсем невдомек, что он рассечен опаснейшим образом и нуждается в целительной помощи хирурга.)


Если перевести эту выдающуюся декларацию (и чувства, в ней выраженные) на простой человеческий язык, она будет звучать примерно так: «Мы, англичане и американцы – воры, разбойники и пираты, чем и гордимся».


Из всех присутствовавших англичан и американцев не нашлось ни одного, у кого хватило бы гражданского мужества подняться и сказать, что ему стыдно, что он англосакс, что ему стыдно за цивилизованное общество, раз оно терпит в своих рядах англосаксов, этот позор человеческого рода. Я не решился принять на себя эту миссию. Я вспылил бы и был бы смешон в роли праведника, пытающегося обучать этих моральных недорослей основам порядочности, которые они не в силах ни понять, ни усвоить.


Это было зрелище, достойное внимания, – этот по-детски непосредственный, искренний, самозабвенный восторг по поводу зловонной сентенции пророка в офицерском мундире. Это попахивало саморазоблачением: уж не излились ли здесь наружу под нечаянным ударом случая тайные порывы нашей национальной души? На собрании были представлены наиболее влиятельные группы нашего общества, те, что стоят у рычагов, приводящих в движение нашу национальную цивилизацию, дающих ей жизнь: адвокаты, банкиры, торговцы, фабриканты, журналисты, политики, офицеры армии, офицеры флота. Все они были здесь. Это были Соединенные Штаты, созванные на банкет и полноправно высказывавшие от лица нации свой сокровенный кодекс морали.


Этот восторг не был изъявлением нечаянно прорвавшихся чувств, о котором после вспоминают со стыдом. Нет. Стоило кому-нибудь из последующих ораторов почувствовать холодок аудитории, как он немедленно втискивал в свои банальности все тот же великий тезис англосаксов и пожинал новую бурю оваций. Что ж, таков род человеческий. У него всегда в запасе два моральных кодекса – официальный, который он выставляет напоказ, и подлинный, о котором он умалчивает.


Наш девиз: «В господа веруем…» Когда я читаю эту богомольную надпись на бумажном долларе (стоимостью в шестьдесят центов), мне всегда чудится, что она трепещет и похныкивает в религиозном экстазе. Это наш официальный девиз. Подлинный же, как видим, совсем иной: «Когда англосаксу что-нибудь надобно, он идет и берет». Наша официальная нравственность нашла трогательное выражение в величавом и в то же время гуманном и добросердечном девизе: «Ex pluribus unum» (Из многих одно – лат.) из которого как бы следует, что все мы, американцы, большая семья, объединенная братской любовью. А наша подлинная нравственность выражена в другом бессмертном изречении: «Эй, ты там, пошевеливайся!»


Мы заимствовали наш империализм у монархической Европы, а также и наши странные понятия о патриотизме, – если хоть один здравомыслящий человек вообще сумеет толком объяснить, что мы подразумеваем под словом «патриотизм». Значит, по справедливости, в ответ на эти и другие наставления мы тоже должны чему-нибудь учить Европу.


Сто с лишним лет тому назад мы преподали европейцам первые уроки свободы, мы немало содействовали тем успеху французской революции – в ее благотворных результатах есть и наша доля. Позднее мы преподали Европе и другие уроки. Без нас европейцы никогда не узнали бы, что такое газетный репортер; без нас европейские страны никогда не вкусили бы сладости непомерных налогов; без нас европейский пищевой трест никогда не овладел бы искусством кормить людей отравой за их собственные деньги; без нас европейские страховые компании никогда не научились бы обогащаться с такой быстротой за счет беззащитных сирот и вдов; без нас вторжение желтой прессы в Европу, быть может, наступило бы еще не скоро. Неустанно, упорно, настойчиво мы американизируем Европу и надеемся со временем довести это дело до конца.



Гарольд Пинтер, известный драматург и актер, еще более критичен. Соединенные Штаты «производили непрерывную, систематическую, безжалостную манипуляцию властью по всему миру, надевая маску силы во имя всеобщего добра», — писал он. Они «раздражительны, безразличны и высокомерны по отношению к международному праву, пытаются воздействовать на ООН: сейчас это самая опасная сила в мире — настоящая "мошенническая страна", но "мошенническая страна" с колоссальной воен ной и экономической мощью». Мир пресытился Америкой. «Глядя на США, нельзя не испытывать отвращения к манифестации силы и глобального капитализма, кото рый расползается по всему миру и становится отврати тельным в своем всесилии».


Англосаксы. Их нравы
Про жизнь


Марк Твен (настоящее имя Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, 1835-1910) — американский писатель, юморист, журналист и общественный деятель. Автор эссе "Мы - англосаксы".
.
По мнению российских социологов и политологов, они по своей сути являются людьми, обращёнными в себя, закрытыми. Эти люди живут двойными стандартами в жизни: есть личность в обществе – некая роль, которую они играют; а есть их внутреннее «я», которое постоянно находится в состоянии рефлексии. Они регулярно анализируют своё поведение, поступки, эмоции, но делают это один на один, сами с собой. Однако, как это ни странно, англосаксы никогда не берут на себя ответственность за содеянное, так как их настоящие личности отстранены от мира, а все действия они выполняют согласно разыгрываемым ролям. Их описывают как зрителей в кинотеатре, которые переживают любую ситуацию не реальными чувствами, а наигранно, находясь как бы со стороны. Они имеют проблемы с пониманием партнёрства и дружбы. Они просто замкнуты и зациклены на себе. Общество англосаксов сейчас яро противостоит российскому. Почему? Просто у русского народа другой менталитет. Мы более прямые и откровенные, живём чувствами. У нас меньше двойных стандартов. Вот по итогу и столкнулись две силы с разным мировоззрением. Русский менталитет с весьма чёткими понятиями и позициями и англосаксонский, ему противоположный. Предки американцев отобрали все земли и богатства у местного коренного населения. С течением времени мышление не менялось, сущность осталась та же. Вот почему американцев называют англосаксами тоже. Хотя выходцев из остальной Европы там в два с половиной раза больше.


Почему же наши политики начали использовать этот термин в своей речи? Таким образом они пытаются разграничить и определить участников конфликта: есть русские – «мы», со своими ценностями; есть англосаксы со своими устоями. Сегодня между этими силами идёт основное противостояние по основным вопросам мирового порядка.


В выступлении политиков именно этих стран, во главе с Англией и США, улавливается категоричность и нетерпимость, нежелание решать вопрос мирным путём и налаживать обстановку. Нас делает «нами» огромная и суровая территория, которая позволяла практически мирно ее осваивать, договариваясь с местными народами, а не вытесняя их. А Запад, получается, привык отнимать у других то, что ему нужно. Обламываясь на нас.


Англосаксы, или белые протестанты английского происхождения, группа, доминирующая в США. Политический и правовой фундамент США построен англичанами. Большинство отцов-основателей США английского происхождения, большинство президентов и вице-президентов США английского происхождения. Семь из десяти самых распространенных фамилий в США английские. Бейсбол, американский футбол, американский пирог, День благодарения привнесены англичанами. При этом в наибольшей степени английская нация сформировалась именно из бриттов (после завоевания на территориях подконтрольных англам, саксам и ютам жили 2 млн бриттов и 200 000 пришельцев). Норманнов и викингов прибыло тоже значительно меньше, чем было местного населения. 71-летний Марк Твен (человек вполне англосаксонского происхождения) в эссе «Мы – англосаксы» вспоминал о случае на банкете: «Председательствующий, отставной военный в высоких чинах, провозгласил громким голосом: “Мы – англосаксы, а когда англосаксу что-нибудь надобно, он идет и берет”. Заявление председателя вызвало бурные аплодисменты… Если перевести приведенную мной декларацию (и чувства в ней выраженные) на простой английский язык, она будет звучать так: “Мы, англичане и американцы, воры, разбойники и пираты, чем и гордимся”. Изо всех находившихся там англичан и американцев не нашлось ни единого, у кого хватило бы гражданского мужества встать и сказать, что ему стыдно быть англосаксом, что ему стыдно за цивилизованное общество, раз оно терпит в своих рядах англосаксов, этот позор человечества.


Автор: Шляхторов Алексей



Другие статьи в литературном дневнике: