Н. Баева Парадокс Войнич"Парадокс Войнич" Наталья Баева dzen.ru "Европеец, чем более он образован, тем более космополит. Гражданин мира. Русский, чем более образован, тем более патриот. Россия для него - ВСЁ". К такому выводу пришла Этель Лилиан Войнич, пожив в России. Неужели правда? Перебирая в памяти войны былых времён, примеры массового героизма европейцев, согласиться трудно. Но... если массовый? Разве массы где-нибудь были образованными? Значит, при желании, и самые светлые подвиги можно объяснить "серостью и местечковостью"?
Лишь рыцарь был готов чужой сапог лобзать! Это Байрон о современных ему испанцах. А ведь в самом деле... рыцарь-то относительно образованный! Впрочем, своя собственная психология нам куда интереснее европейской. Точно ли любовь к Родине прямо пропорциональна уровню грамотности? Вероятно человек, мыслящий рационально, согласится сразу и безоговорочно. Скажет: "Любить можно за возможности, которые страна тебе предоставляет. А при любом режиме Россия остаётся самой большой и самой богатой. Значит - простор для приложения сил, максимально возможный. Изменить ей можно только в пользу страны, которая ещё больше и богаче, любой другой вариант - безумен. И если в наше время тебе могут где-то платить больше, чем дома, то по крайней мере до двадцатого века таких вариантов не было. Следовательно, не было корысти изменять, и Пётр Третий, например, был просто сумасшедшим". И ведь не поспоришь - всё верно. Но тут же задумаешься: а какие-такие особые возможности были у каждого конкретного, отдельно взятого человека? Советский период, столь богатый примерами патриотизма, рассматривать не будем потому, что это действительно было время больших возможностей для "простых смертных". Учись - работай, становись, кем сможешь, живи, где хочешь. Но всё же... вот эти ребята на картине разве думают о возможностях? И.Н. Аристов Спасение знамени А за что мог быть благодарен родине крепостной? Но вот скульптурная группа "Партизаны" (скульптор Н.В.Томский). Здесь участники общего дела. Слева - образованные, а справа - может, и вовсе неграмотные. И какими "уроками патриотизма" и подъёмами флага могли взращивать сознание Василисы Кожиной? -3 Но нас ведь по преимуществу интересует класс образованный? Сколько вообще в Галерее Зимнего дворца... русских? Шотландец Барклай, грузин Багратион, серб Милорадович, турок Кутайсов, несколько десятков(!) фамилий немецких. И все они говорили: "Мы - русские", и восхищение этим фактом стало общим местом. Как и непреходящее изумление от того, что не все эти "русские" владели русским языком. Тогдашнее благородное образование - это какие угодно языки, КРОМЕ русского! Но разве они любили Россию за то, что она могла им дать? Не больше ли дали сами? А главное, всё ли их в России устраивало, чтобы считать её "самой-самой"? Да нет, бывало им и стыдно за свою страну, за образ правления, за глобальную несправедливость общественного устройства, которое дало им - всё, другим - ничего. Можно не соглашаться, но и не бунтовать? Можно. Багратион, например, НЕ имел крепостных. Всех, кого получал в награду (вместе с имениями) тут же сдавал в казну, переводя на положение государственных. Можно не сомневаться: стыдно было владеть людьми. С этого-то стыда и "начались" декабристы. Если своя страна не дотягивает до идеала - надо дотянуть её самим! И наверное, смешно спорить, кто был бОльшим патриотом - Чаадаев, Давыдов или Пушкин? Чаадаев писал о "ничтожности и заурядности" России, оказавшейся в стороне от столбовой дороги европейской (единственно возможной) цивилизации, о её жалком настоящем и отсутствии будущего. Однако же не собирался никуда уезжать. Неужели, если свой дом с клопами, из него надобно бежать и проситься в чужой? -4 -5 -6 Константин Станюкович так и считал: сам видел, что матросы в чужих странах боятся... напиться. Может они - единственные русские, которых увидят в этих краях, так что же о России подумают?! -7 А между тем... Поделюсь воспоминанием личным. Воркута. Четыре месяца ночь со средней температурой -40 (и это не приходится считать даже неприятностью - просто данность), четыре месяца день. Ослепительное солнце почти не греет, и детей на лето вывозят на Чёрное море. Организованно, эшелонами - в детские сады, лесные школы, пионерские лагеря. Замечательно? Конечно. Но как же к концу сезона мы, десяти - тринадцатилетние, успевали соскучиться по тундре!
© Copyright: Владимир Денисов 3, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|