***

Дмитрий Садченко: литературный дневник


О поэтах настоящих и ненастоящих, о трансцендентализме и еще раз о творческих и философских принципах






1


К.В. Гвинн уже много лет живет в Нью-Йорке. Поэт, дадаист, книгочей, эрудит, интересуется философией разных времен, течений и народов, поклонник Владимира Маяковского и последователь Эзры Паунда, завершивший, как он нередко подчеркивает, свое поэтическое творчество в 2004 году стихотворением «Убийство Эрато». Но здесь не его приведу, а другое, более показательное. Без комментариев!



Карфагена-Несмеяна-Лезбияна



Брызги спермы


Белой снежной


Ярой солнцем


Дикой волей


Статью серны


Рысьим урром


Сердца скоком


Перескоком


В тьму


Ревущего


Хотенья


Розы мира...



ome padre scusi Dio



Кречет


Столбик


Позвоночный


То ли рвёт


Когтями Силы


То ли страстью


Спермородной


Тянет ввысь


Поверх Венеры


Вверх дерёт


Гортанным ором


Сладострастия


И боли


В неЭоновы


Кочевья



Ио Яо Эйи Ейи



Рвитесь блики


Тени рабства


У горчащей


Сладкой


Плоти



Ерри Ерри Лао Урри



Блефом кончились


Потуги


На границе


Розы мира


И блаженство


Новой


Спермы


Стансу


Выбило


Признанье


На вершине


Карфагена-Несмеяна-Лезбияна



donna bello sentimenti



Где твой жезл немирный


Отрок


Как он


Рвется ввысь


Отрадно


И как розово


Неймется


Королеве Карфагена


Несмеяне-


Лезбияне



Ио Ио Элли Олле




Константину Владимировичу сейчас немного за 50. Здоровьем, энергичностью, работоспособностью, воинственностью может дать фору многим юношам. Держатель одного из самых популярных и посещаемых ток-салонов в русскоязычном Интернете. В последнем и происходили разговоры, начатые вопросом "Кто такие настоящие поэты?", на который Гвинн сразу же сам и отвечает: "Безумие плюс поэтический гений". Дискуссия активно разворачивалась более двух недель (2007: 3-17.01., 20-21.01), содержит свыше 640 комментариев.


Размах мнений в дискуссии, приведенных доводов и контрдоводов, количество цитат – философических, исторических, литературоведческих, а также стихов – классиков, признанных грандов и своих, – всё это составило огромный клубок. Даю по одному стихотворению – тоже показательных! – двух участников дискуссии.



Константин из Казани (ему, кажется, не было тогда и 20-ти лет):




Я, футуризм


Я безногий сатир,


Cижу на девочке, на шаре Пикассо.


Я прожилка малахита.


Я Жан Бодрийяр в грязном халате Обломова.



Белый грешный лист.


Капелька спермы на простыне.


Протухший одеколон,


Мысль вибрирует, переливается.



Я не должен писать,


Графомания – тяжкая болезнь.


Я позабыл рифму.


Белый-белый стих.



Поток сознания через призму реальности.


Я трещинка на деревянной кошке.


Я Иуда, чиркну зажигалкой,


Подожгу Гефсиманский сад.



Я изнасиловал Колосс Радосский.


Я – это черви Шарля Бодлера.


Я – это свет, который не тонет.


Я холщевый мешочек остриженных ногтей.



Я электрон,


Я перевод с английского на французский,


Потом на русский и обратно.


Футуризм…





Светулька из Тюмени:




Соколиные были


Одичавшие взлеты


Чтобы волком завыли


Опустевшие гроты


Моих сорванных линий


Моих вялых подобий


Переспелые дыни


бледных лун. И надгробий


оскудевшие штампы.


Чтобы дрожью забились


Опрожненные тени


Моих прошлых волнений


И вонзились в колени


Покалеченных пальцев


Заплутавшие струны


Цвета матовой лампы


Запотевшие – сальцем


Позаплывшие луны.


Сны. От луны до луны.





Сборник высказываний и суждений по материалам дискуссии опубликован мной под заголовком «Настоящие поэты бред;графы, все остальные – графоманы». Кроме того, эта работа вышла и в двух номерах (от 18.02.2007) моей литературной рассылки в «В Ташкенте воли нет, но гордый жив поэт».




2


Выдержка из "подзамочной" записи (для себя), которую я сделал в своем ЖЖ в сентябре 2006 года, за четыре месяца до вышеозначенной дискуссии.



Поэт – это человек, который любит, страдает и может красиво и понятно рассказать о состоянии своего сердца и души.


Если человек – поэт, то он не может не работать.


Поэты, которым не дают творить, а также те, кто до конца осознали древнюю формулу "всё – суета сует", ищут смерти и находят ее либо от своих рук, либо от чужих.


Человек, который когда-то, что-то накропал, а потом из года в год только тем и занимается, что бьет себя в грудь, называя себя поэтом, но при этом стихов не пишет, – это не поэт.


Человек, который считает себя поэтом, но не имеет, будто бы, времени на поэтическое творчество из-за чрезмерного увлечения "тусовками" – реальными, виртуальными, комбинированными, а также из-за "углубленного" отношения ко всякого рода научной, наукообразной и прочей "зауми", – не поэт.


Человек, называющий себя поэтом, но не видящий смысла в современных условиях в поэтическом творчестве, – не поэт.


Известно, конечно, немало поэтов, которые "исписывались" и доживали свои дни, нередко растягивающиеся на десятилетия, в творческом бесплодии (например, тот же Эзра Паунд). Но это "звезды", видимо, не первой величины. Гёте и в старчестве не жил без любви и писал стихи до последних дней своего физического пребывания среди людей…




3


Хуан Рамон Хименес, 1881-1957, испанский поэт, лауреат Нобелевской премии (1956). В его стихотворении в прозе "Чувствую себя голубым" (Библиотека Всемирной Литературы, т. 143, стр. 148; из-во "Художественная литература", Москва, 1977) вычитал замечательное высказывание, смысл которого полностью совпадает с моими творческими принципами.



"...дело не в том, чтобы говорить необычно, как полагают поэты Мадридского Антенея или Нью-Йоркского клуба авторов, а в том, чтобы попросту говорить правду, чистую правду наиболее ясным и прямым способом".



Правда, Хименес в своем творчестве, я считаю, далеко не всегда следовал своему же высказыванию. Я же, как мне кажется, придерживаюсь своего "кодекса" неизменно.



Если попытаться представить в развернутом виде мои творческие и философские принципы, которые схематично отображены в приведенном выше высказывании испанского поэта, то могу сказать, что лично для себя я осознал и принял следующее.



При том, что страх перед сверхъестественными силами, вера в них и надежда на них существуют в человеческом обществе десятки тысяч лет, передаваясь от поколения к поколению и модернизируясь от эпохи к эпохе, что поддерживается и обеспечивается многомиллионной армией служителей и волонтеров культа во всех его конфессиях и сектах (а также властями предержащими; большевики-атеисты остались в прошлом, а нынешние коммунисты, пребывающие во властных структурах на вторых ролях, не чураются божьих храмов), очень важно не устраивать в своем внутреннем мире, скажем так, "свето"-, "электро"– и "пиротехнических" эффектов и не поддаваться инициации таких эффектов со стороны других людей. Ибо эти эффекты у лиц с повышенной и гипертрофированной впечатлительностью бывают настолько сильны, что для своего описания непременно требуют трансцендентных средств: языка, логики, философии, поэзии, теологии. Что не только имеет место во всей новой и новейшей истории, но и соответствующие творения неизменно объявляются творцами, поклонниками и почитателями областью сверхвысокой, сверхсложной, сверхтонкой духовности. С соответственным отнесением всех прочих к более низким ступеням одаренности, развития, образования, приближенности к Космосу, Богу и Тайнам Мирозданья. На самом деле те самые эффекты, с которых и идут все эти построения, дифференциации и дискриминации, существуют только во внутреннем мире тех самых личностей и во многом являются воображаемыми, мнимыми.



Что же касается глубины и широты океана внутренней жизни человека, высоты внутреннего неба, происходящих в этих космосах явлений, в частности крыльев и полетов души, свойственных в той или иной степени всем молодым людям, а особо одаренным личностям – всю жизнь, то для их описания вполне достаточно средств общедоступного языка и диалектического мышления, выработанных за всю историю человечества, не застывших, не догматических, не статичных, но находящихся в постоянной динамике и вечном развитии. Естественно, при соответствующих талантах "писцов", их долготерпении, жизненном опыте, культурном и информационном багаже, вкладываемом труде.



Подъем и успехи, так сказать, трансцендентации литературных, философских и духовных сфер, имели место на Западе в XIX-XX веках и, так или иначе, являлись следствием и отражением кризиса буржуазного общества и культуры. Современный русский мир (Россия и Зарубежье) повторяет эти западные "зады", что во многом обусловлено кризисом, а затем и крахом марксистско-ленинской идеологии в СССР, последующей моральной и духовной депрессией у думающей части населения, возрождением роли религии, интервенцией всякого рода мистических и оккультных течений, постепенной феминизацией и существенным омоложением научных, творческих, а также властных и коммерческих областей деятельности. Именно молодые более всего нуждаются в том, на что можно опереться в духовных поисках, с помощью чего можно объяснить или, напротив, отнести в необъяснимое порывы сердца и движения души, самоутвердиться в своей избранности и возвыситься над остальной массой.



Трансцендентное в психике, психологии, логике, философии, поэзии – это вредное. Оно продолжает культивировать рабскую подчиненность человека надуманным сверхъестественным силам, которые зарезервированы для своих нужд религией, теологией, теософией (в чем изначально и в конечном итоге заинтересованы власти), мешает ему разобраться и вступить в контакт с Мировым Разумом, возможность действительного существования или совершенного отсутствия которого отрицать или утверждать пока никак нельзя.




4


Дискуссия в ЖЖ Константина Гвинна утвердила меня в одном из главных моих нынешних убеждений: каждый настоящий поэт живет в своем мире, непересекающемся ни с каким другим. Аналогии, естественно, имеются, но пересечений – нет. Кроме всего остального, есть и взаимное отчуждение (на личностном и психологическом уровнях). Параллельные миры.


Работа с материалами дискуссии, а также знакомство с азами дадаизма как одного из модернистских течений первой половины 20 века, позволили мне проникнуть в поэзию ньюйоркца. Кроме известных мне ранее магий Поэзии, она, оказывается, обладает и такой, удивительнейшей: ожерелье строк, вроде бы абсурдистских, может заиграть весьма интересным, неоднозначным смыслом. Убедился в том в собственной ДАДА-пробе, в шутливом стихотворении «Ти Жа Ло». Для меня, убежденного яснописца по своим творческим и читательским наклонностям, это явилось откровением, открытием.


Бывший поэт (пребывающий в длительном застое) и поэт действующий – это уже параллельные миры.


Другое дело – "портфель" творца. Его содержимое, если оно стоящее, не может быть бывшим, независимо ни от "ассортимента", ни от количества, ни от времени написания.


В "портфеле" Константина Гвинна, экс-поэта, (так он сам себя нередко именует), дадаиста, физически крепкого, а значит, молодого еще человека (!), всего 16 относительно небольших стихотворений. Читатель "простой", "рядовой", неподготовленный, массовый вполне может по их прочтении, скажем так, недоуменно пожать плечами. Стихи Гвинна может отвергнуть и другой поэт, летающий на других "орбитах" или/и замкнутый в своем, индивидуальном мире. Их может не принять и довольно искушенный читатель (не стихотворец, но любитель поэзии), вкусы которого лежат в иных плоскостях. Однако, специалист (литературовед, филолог, действующий поэт), а также "посвященный" читатель, не могут не увидеть хотя бы того, что каждое стихотворение Константина Гвинна писано кровью сердца, совершенно оригинально и необычно, несет в себе и чувства, и смысл, и "артиллерийские разрывы", и "мины замедленного действия". Таких стихов много не напишешь…


Для настоящего поэта его стихи – превыше всего и больнее всего: и родителей, и близких, и друзей, и детей, и самого себя, и жизни, и смерти. Ибо настоящий поэт в своих стихах видит судьбоносность для всего сущего на Земле и, прежде всего, – для Родины.




5


Большинство действующих в настоящее время стихотворцев, как черт ладана, боится быть отнесенным к числу примитивов или яснописцев, изо всех сил рвется в элитарии, в неяснописцы. "Рвение" в немалой степени генерируется и поддерживается политикой, наклонностями, настроениями, а порой и всякого рода корыстными целями деятелей от литературы и вершителей литературных судеб. "Рвение" воспроизводится усилиями литературоведов, имеющих на этом прекрасные возможности показать свою эрудицию, блеснуть научной и наукообразной терминологией. Стоит ли при таких делах удивляться тому, что элитарии, чьи произведения "насыщенны реверберирующей энергетикой литературных и культурологических аллюзий" (Сергей Ханнес-Хан), "богаты философским интертекстом, способны вызвать очень сложный ряд ассоциаций" (Кристина Лавэйн), а также "элитарии", которых с русского на русский и вовсе невозможно "перевести", – стоит ли удивляться, что вся эта компания оторвалась от широкого читателя, а последний – напрочь не интересуется современной поэзией!


Неправильно это!


В то же время место Поэзии в сознании, сердце и душе подавляющего большинства людей юных и молодых, да и более старших поколений, занято музыкально-танцевально-вокальной попсой, в которой текстам, по степени их воздействия на публику, отводится едва ли не последняя роль.


Плохо!


Доминирование тривиальности, примитивизма и халтурности в эстрадно-песенном рифмоплетстве, с одной стороны, и соответственное оболванивание людей, с другой, диктуются законами масс-культуры и шоу-бизнеса (комплементарных рычагам общего управления и манипуляции массами), взаимодействуют друг с другом по принципу прямой и обратной связи. А настоящие поэты (в том числе и яснописцы), призванные в 21 веке препятствовать деградации человечества в безудержной гонке потребительства и вседозволенности, пребывают с массами по разные стороны от пропасти. Встретятся на ее дне? Народы свалятся в нее в морально-нравственном "кретинизме"? А поэты – в изоляции, материальной нищете и внутреннем отчаянии?


Страшно!


В дискуссии в ЖЖ Гвинна прозвучала, пусть и не столь громко, как хотелось бы мне, и озабоченность создавшейся ситуацией.


Слышите, поэты?! Слышите, литературоведы, редакторы и издатели?! Слышите, спонсоры, организаторы и члены жюри литературных конкурсов?! Я весьма и весьма далек от призывов ко всеобщему яснописанию. Но!..


Верните Поэзию людям!



N.B. Стихотворцы альманаха «Открытая мысль» – яснописцы. Это я отмечал и в «Стихии стихов». Это утверждаю и сейчас: Константин Брыляков, Михаил Сафин, Николай Буторин, Виктор Коноплев, Юлия Иванова, – поэты крупного калибра. Да и Элеонора Ещина, чье творчество в разделе «Поэзия» альманаха пока меня не впечатляет, в сравнении, скажем, с Константином из Казани выглядит сочинительницей весьма позитивной.




Август-2006 – март-2008.


Ташкент.


Специально для взаимосвязанных изданий –


интернет-журнала «Новая литература»


и печатного альманаха «Открытая мысль».



Марат Аваз-Нурзеф.





P.S. Над своими «Записками филосшедшего» автор в общей сложности, пусть и с перерывами, работал более полутора лет. Между тем многое, если не всё, что включает в себя это пухлое сочинение, имеется, как считает автор, в одном его стихотворении, написанном за один день, а именно 6 марта 2007 г. Оно-то и приводится ниже.





Зелье и Вода





С. Х-Х.,


профессору,


доктору филологии,


литературоведу,


филантропу,


поэту:


не посвящение,


но один из адресатов.




Стихи-коньяк, стихи-вино,
пьянящий аромат.
И горд, кто сотворил его,
а пьющий – в; сто крат.
Не суть, сколь смысла, рифм (иль без)
стихи вольют в бокал,
важней, чтоб трансцендентный бес
гладь зелья колыхал.
Знаток! Свой кубок осуши,
ввысь закати глаза:
прельщённый чёртом, страж души
отпустит тормоза...

И есть стихи, как херувим,
как родника вода, –
для тех, кто жаждою томим,
что с муки иль труда.
В черёд и в третий не нужны,
как ветру – вензеля,
для созиданья и мольбы
бес;вы кренделя.
Горстями жадно зачерпнем
хрустальной влаги мы:
опору, силы в ней берем, –
и делом вновь полны...



Марат Аваз-Нурзеф
Записки филосшедшего



Другие статьи в литературном дневнике: