***

Дмитрий Садченко: литературный дневник


Михаил Гофайзен


Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).


Фрагменты 1-9 см. здесь:
http://www.poezia.ru//article.php?sid=42993
http://www.poezia.ru/article.php?sid=43399
http://www.poezia.ru//article.php?sid=48943
http://www.poezia.ru//article.php?sid=49861


- I –


Язык - дух,
речь – душа,
письменность – плоть.
Однако всё, что обладает плотью, лишено святости...
и потому,
чем большее пространство осознаётся вне текста,
тем ближе этот текст к совершенству,
тем подлиннее это со-творение -
тем короче расстояние
от смысла духопостигаемого
к сущности духообразующих начал,
чем бы и (или) кем бы они ни были.


- II -


По обе стороны Греха


Их изгнавший из Сада - не Бог - они сами, старатели кладбищ.
И себе им уже не помочь ни тоской, ни строительством капищ,
потому что суть яблока – плоть. Знанье плоти есть знание смерти.
До скончания женам рожать, множа жизни и их лихолетья.
В эту тьму и без нас намело столько душ, что любые напевы
наших тел - лишь дублируют зло, заключённое в сущности Евы.
Осыпаются даты, как мак. У макак бесконечные тризны.
Мне не выжить с тобою никак, без тебя же и вовсе нет жизни.
Твой манок - материнский инстинкт, что точней самых правильных лоций.
А отвар первородных причин между смертных любовью зовётся.
И хранит эту блажь бытиё, разметавшись на ложе Прокруста,
словно время спасая своё, чтоб не стало во времени пусто.


- III -


Испытывая потрясения,
сознание
в поисках обезболивающих средств
вторгается за завесу сакрального,
скручивает сиюминутное в узел вечности,
но, вместе с тем,
продолжая пребывать во времени,
строит мосты между материей и замыслом,
между физическим и мистическим,
между человеческим и метафизическим,
между душой и истинами,
лежащими в основании бытия.


Именно так резонирует подобное с подобным -
благодаря письменности, но вне её.
И не суть важно, идёт ли речь о звуках музыки,
излечении тела, открытии законов физического мира
и (или) о тексте Апокалипсиса,
где Бог,
по мнению людей верующих,
водил рукою смертного Иоанна.


- IV -


пришествие


«Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко.
Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля»
(Числ. 24, 17)


-1-


гаишник, с достатка сгоняющий вес, лицо - «уступи дорогу».
карась на меху и его мерседес. светило, цедящее йод в переход.
лолита, глаза - «не влезай – убьёт». ботаник, ползущий не в ногу.
какие-то гога с магогой, терзающие гитару. отара
потеет, толкается, прёт... и с ней, в самой гуще кошмара,
сумой защищая живот, в горящий торфяник, в реальность
сквозь время мадонна плывёт...


-2-


люблю переплёты, флёр охры, пыльцу,
что эхо по полкам хранят, и пыльные мысли,
что тянутся вспять и силятся леность унять,
поилицу сплина – листву, листопад,
луну в пол-лица...
что ещё?
слова - просто так, невзначай, невпопад -
под пиво с нежирным лещом
и лёгкую грусть ни о чём.


живу, как камыш, меж былым и быльём,
чтоб чреслами тешить гамак. меняю бельё,
подновляю свой лак, а летом - на травку с мячом.
прощайте, орало с мечом!
всё так, да не так...
что ещё?!


час пик, переход, перезвоны
трамвайные – время назад -
и женщина ликом с иконы,
младенца несущая в ад...


-3-


в нашей реальности нет оперетт,
нет мыльных опер с приятным финалом.
жизнь – это мало, печально и мало,
чтобы привыкнуть к тому, чего нет.
есть - если сказано слово?


вянет в кувшине кувшинка луны.
в небо баулы былого,
что бурлаки, тянут души-слоны.
сын, ты ведь слышишь, как стонут сыны?
смысл – не у каждого слова.
впрочем, и это не ново.


к слову о слове, зачем эти «я»
здесь отбивают коленца?
в земли подземки, где пухом земля,
тянется сердце за сердцем,
в кое нет-нет да ужалить змее,
стоит к толпе притереться.
ирод какой-то локтём в толчее
всё-таки встретил младенца...


- V -


В самом совершенном творческом воплощении,
природе,
каждое слово неповторимо и одновременно с тем
подобно всему, что мыслится или может мыслиться.
Что ещё, как не найденное,
а значит – и сотворённое подобие,
в состоянии примирить создание и создателя,
жизнь и смертную природу любого феномена,
время со всеми его обитателями и вечность,
наделив всё сущее неуничтожимым смыслом?


- VI -


Четырёхлистник в тональности осень


"И в мокром асфальте поэт
Захочет, так счастье находит".
(Иннокентий Анненский)


-1-


Опал закат, по-бычьи волоок,
среди дерев в оградах полосатых,
скамейки лижут кровь, как молоко,
из проступивших лужами стигматов.


Здесь бьётся ключ - моя былая боль,
хранит пути сознание-храмовник,
и правит жизнь отселе и дотоль
пилою судеб въедливый садовник.


Всему виной дамасский блеск сердец,
я не сумел с ветрами примириться,
скворец воскрес, воистину скворец,
чтоб разменять себя на небылицы.


Сознанию – душа противовес,
с каёмочкой на шее, как на блюдце,
что делится на тысячи словес,
которые поэзией зовутся.


-2-


небо земле опустилось на грудь
сняв ослепительный нимб
просто ли в этой вселенной заснуть
стеблям тоскующих рыб


эхом расплавленных листьев пропах
клин отцветающих птиц
слёзы улиток на мёртвых плодах
павших пред господом ниц


нет новизны в ощущеньях и днях
в тленье с плетеньем оград -
ждёт за плетением белый монах
грешен ты был или свят


соль да опалы в оправе домов
зодчий сменил на янтарь
поздний октябрь затихающих слов
это особый словарь


-3-


нежиль
жжёнка
жмых былого
жмурик в галстуке дрожит
а под ним в жёлтушной луже лист как сребреник лежит


жизнь на жизнь играет в жмурки
нежить в жиже ворожит
за тоской тоску тощища тащит точно вечный жид


лабиринт дождя и буден
нет зонта - считай зека
в темень в темя в тесто тела жалит жало сквозняка


пей!
любовь страшней запоя
ибо страждет вечно жить
минотавр чистит зубы – пригодилась видно нить


строки - серые сороки
слухи-духи - в сорока
и до срока сойки-сроки превращаются в срока


жуть от жути жук на блюде – пишет ножками –
дождит
может статься пара строчек
прожужжится сквозь гранит


-4-


Ангелочек туч, ты на почву-то лей-полей!
Там ведь тоже жизнь из корней, камней да червей.
Пусть она насытится вдосталь дождём дождей,
что из духа рек, что ночей вековых черней.
Не печально это – по следам остальных, хотя
неприятно это... когда исчезает «я»,
и в одном котелке не родня твоя и родня,
как в сети ехидной жуёт пескарей мотня.
А поверх голов сороков да различных слов
в голове дурака валяет болиголов,
мол, всё лез из кожи, выпрыгивал из штанов,
а мирок твой, дружок, из липы да из дубов,
мол, на кой был стране чужой и стране своей(?) -
ладно б храм хоть сжёг, хоть какой-нибудь мавзолей!
Нафталин с лузгой – то, чем жил-дышал, что слагал,
а теперь с корабля да в зал на последний бал.
С холодком таким, с хохотком в нём приемлют плоть,
мол, не полз на свет - не пришлось бы и плоть полоть...
Ангелочек мой, ты на землю-то лей-полей -
где бы жизнь не ютилась, но мне с ней и там светлей.


- VII -


Из всех искусств ничто, как поэзия,
не стягивает пространства
между, казалось бы, несопоставимыми,
но всё же подобными явлениями и предметами.
Ничто вне поэзии, заключённой в любом творчестве,
и самой поэзии
не обладает таким, как она, языком,
где за границами материально осязаемого текста
возникают гигантские массивы бытия,
где начертания и звучания,
минимально соответствуя смыслу используемых слов,
максимально приближают человеческую духовность
к пониманию себя и постижению природы вещей вне себя.
Нет ничего одновременно настолько чувственного
и вместе с тем философского,
ничего настолько же подобного самой Природе...


- VIII -


Скажи, Сократ, если наш мир – это поэзия демиурга,
почему он не продолжает писать? За столько лет ничего нового...
- ты музыкант, но разве у тебя только одна песня?


Ты говоришь о других мирах... невидимых нами?
- возможно


Но ведь гармония в любых своих проявлениях - едина...
и, если всё подобно всему, то, значит, все его миры из одной глины.
Неужели он просто клонирует однажды созданное?
- если иное не мыслится


Учитель, мною - не мыслится.
- а разве ты демиург?


Мы же подобны... в чём тогда разница?
- возможно, в таланте


Почему тогда смертны в его мирах цветы и звёзды? Почему так трагична
его поэзия? Неужели и ему не хватило титанического огня?
- если иное не мыслится


Ты хочешь сказать, учитель, что талант вне меня я могу рассмотреть
только в объёме таланта внутри меня?
- пока есть душа


Только смерть может отнять у меня мою душу!
- а разве жизнь не способна на это?..


Раздел: Философская лирика
Опубликовано: 2013-05-14 17:28:05



Ссылки
Раздел "Философская лирика"
Автор Михаил Гофайзен


Наиболее популярные произведения автора Михаил Гофайзен:
Письма любимой...
ПОСЛЕДНЯЯ МЕТАФИЗИКА (фрагменты 1-2)
Оптимизм
Бременский музыкант
Монисто разлук-городов...


Любимые произведения автора Михаил Гофайзен:
ПОСЛЕДНЯЯ МЕТАФИЗИКА (фрагмент 8-9)
ПОСЛЕДНЯЯ МЕТАФИЗИКА (фрагменты 5-7)
ПОСЛЕДНЯЯ МЕТАФИЗИКА (фрагменты 3-4)
ПОСЛЕДНЯЯ МЕТАФИЗИКА (фрагменты 1-2)


Произведения автора
<<Пред.


Добавить комментарий


Сервис и статистика
Читателей:223


Оценить



Яндекс.ДиректВсе объявления
Портал «Неизвестный Гений»
Место встречи поэтов и писателей. Литературные конкурсы, общение, рецензии.
neizvestniy;geniy.ru
Новый Яндекс.Браузер
Удобные закладки и надежная защита. Браузер для приятных прогулок по сети!
browser.yandex.ua



Комментарии


Добавить комментарий


Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
О. Бедный-Горький 2013-05-14 21:05:38



Миш, я хоть и старый агностик, но:


...когда душа взлетела,
смерть отнимает
т е л о...


:о)bg



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Михаил Гофайзен 2013-05-14 21:13:24


Спасибо, Вань!
:)



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Лев Бондаревский 2013-05-15 01:16:51


Поздний октябрь затихающих слов-
это особый словарь."
Очень, очень.
Удачи!
ЛБ.



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Михаил Гофайзен 2013-05-15 10:24:32


Спасибо, Лев!
Рад Вас слышать!



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Вячеслав Егиазаров 2013-05-15 02:44:57


"Только смерть может отнять у меня мою душу!
- а разве жизнь не способна на это?.."


Да, "на вечные вопросы
Ответов вечных нет".


Спасибо, Михаил!



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Михаил Гофайзен 2013-05-15 10:26:15


Вячеслав,
неужели до конца осилили?!
:)
Душевно благодарен!



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Вячеслав Егиазаров 2013-05-15 20:09:22


Да уж, Михаил, поупирался.
Думаю, ещё по ссылкам побродить! Интересно!
Удач и счастья Вам во всём.
В.Е.



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Михаил Гофайзен 2013-05-16 14:31:03


Спасибо, Вячеслав!
И Вам - удачи!


Если что - спрашивайте.



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Дмитрий Демидов 2013-05-15 16:11:24


Да, Миша, о нём - вчера ещё прочитал, Клеона вспомнил сразу (мистейк: Иона - на самом деле) .
Спасибо!



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Михаил Гофайзен 2013-05-15 16:27:22


Клеона?! Вот это ассоциация! Надеюсь, не в связи с комедиями Аристофана?
:)




Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Дмитрий Демидов 2013-05-15 17:11:10


диалог о поэзии - Ион! Сорри. ОМ из него пчел и мед добывал в стихе 20-х.


Я в феврале тут в Салоне искал аллюзии на Сократа у ОМ, доставал пручан...


Сократ: И много было и есть художников, хороших и плохих...



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Alexandr Ivashnev 2013-05-15 17:51:30


Я не могу вам ответить на странице г-на Учарова. Он же меня зачернилил и засуспендил.
Ну нет у этого автора чувства языка, а амбиций полная котомка.



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Дмитрий Демидов 2013-05-15 18:20:28


Ладно, Саша, мы с Сократом потерпим (если Миша не против)



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Михаил Гофайзен 2013-05-16 14:27:58


Ага! Теперь понял! Речь идёт о Платоне, который в своих
диалогах использовал имя Сократа.
Правда, там об эпосе (о Гомере), и Платон, прямо скажем, не любил поэтов.
:)



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Дмитрий Демидов 2013-05-16 14:44:13


можно подумать, мы их любим...



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Михаил Гофайзен 2013-05-16 14:51:03


решительно нет!
:)



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Михаил Гофайзен 2013-05-16 14:29:35


Саш, привет!



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Александр Закуренко 2013-05-15 23:22:40


Миша, дорогой, ну нет у меня сейчас сил подробно анализировать твою метафизику. Хотя спорил бы со всем, начиная с первого стиха.
Пока только скажу, что "Однако всё, что обладает плотью, лишено святости" - совершенно неверное высказывание.
По ряду причин.
1. В тех ценностных системах, которые отрицают плоть или считают ее обиталищем греха (а святость может существовать только в системе, где есть оппозиция святое/профанное, чистое/нечистое) - святость есть не остутствие плоти, а ее преодоление.
2. Там же, кто плоть принимается, как часть Целого человека (ты с этого начинаешь, сопоставляя триединство языка/речи/письменности - тоже совершенно произвольно - с триединством человека:дух/душа/плоть) святости вне тела вообще быть не может. Святое - это преображенное состояние, святой - плотской человек, но его плоть преображена...





Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Леонид Малкин 2013-05-16 13:19:07


Святое - это преображенное состояние, святой - плотской человек, но его плоть преображена...


Саша, пожалуйста поподробнее о преображении плоти. Для врача, особливо для анатома-физиолога, это будет нобелевская премия и подарок от патр. Кирилла и папы Римского и т.д.


P.S. Подтвердились мои худшие опасения о святости трансвеститов. Всё таки преображение плоти, а не хухры-мухры.
Тьфу... Страмота!





Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Михаил Гофайзен 2013-05-16 14:18:55


Лёня,
привет!
:)


Позволь слегка вступиться за Сашу.
Концепция эта в философии восходит ещё к Аристотелю ("О душе"). Согласно основной мысли, душа есть форма тела. На своём пути к Абсолютной Актуальности форма всё отчётливее подчёркивает самою себя, преодолевая сущность плотского начала в человеке. Такой путь в христианстве возможен, скажем, через отшельничество, пост и т.д.
Другое дело, что пиша (деепричастие слизал у Белинского:) о плотском, я имел в виду более расширенное понимание этого слова -материальное, земное, предметное и т.п., а не только тварное.



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Михаил Гофайзен 2013-05-16 13:44:51


Саша, друг мой любезный,
я и не сомневался, что, если заглянешь, то алчущие хлеба и зрелищ вполне себе
смогут насладиться видом твоих интеллектуальных и бицепсов, и трицепсов.
:)


Начну с того, что ты несколько христианизируешь мою мысль, отсюда и возникают ложные посылки. Для христианина идея святости неразрывно связана с идеей Спасения,
и оппозиция праведное/греховное и т.п. исключает третье. По большому счёту, вряд ли это иначе в других «ценностных системах», т.е. в тех культурах, которые не открыли для себя или не приняли основную христианскую доктрину. И, в этом смысле, оба твоих возражения сводимы к одному. В рамках бинарной логики «исключённое третье» - один из основных законов. Кто бы спорил?!


Но
это модель логическая. Используя её невозможно описать мир вполне. Я воспользовался моделью метафорической, или, если быть точнее, ассоциативно-метафорической. Она имеет право на жизнь ничуть не меньшее…а, с моей точки зрения, большее,
особенно – когда речь идёт о гносеологических и онтологических аспектах бытия. Если говорить о первопричинах логика пасует, т.к. исчезают оппозиции (Бог, бытие, пространство и т.д.). Позитивным может быть только апофатический подход в рамках логики, но он абсолютно зависим от предшествующих спекулятивных построений.


Не хочу углубляться в историю вопроса, отмечу только, что древние мифологии, некоторые библейские книги (см., напр., «Песнь Песней»), труды в области герметической философии (напр. «Изумрудная скрижаль»), метафизики (Аристотель, Аквинский, Шопенгауэр и др.) более или менее фрагментарно использовали тот же, что и я,
метод описания бытия. Быть же доказательным и описать при этом, скажем, категорию хаоса в пределах любой логической модели – невозможно, т.к. номинативная функция языка неизбежно будет подавлять когнитивную.


Таким образом, я и пришёл к заключению, что более всего, для моих целей подходит язык поэзии, где слово – не равно самому себе.


Вот очень симпатичные примеры подтверждающие право на существование такого метода:
«Мороз такой, что ежели убьют,
То пусть из огнестрельного оружья…» (И.Бродский)


«и память жирует отдельно
и чешется, словно культя…» (А. Кабанов)


«Красив, как молодой Дантес…
спустился дельтаплан с небес…» (В. Егизаров)


Примеры, как ты понимаешь, можно множить.
Логики – никакой. Описания адекватно передают то, что хотел сказать автор и не требуют дополнительных доказательств.




Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Александр Закуренко 2013-05-17 20:17:05


Лене Малкину


Леня, скажу тебе, как бывший санитар-реаниматор.


Опытным путем святость ощущается.
Вот приложись к мощам преподобного Сергия - благодать на душу сойдет..
А потом приложись к мощам трансвестита.. И расскажи, что почувствуешь!


А если серьезно, Леня, вот сейчас пишу рецензию на книгу о погибшем в немецком концлагере о. Дмитрии Клепинине. Он вместе с м. Марией выдавал евреям свидетельства о крещении - и тем самым спас многих от нацистов.
А потом был арестован и на допросе сказал, что если его выпустят - он снова будет спасать людей.
Его и не выпустили.
В лагере вскоре умел, в штольне - от мороза и слабости.
Я думаю - его плоть была преображена, потому что других людей он любил больше не только своей плоти, но и самой возможности ее существования.


Мише Гофайзену.


Миша, когда слова не равны сами себе - то это шизофрения, а не поэзия.



И какое отношение дуализм или логика имеют к христианству?


Свою критику продолжу (если, конечно, ты не появишься и не напоишь меня коньяком).



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Михаил Гофайзен 2013-05-20 13:57:07


Саш,
когда слово равно самому себе - это обычная бытовая речь.
Например.,
если один собеседник говорит другому: "Смотри, полетела ласточка", он имеет в виду только ласточку и не более того. В данном случае - мы встречаемся с двумя, основными для данного высказывания, языковыми функциями. Номинативная - называет конкретный предмет, сообразуясь только с его идеей (понятием). Коммуникативная - передача сообщения собеседнику, соотносящегося с номинативной (назывной) функцией.
А теперь рассмотрим один из известных примеров того же слова в поэзии Мандельштама. Ласточка - это смерть, чёрная, стремительная, никогда не останавливающаяся в своём полёте, хватающая пищу (души?) на лету, исчезающая в чёрных отверстиях-гнёздах и т.д. Основная (номинативная) функция становится вторичной. И вот слово - уже не равно самому себе. Это то самое ассоциативно-метафорическое мышление (помнишь, В. Гумбольдт писал, что "слово - материальная оболочка мысли" (цит. по памяти), которое, с моей точки зрения, и является определяющим для понимания сущности поэзии. О сознании, в этом смысле, я когда-то тебе уже писал да сообщение, видимо, затерялось где-то в недрах оффтопиков или в литсалоне – не нашёл… может быть, помнишь - о мирах (реальности, действительности) поэтической и обычной. Ты и там из меня шизика делал.
:)


Я не пользовался термином «дуализм» - слишком много значений, а мы вечно с тобой
толкаемся на предмет дефиниций.
В онтологической части, разумеется, ни о какой логике в христианстве говорить не приходится. Речь может идти только о последовательности… Но там, где заканчивается онтология и догматика, богословие и, шире, христианская по духу философия, охотно пользуется этим инструментом. Особенно в рамках катафатической теологии. Напр., Фома Аквинский. И потом, об оппозициях ты сам заговорил: «святое/профанное, чистое/нечистое».
:)




Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Александр Закуренко 2013-05-20 14:32:36


Михаилу Гофайзену


Миша, на шизика не обижайся, я сам шизик со стажем.
Дуализм - это твой отсыл к "бинарной логике".


Я бы сказал так, смысл поэзии - в возвращении слова к самому себе.
С твоей точки зрения - в рамках членения полноты слова на ряд функций - действительно, можно пользоваться той или иной "частью" языка.
Но пример Мандельштама неудачен,
Потому что ласточка Мандельштама - это не символическая ласточка, не аллегория, даже не метафора.
Это и есть ласточка, просто она пребывает в стихотворении в своей полноте - она вернулась по словам самого О.М. к первооснове жизни.


Твой подход лишает слово онтологической сущности, делая его инструментом выражения - мысли автора, эмоции, интенции.
Я же говорю о том, что слово - лишенное полноты всех своих смыслов - это уже словами Малкина - трансвестит.
Мне в мире этих ребят, несмотря на всю мою терпимость, жить не хочется.


Мне хочется в ласточки видеть ласточку, в небе - небо, в девушке - девушку. И даже в мужчине - мужчину.



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Михаил Гофайзен 2013-05-20 18:53:57


Саш,
не важно, что тебе хочется видеть в слове. Важно, если речь идёт о поэзии, что вкладывает в то или иное слово автор:


"Живое слово не обозначает предмета, а свободно выбирает, как бы для жилья, ту или иную предметную значимость... Стихотворение живо внутренним образом, тем звучащим слепком формы, который предваряет написанное стихотворение. Ни одного слова еще нет, а стихотворение уже звучит."(«Слово и культура» Мандельштам)


Добавлю от себя.
И, коль скоро слово будет обозначать только названный предмет, а не выбирать себе любой, сообразуясь со сходством своих, если хочешь - онтологических, признаков (форма, значение, звучание, вкус, цвет и т.п.) и признаков другого предмета (суть – метафора), создавая при том стоящее за его, слова, границами пространство (образ, мир, чувство и т.д.), то таковое слово едва ли будет образующим поэзию.


Так что пример с «ласточкой» - очень удачен. Эта всего лишь птичка (номинативно) со своими онтологическими свойствами, нагло пользуясь весьма отдалённым сходством по функциям, свила гнездо в другом месте - с его онтологическими свойствами – в слове смерть. И не только. Например, ещё и в слове – обновление, и в слове – жизнь и т.д., сравнивая свою стать с теми или иными свойствами и этих предметов, явлений, сущностей и т.п. Это и есть – поэтическое пространство слова… Оно далеко от усреднённой статистической реальности (аналитический подход), хотя и является частью богосозданного бытия (синтетический подход).




Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Александр Закуренко 2013-05-26 18:09:33


Миша, так все-таки речь об авторском произволе или о "внутренней форме слова" (по Гумбольту и Потебне, у которых учился Мандельштам ).
Разница онтологического и произвольного подхода в том, что в первом поэт - чуткий слушатель, пытающийся уловить действительно внутреннюю форму слова и запечатлеть ее в реальности, во втором - навязать слову свои собственные толкования.
Ласточка, лишенная полета и превратившаяся, скажем, в трамвай, это и есть произвольная цепь ассоциаций. деструкция бытия и смерть автора.
Постмодерн - то бишь. То бишь - ложь.



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Михаил Гофайзен 2013-05-27 19:18:18


Саш,
речь шла всё-таки в моей работе о противопоставлении слова
в бытовой речи и его назывной функции слову в поэтическом
тексте, где за границей собственно назывной функции возникают иные смыслы. В пределах метафоры семантика слова расширяется от номинативной величины названного предмета (явления, действия и т.п.) на величину сопоставляющегося предмета и всех слов контекстуально с ним связанных (напр., определений), включённых в предложение или подразумеваемых. Тот мир, который описывало слово в его начальной огласовке утрачивает свою предметность (в расширенном понимании), т.к. в него вписываются свойства предметов, не находящихся в настоящий момент в видимой части этого самого мира.
Таким образом - реализуется когнитивная функция языка, которая перестаёт быть жёстко детерминированной, особенно если речь идёт о существительных. Впрочем, обо всём этом я уже писал выше.


Добавлю. Именно это качество свойственно поэзии более, чем любому другому виду искусства. Используется оно в пределах любой школы или направления, т.к.
является наиболее общим свойством поэтической речи, буде то романтизм, соцреализм или постмодернизм.


Хочется добавить, вспоминая Маршака, что любое искусство существует только в силу того, насколько оно поэтично (с). И, конечно, приложил к этим размышлениям свою руку и Аристотель (сущность метафор). Не грех будет вспомнить о про-Явленном у нашего с тобой нежно любимого Хайдеггера. Да и Гумбольдт («слово есть материальная оболочка мысли» цит. по памяти), конечно, вполне уместен. Ещё два-три имени плюс немного от себя, и в результате - твоё негодование.
:)





Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Александр Закуренко 2013-05-28 14:23:44


Миша, мое негодование есть не-годування вiдкритостi и вiдкриття готовности.
Оченьсложно сочетать Аристотеля и Хайдеггера, порядок и бунт, космос и отчаяние.
Но некоторым образом вообще западная метафизика произвела расчленение не только языка (ты все-таки мыслишь именно в этой парадигме) на функции, но и всего бытия.
Попытка деконструктивистов или предателя феноменологии - Хайдеггера - спасти нерасчленненость бытия провалилась.


Единица - это не единичный отрезок, позволяющий суммировать единицы в любое как угодно большое число, но - континуум, уже содержащий в себе все числа.
И слово, хотя и является единицей языка, но при этом и есть сам язык.
У тебя же язык - это некоторая грамматическая игра, о правилах которых договорились и выстроили некую иерархию функций.
Как и Бродского - поэзия есть высшая форма существования языка.
Но это ложь, поскольку сам я зык и есть поэзия - то есть есть творение из себя бытия.
Второе.
В твоей схеме совсем нет места личности, ее существованию, поскольку нет экзистенциального опыта пишущего, про-являющего в бытии свое участие.
Язык говорит сам за себя, поэзия работает метафорой или суммой своих функциональных обязанностей.
Но расчленение бытия влечет деперсонализацию личности до уровня либо инженера, составляющего из тропов тот или иной текст, либо медиатора самого бытия.
Нет человека в такой схеме.
А он есть, и он есть словесное существо.
А поэзия - как раз есть сосуществование этого словесного существа в его неповторимости опыта - и бытия, в котором человек присутствует.
ТО есть - нерасчлененное и неслиянное единство бытия и слова в человеческом опыте.



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Михаил Гофайзен 2013-05-30 13:40:09


Саша,
друг мой!


По-моему, здесь ты не вполне о том, о чём я... Ну, да ладно!
Невероятно хочется с тобой повидаться и доспорить!
Моё приглашение (помнишь?) - в силе.


Сейчас вынужден свернуть нашу полемику, поелику уезжаю -
у меня выступления в Риге и Киеве. Будет желание, отпиши мне на
е-мейл - по части, как бы нам всё же испить коньячку и т.д.


Обнимаю!




Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Александр Закуренко 2013-06-01 03:59:05


Аминь, Миша, дорогой.
Напишу.



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Татьяна Гладышева 2013-05-28 13:02:14


Михаил, очень интересно!


Удовольствие и от текста, и от развернувшейся под ним дискуссии получаешь :)



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Татьяна Гладышева 2013-05-28 13:44:04


P. S.
Несмотря на то, что работа, скорее, философская, поэтические её части прекрасны!
:)



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Михаил Гофайзен 2013-05-28 17:52:48


Татьяна,
душевно благодарен!


Вы, видимо, ещё не вполне освоились с навигацией.
Под откликом есть кнопка - "редактировать".
Можно не писать новый отклик, а всего лишь изменить старый.
:)


Ещё раз - спасибо!



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Лариса Кириллина 2013-05-28 14:01:44


Здравствуйте, Михаил. Это грандиозно по форме и по смыслу.
Однако первое же, с чем не соглашусь:
"...всё, что обладает плотью, лишено святости".
Для язычников (философски думающих) это категорически не так.
Впрочем, и некоторые христиане, вероятно, не согласятся.
Соотношение плоти, духа, фантазии и воли к формотворению - отнюдь не прямолинейно дуалистично.
В стихотворной части у Вас нет прямолинейности. Это лишний раз подтверждает пророчески-прозренческое вИдение поэта и ограниченность формальной логики, стесненной условностями интеллектуальных, религиозных и терминологических клише.




Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Михаил Гофайзен 2013-05-28 18:30:18


Добрый вечер, Лариса!
Приятно Вас видеть!



По всей видимости, я не то и не другое (и не язычник, и не христианин).
:)
Если вспомнить, скажем, монаду Тай-ци, то, конечно, легко заметить, что в любом инь есть фрагмент ян, а в любом ян - фрагмент инь. Вы правы.


Но всё же по основным признакам - они противоположны, даже
несмотря на то, что являются частью целого. В случае опозиции идеальное/материальное, с лёгкой руки Платона, эти различия стали ещё более разительными. Дело усугубил Аристотель, противопоставив формы как идеальное начало материалу, в который может быть заключена та или иная сущность. Плотин, развивая некоторые идеи Платона, пошёл ещё дальше, разведя реальное, т.е. божественное, и богосозданное... и т.д. Если, скажем, пропустить ещё, примерно, полтора тысячелетия, то мы столкнёмся
с противопоставлением феноменального и ноуменального у Канта,
или воли и представления у Шопенгауэра и т.д.


Цитируемое Вами место, с одной стороны, традиционно восходит ко всем этим определениям, а с другой - попытка от них отказаться, создав некий метафорический универсум.



Не запутал?
:)


И - спасибо за отклик!



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Людмила Колодяжная 2013-06-02 17:48:40


Святостью обладает даже плоть....


Но философия не всегда - поэзия...



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Михаил Гофайзен 2013-06-07 12:03:18


Людмила,
и первое, и второе утверждение справедливо...
иногда.
:)



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Геннадий Семенченко 2013-06-04 23:28:32


Миша, это - кладезь мудрости. Я, далековатый от религии, принимаю все. ЗдОрово о поэзии. Здесь все - поэзия. А душевно меня больше всего затронуло второе стихотворение.


Геннадий



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Михаил Гофайзен 2013-06-07 12:06:40


Гена,
дорогой, спасибо!
Рад тебя слышать!



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Снежана Малышева 2013-06-05 00:32:40


Под воздействием красоты спорщики умолкают...:)
а красиво таки.



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Снежана Малышева 2013-06-05 21:08:08


Что в Киеве в безинтернетную среду заселили?:)



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Михаил Гофайзен 2013-06-07 12:00:38


Вот именно! В и-нете - от случая к случаю.
:)


Спасибо, Снежана!



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Дмитрий Демидов 2013-06-05 01:16:03


Ну вот, Михаил, Ф 10 попал в ТОП.
Кстати, на вершине рейта ещё то стихо - полюбуйтесь.


Да, на почту давно заглядывали?



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Михаил Гофайзен 2013-06-07 12:05:35


Дмитрий,
посмотрим, что будет дальше.
Заглядываю, но редко.
Вернусь домой только в 20-х числах.



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Дмитрий Демидов 2013-06-07 18:04:12


"Потерянных" поэтов обещали вроде...



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
О. Бедный-Горький 2013-06-05 19:05:05


...нет, Мих, жизнь на это не с п о с о б н а...


:о)bg


PS
A propos, получается, что ты согласен
с "афоризьмом" - "не мы такие,
а жизь такая..."?..


PPS
Не поеду ни в Киев, ни в Ригу,
не издавши бумажную книгу...
:о)))bg



Re: Последняя Метафизика. Фрагмент 10. Эстетика (Поэзия).
Михаил Гофайзен 2013-06-07 12:09:14


Привет, Вань!
Приезжай лучше в Таллин. Без книги.
Коньяк с меня.
:)


Премного благодарен!





Другие статьи в литературном дневнике: